Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире сфера услуг имеет большое значение. Значительная часть валового внутреннего продукта развитых стран приходится на сферу услуг, в которой трудится большая половина трудоспособного населения. В постиндустриальной экономике услуги были окончательно утверждены в товарных формах.
Сфера услуг включает в себя производство различных видов услуг, которые оказываются физическими и юридическими лицами, и при этом применяется понятие «сервис». В настоящее время в России и в других развитых странах уже сформирована социально-экономическая структура сервиса, которая является важной частью социальной жизни.
В соответствии с философско-методологическими основами построения экономической теории сервиса существует ряд особенностей данной сферы. В частности, сервис рассматривается и как этап потребления товаров и услуг, и как этап их производства.
Сервис функционирует на границе производственных и непроизводственных отраслей, является неоднородным по своей структуре и представляет собой, по сути, третичный сектор социально-экономической деятельности, который связан с услугами. Кроме того, в экономике есть такие элементы, как производство, распределение, обмен и потребление. Сфера сервиса характеризуется процессом потребления, то есть сервис считается частью экономики. Также вместе с потреблением, в области сервиса исследуются и антропологические аспекты его реализации, а это уже стоит за рамками экономической теории. В настоящее время конкуренция среди сервисных предприятий весьма высока, так как данная сфера является весьма развитой. Данная тема актуальна, так как исследование внешней и внутренней среды сервисного предприятия позволяет выработать в дальнейшем эффективный стратегический план развития предприятия.
Цель исследования: анализ внешней и внутренней среды предприятия сервиса на примере ФГУП «Почта России».
Объект исследования: ФГУП «Почта России»».
Предмет исследования: внешняя и внутренняя среда сервисного предприятия.
Задачи исследования:
1. Описать организацию как открытую систему.
2. Рассмотреть порядок анализа внешней и внутренней среды организации
3. Охарактеризовать методы анализа внешней и внутренней среды
4. Охарактеризовать предприятие сервиса ФГУП «Почта России».
5. Произвести оценку конкурентоспособности, анализ внешней и внутренней среды ФГУП «Почта России».
Практическая значимость: в курсовой работе проведен анализ внешней и внутренней среды ФГУП «Почта России», а также оценка конкурентоспособности.
Методы исследования: метод анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1 Организация как открытая система
Общая теория систем является научной дисциплиной, которая разрабатывает методологию исследования систем. Данные принципы носят междисциплинарный характер, так как системы различных видов изучаются и другими науками: экономикой, биологией, техникой и т.д. Общая теория систем связана непосредственно с теорией познания и другими разделами философии, математической логике и изучает общие объекты для любых систем: вход, процесс, цель, выход, обратная связь, функционирование, развитие, рост, взаимодействие и др.
В самом общем виде системный подход – это признание того факта, что объект исследования – система. Отметим, что не существует единого общепризнанного определения системы. Поэтому, будем использовать следующее определение: система – это множество взаимосвязанных динамично элементов, каждый из которых свойством, присущим целом (системе) не обладает 17, с. 53.
Элементом системы является неделимая в рамках этой системы, отделенная часть ее со своими особыми чертами, назначением и свойствами. Элементы могут считаться взаимосвязанными, если они накладывают взаимное ограничение на поведение друг друга. Каждая из обособленных частей системы формирует ее подсистему. Все, что в систему не входит, для нее внешней средой.
Система – это развивающийся объект. Система возникает, развивается в пространстве и времени, мыслительном процессе, разрушается и перестает существовать.
Значит ли это, что одновременно появляются и исчезают некоторые связи и элементы, происходит превращение их. Любое изменение системы может быть рассмотрен как ее переход в новое состояние.
Отправная точка системного подхода - это процесс выделения системы из внешней среды, который сильно затруднен часто в связи с относительностью характера выделения системы из окружающей среды. Каждое выделение системы из внешней среды и подсистем в системе не является единственным и зависит от целей исследования и от разнообразия свойств и взаимосвязей элементов. Кроме этого, можно всегда выделить более общую систему, в которую данная включена как подсистема, и можно всегда выделить из данной подсистемы ограниченную часть ее, которая также является системой.
В соответствии с приведенным определением системой могут стать объекты различной материальной и нематериальной природы, которые имеют определенную взаимосвязанностью элементов. Все организации - это системы. В связи с тем, что в общем смысле люди представляют собой компоненты организации, вместе с техникой, используемой при выполнении работы, они называются социотехническими системами 8, с. 47.
