Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение экономической безопасности предопределяется многими факторами. Относительно промышленной политики, вероятно ввиду ее широкого значения, в юридической литературе имеется многообразие мнений. Так, по мнению группы ученых, «в условиях отсутствия законода-тельно закрепленной государственной промышленной политики, является актуальным вопрос о необходимости активного внедрения содержатель-ной промышленной политики, включающей модернизацию экономики, по-вышение конкурентоспособности промышленного производства на основе соответствующей национальной промышленной политики».
Результаты научных изысканий относительно промышленной поли-тики учтены и в законодательстве Российской Федерации. Федеральный закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 16 де-кабря 2014 г. («Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации, органами местного самоуправления при формирова-нии и реализации промышленной политики в Российской Федерации»).
Экономика и, в частности, промышленный комплекс Российской Фе-дерации в настоящее время переживает застойный период. Успешная про-мышленная политика сможет послужить хорошим толчком для экономи-ческого роста. Для разработки эффективной промышленной политики, следует обратиться к опыту развитых стран, промышленный комплекс ко-торых в настоящее время является одним из самых конкурентоспособных и развитых.
Актуальность данной курсовой работы состоит в значимости про-мышленной политики государства.
Предмет работы – инструменты промышленной политики РФ в со-временных условиях.
Объект промышленной политики – промышленная политика РФ.
Цель работы – оценка промышленной политики РФ и определение направлений ее совершенствования.
Задачи работы:
- представить понятие государственной политики;
- раскрыть сущность и значение промышленной политики;
- рассмотреть направления промышленной политики в развитых странах;
- представить промышленную политику в РФ;
- раскрыть направления улучшения развития промышленной поли-тики РФ.
Структура работы состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованных источников.
В первой главе работы раскрыты теоретические аспекты промыш-ленной политики РФ.
Во второй главе работы представлены направления промышленной политики развитых стран, России и направления ее развития.
1 Теоретические аспекты промышленной политики государства
1.1 Государственная политика: виды, направления
Государственная политика является общим планом действий полити-ко-административных органов власти и управления, который направлен на решение важных, оказывающих влияние на жизнь граждан проблем общества, может включать в себя такого рода направления, как:
а) установление общественных целей и приоритетов развития,
б) разработка и планирование стратегии в политической сфере,
в) анализ и оценка уровня затрат по программам и политикам, кото-рые являются альтернативными,
г) проведение обсуждения и консультирования,
д) выбор и принятие решений на государственном уровне,
е) выполнение мониторинга и оценки исполнения и т.п.
С целью того, чтобы дать гарантию стабильности и устойчивости в обществе, прогнозируемости государственной политики, принят достаточ-но жесткий порядок изменения Конституции РФ. Ее важнейшие положения могут изменяться только на основе всенародного голосования, либо же со-зываемым для данных целей Конституционным Собранием. Иного рода положения могут изменяться на основе федерального конституционного закона, который вступает в силу после одобрения органами законодатель-ной власти не меньше чем в 2/3 российских субъектов.
Из важнейших направлений государственной политики целесообраз-ным является выделение таких ее видов, которые являются сегодня акту-альными для РФ [8, с.37]:
- конъюнктурной политики;
- политики роста экономики;
- структурной политики;
- региональной политики;
- политики занятости;
- антиинфляционной политики;
- инвестиционной политики;
- социальной политики.
Если брать за основу так называемый «вертикальный» критерий классификации государственной политики, может быть выделено 5 уров-ней ее выполнения: местный (сюда относят городской, районный и пр.), региональный (иначе - территориальный), общегосударственный (иначе - общенациональный), международный (так называемые союзы стран) и ми-ровой.
Важнейшие сферы политики государства включают в себя политику экономическую, социальную, государственно-правовую и внешнюю. Каж-дая отдельно взятая сфера государственной политики имеет собственную структуру и собственные объекты воздействия, в связи с чем внутри каж-дой отдельно взятой сферы могут быть выделены отдельно взятые струк-турные блоки либо же направления.
К примеру, экономическую политику делят на политику промыш-ленную, денежно-кредитную, налоговую, ценовую, таможенную, инвести-ционную и т.п. Основными направлениями социальной политики государ-ства являются: образование, здравоохранение, культура, жилищное строи-тельство, отношения в трудовой сфере, занятость, доходы населения стра-ны, вопросы национального характера, демография и т.п.
Согласно функциям государственная политика разделяется на такие виды: а) внутренняя, которая связана с регулированием отношений между гражданами, группами социального характера и властью внутри страны; и б) внешняя, которая включает регулирование отношений данной страны с иными странами, международными организациями ( к примеру, МВФ) и иного рода субъектами отношений в международном плане.
Если брать за основание классификацию согласно стилю управления, характеру взаимодействия гражданина, общества и государства, может быть выделены либеральный, социал-демократический, консервативный типы политики государства.
Согласно целям исследования, могут быть выделены и много иных критериев классификации политики государства (согласно характеру вза-имодействия участников политического цикла, специфике внешних и внут-ренних факторов политики государства и т.п.) Все это предоставляет воз-можность дать оценку уровня сложности, конфликтности политики и про-вести выбор адекватных механизмов и инструментов ее реализации.