Как система организация имеет определенные свойства: целостность, эмерджентность, гомеостаз, структурированность. Целостность системы определяет единство элементов, которое позволяет систему выделить из внешней среды по ее системным свойствам. Создание целого реализуется посредством интеграции или объединения частей в единое целое, каждый элемент которого занимает строго отведенное место. Для организации свойство целого - это ее цель, ради которой объединяются индивиды. Это является результатом, который каждый элемент не может получить в отдельности, а только в рамках кооперации, в рамках обмена своими способностями и ресурсами.
Целостность неразрывно связана с эмерджентностью что подразумевает наличие в системе качественно новых свойств, которые в составляющих ее частях отсутствуют. Это означает, что свойства целого - это не просто сумма свойств элементов, его составляющих, хотя и от них зависят. Объединенные в целое элементы могут потерять свойства, характерные для них вне системы, или же приобрести новые. Например, коллектив сотрудников, имеющих переменную профиля специалистов, способен производить более сложную продукцию, разрабатывать и реализовывать стратегию развития организации.
Гомеостазис – это такое свойство устойчивости системы, при котором система стремится всегда к восстановлению нарушенного равновесия, компенсируя при этом изменения, возникающие под влиянием внешней среды. Понятие гомеостазиса пришло в менеджмент по биологии, в которой этот срок определен, как способность живого организма поддерживать внутренние характеристики в физиологически узких и определенных пределах. Например, в организациях формой проявления гомеостазиса может быть неприятие неформальной группой подразделения любого нового сотрудника 20, с. 173.
Структурированность означает возможность выделения системных элементов и распределения ролей между ними. При оптимально распределенных ролях (кооперации и специализации) достигается наибольшая эффективность системы.
Терминология системного подхода определяет управление, как влияние управляющей подсистемы на управляемую, направленное на сохранение ключевых качеств системы (то есть совокупности свойств, потеря которых приведет к разрушению системы) в условиях изменения внешней среды, или на выполнение определенной программы действий управляемой подсистемой, или на достижение заданной цели.
Управляющая подсистема - это подсистема, влияние которой обусловливает и определяет поведение другого подсистемы. При этом подчиненная подсистема является управляемой. В случае, если управляющая подсистема – человеко-машинная, ее называют субъектом управления, а управляемую – объектом управления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арутюнов Ю.А. Развитие диктует перемены. Инновационное развитие как экономическая категория./ Ю.А. Арутюнов, А.С. Шаранин // Креативная экономика. 2011. – № 2. – С. 15-19.
2. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
3. Бланк И.А. Менеджмент: учебный курс. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2013. – 680 с.
4. Богатко А.Н. Система управления развитием предприятия: учебное пособие / А.Н. Богатко. – М.: Финансы и статистика, 2015. –240 с.
5. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 299 c.
6. Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 209 с.
7. Ефремов В. С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 2. – С. 3-27.
8. Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. – 2012. – № 10. – С. 47–69.
9. Ковалева Т. В. Изучение факторов внешней и внутренней среды организации // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 1293-1296.
10. Койн К., Субраманиам С. Дисциплина стратегии // Вестник McKinsey. – 2013. – № 1. – С. 35-36.
11. Коробова Е. А. Анализ внешней среды организации (на примере ООО «ТОН-АВТО») // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 349-351.
12. Носкова Н.С. Анализ факторов дальнего окружения (PEST-анализ) для фирмы ООО «Натиру» / Н.С. Носкова, В.М. Шарапова // Молодежь и наука. – 2017. – № 1. – С. 90.
13. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М.: Контроллинг, 2011. – 240 с.
14. Официальный сайт ФГУП «Почта России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //www.pochta.ru - Дата обращения: 11.03.2019.
15. Попов С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2013. - 176 c.
16. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. - 240 c.
17. Труш Е.В., Шарапова В.М. Внешний анализ конкурентов организации / Е.В. Труш, В.М. Шарапова // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 2. – С. 51-55.
18. Угрюмова, Н. В. Теория организации и организационное поведение. Учебник / Н.В. Угрюмова, А.О. Блинов. - М.: Питер, 2015. – 288 c.
19. Шеметов П.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / П.В. Шеметов, В.В. Радионов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. – М.: Омега-Л, 2011. – 398 c.
20. Ялунина Е.Н. Комплексный подход в управлении экономическими системами // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 10 (39). – С. 172-180.