В РФ согласно распоряжению правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (в ред от 28.09.2018) «О концепции долгосрочного социального экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) выделены следующие направления государственной политики [4]:
- политика развития человеческого потенциала (создание условий благоприятного характера с целью развития способностей каждого чело-века в стране, улучшение жизненных условий граждан, качественного уровня социальной среды и др.);
- политика создания высококонкурентной институциональной среды, которая бы стимулировала активность предпринимателей и привлечение в российскую экономику капитала (развитие рынков конкурентных, демоно-полизация, отказ от роста уровня совокупной налоговой нагрузки, умень-шение налоговых издержек экономических агентов, уменьшение уровня рисков в инвестиционной и предпринимательской сфере посредство защи-ты прав собственности, роста уровня предсказуемости государственной экономической политики и др.);
- экономическая политики в сфере структурной диверсификации эко-номики на базе инновационного технологического развития (образование российской инновационной системы посредством интегрирования с инсти-тутом высшего образования системы научных исследований и разработок; образование центров компетенции глобального характера в отраслях об-рабатывающих, включая производства. относящиеся к высокотехнологич-ным, и экономику знаний; с целью роста конкурентоспособности ведущих отраслей экономики использование ГЧП, улучшение условий доступа оте-чественных компаний к источникам инвестиций долгосрочного характера; поддержка экспорта той продукции, у которой высокий уровень добав-ленной стоимости и др.);
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014 №11-ФК) // Справочно-правовая база «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О про-мышленной политике в Российской Федерации». URL: https:// rg.ru/2015/01/12/promyshlennost-dok.html.
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71837200/.
4. Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (в ред от 28.09.2018) «О концепции долгосрочного социального экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) // Справочно-правовая база «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.
5. Аганбегян А.Г. Инвестиции в основной капитал и вложения в человеческий капитал – два взаимосвязанных источника социально-экономического роста // Проблемы прогнозирования. - 2017. - №4. - С.17-20
6. Бюджет России на 2018 год. Инфографика // Аргументы и фак-ты. 19 декабря 2018 г. URL: http:// www.aif.ru/dontknows/infographics/byudzhet_ ros-sii_na_2018_god_infografika.
7. Варсеев В.В. Роль промышленной политики в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации / В.В. Варсеев // Вест-ник экономической безопасности. – 2017. - №1. – С.8-10.
8. Государственная политика и управление: учебник для бака-лавривата и магистратуры. В 2 частях. Часть 1. Концепции и проблемы. – М.: Юрайт, 2018. – 395с.
9. Довбий И.П. Государственная промышленная политика (аспек-ты экономической безопасности) / И.П. Довбий, А.С. Богачев, Н.С. Довбий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2018. - Т. 12. - №3. – С.49-58.
10. Зубарева И. Мерин глубоко не вспашет // Российская газета. 14 декабря 2017 г. URL: https:// rg.ru/2016/12/14/v-2017-godu-subsidirovanievypuska-selhoztehniki-budet-urezano.html.
11. Кудрявец А.С., Проценко В.С. Структурная политика государ-ства в контексте укрупнения промышленного производства // Вестник со-временных исследований. – 2018. - №9.2. – С.69-71.
12. Мантуров Д.В. Подходы к реализации и инструменты про-мышленной политики в зарубежных странах // Известия Манкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. - №4. – С.7-15.
13. Минакир П.А. Промышленная политика / П.А. Минакир // Журнал НЭА. – 2014. – № 2 (22). – С. 180-185.
14. Новопашина Н. «Мираторг» будет делать кожу для салонов автомобилей и корма для животных // РБК. 21 февраля 2017 г. URL: https://www.rbc.ru/bus iness/21/02/2017/58ac2df39a79472183cf06d3.
15. Пименов В.В. Промышленная политика: основные направления и приоритеты в условиях цифровой трансформации / В.В. Пименов // Во-оружение и экорномика. – 2017. - №5. – С.49-56.
16. Полтерович В. М. Промышленная политика: рецепты или ин-ституты? / В.М. Полтерович // Журнал НЭА. – 2014. – № 2 (22). – С. 190-194.
17. Попов В. В. Промышленная политика – как определить отрас-ли, которые надо поддерживать / В.В. Попов // Журнал НЭА. – 2014. – № 2 (22). – С. 186-189.
18. Румянцева Е.Е. Промышленность России: проблемы и пути дальнейшего развития // Экономика в промышленности. – 2018. – т. 11. - №2. – С.151-158.
19. Соцопрос: Оценка динамики факторов, влияющих на бизнес, и мер, направленных на возобновление экономического роста. М.: ВЦИОМ, 2018. 19 с. URL: https://www.wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2018/2018-05-21_predprinimatel.pdf.
20. Токмакова Е.П. Промышленная политика: инструменты прове-дения и индикаторы / Е.П. Токмакова // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2017. – Т. 8. - №1. – С.78-93.
21. Шаповалова В.В., Самохвалова К.А. Формирование эффектив-ной промышленной политики в целях обеспечения экономической без-опасности / В.В. Шаповалова, К.А. Самохвалова // Актуальные вопросы налогообложения: Сборник науч. статей II Всеросс. научн-практ. конфе-ренции. – Курск: ЮЗГУ, 2018. – С.235-239.
22. Яньшина М. Н. Алгоритм оценки механизма реализации про-мышленной политики / М.Н. Яньшина // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3: Экономика. Экология. – 2017. – №1. – С. 29-33.