Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья во все времена выступала в качестве важнейшего института социализации личности. Ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия именно в семье, при этом на протяжении длительного времени семья является для ребенка единственным местом, где он получает данный опыт. В дальнейшем данную роль начинают играть такие институты, как детский сад, школа, улица, но несмотря ни на что семья всегда оказывает самое сильное влияние на формирование личности ребенка.
Процесс формирования личности в семье происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму научения, который также развивается по двум направлениям: во-первых, социальный опыт приобретается ребенком в ходе взаимодействия с родителями, братьями, сестрами, а, во-вторых, личность ребенка формируется в процессе его наблюдения, как взаимодействуют члены семьи между собой.
Актуальность исследования. В нашем исследовании мы рассматриваем взаимоотношения детей с интеллектуальной недостаточностью с семьей, и какое влияние члены семьи оказывают на процесс формирования таких детей. Негативное отношение семьи к ребенку может оказать отрицательное на него влияние.
Объектом исследования является родительский тип воспитания.
Предмет исследования – влияние родительского типа поведения на процесс развития личности ребенка.
Цель исследования – выявление влияния, оказанного на личность ребенка при использования родительского типа воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть типы воспитания, родительских позиций, их взаимосвязь с детско-родительскими отношениями.
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления влияния, оказывающего стилем воспитания на личность ребенка.
3. Разработать рекомендации по оптимизации родительско-детских отношений в семье.
Гипотеза заключается в том, что стиль общения с ребенком репродуктивен, он вo многом задается семейными традициями. Родители воспроизводят тот стиль воспитания, какой был свойствен их собственному детству, нередко повторяют стиль своих родителей.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Для получения эффективных результатов нами были использованы как теоретические методы, включающие анализ литературы по проблеме, так и эмпирические методы (Тест «Стратегия семейного воспитания» Н.М. Рухленко).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЛИЧИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ И ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Отечественные и зарубежные исследования значения детско-родительских отношений для психического развития ребенка
Вопрос влияния итог семьи на дело особенности база развития итог ребенка быть всегда этот представлял большой темп интерес для этап специалистов в области база психологии семь развития[10,c.65]. Влияние опыт семейного куда окружения итог на дело особенности база развития итог ребенка быть представляет большой темп интерес для этап исследователей учет в области база психологии семь развития. В настоящее план время, в связи со значительными тема изменениями тема в социально-культурной темп среде, которые факт затрагивают современную семью, становится сбор все более план актуальной темп проблема один изучения итог эмоциональной темп сферы ребенка быть и, в частности, возникновения итог детских страхов[17,c.64].
Большую роль в вопрос исследования итог особенностей учет детско-родительских отношений указ сыграли явно представители явно классического куда психоанализа. С точки курс зрения итог данного куда подхода этот либидозная сеть энергия итог оказывает сильное цена влияние опыт на дело процесс развития итог личности, а ее план неудовлетворение опыт приводит к фиксации семь данного куда процесса на дело той темп или явно иной темп стадии семь развития. З.Фрейд, А.Фрейд считали,что ясно именно чтоб от родителей учет в раннем возрасте зависит удовлетворение опыт и контроль удовлетворения итог либидо самого куда ребенка[30,c.132].
Исходя из результатов проведенных исследований указ представители явно данной темп теории семь делают вывод,что ясно при суть взаимодействии семь с родителями тема у детей учет формируется сбор определенный тип привязанности, который оказывает значительное цена влияние опыт на дело формирование опыт личности база ребенка, его куда познавательной темп активности, ребенок начинает доверять окружающему миру, людям вокруг и самому себе, своим мыслям и чувствам[14,c.79].
Такие опыт представители явно теорий указ социального куда научения, как А.Бандура, Р.Сирс, изучали явно влияние опыт родителей учет и других близких взрослых на дело процесс формирования итог социально чтоб адаптивного куда и адекватного куда поведения итог ребенка. По мнению этих авторов родителям необходимо язык использовать похвалу, внимание опыт и оценку по либо отношению к ребенку, как главные факт формы социального куда подкрепления. Главная сеть мысль данных высказываний указ заключается сбор в утверждении семь первичной темп роли явно взрослых в развитии семь и становлении семь ребенка быть как личности[19,c.96].
Гуманистическая сеть психология итог основывается сбор на дело тезисах о родительском отношении семь как фундаментальной темп основе развития итог ребенка. (К.Роджерс).
При суть рассмотрении семь особенностей учет детско-родительских отношений указ в отечественной темп психологии семь основной темп идеей учет становится сбор понятие опыт совместной темп деятельности база со взрослым как главной темп движущей учет силы психического куда развития итог ребенка. (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, М.И. Лисина)[21,c.96].
Именно чтоб семья, выступая сеть в качестве ближайшего куда социального куда окружения, удовлетворяет в первую очередь потребность ребенка быть в эмоциональной темп поддержке, защите от окружающего куда мира есть и уважении семь в кругу близких (Н.Н. Авдеева, Э.Г. Эйдемиллер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Дж. Боулби и др.)[16,c.78].
Отечественными тема психологами тема подробно чтоб изучены и описаны типологии семь родительского куда отношения итог на дело основе анализа клинических данных (В.И. Гарбузов, А.Е. Личко лишь и Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга и др.).
Каждая сеть семья отличается сбор особенной, не рост всегда этот осознанной темп и до конца сформулированной темп системой темп воспитания. Нами тема были явно выделены наиболее план чаще всего куда встречаемые факт тактики курс внутрисемейных отношений: диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество.
Диктат проявляется сбор в проявлении семь одними тема членами тема семьи (в основном взрослыми) инициативы по либо тому или явно иному вопросу, подавлении семь выражения итог своего куда мнения итог другими тема членами тема семьи. Рассматривая сеть данное цена поведение опыт стоит сказать, что ясно предъявление опыт родителями тема требований указ по либо отношению к своим детям это ясно необходимый процесс, но чтоб данные факт требования итог должны соотноситься сбор как с целями тема воспитания, так и не рост противоречить нормам морали явно и нравственным педагогическим канонам[27, c.56]. Многие опыт родители явно пренебрегают вышеперечисленными тема принципами тема и используют в воспитании семь лишь приказ и насилие, как основные факт виды воздействия итог на дело ребенка, при суть этом в ответ на дело нажим, принуждение опыт и угрозы получают лишь сопротивление опыт ребенка, которое цена может вылиться сбор во хотя вспышки курс грубости, агрессии, замкнутость и порой темп ненависть по либо отношению к своим родителям. В ситуации, когда этот сопротивляющийся сбор ребенок может быть сломлен под силой темп и авторитетом взрослого, сломленными тема становятся сбор и его куда качества весь личности: чувство хотя собственного куда достоинства, уверенность в себе и свои силы, самостоятельность[5,c.34]
Авторитарная сеть позиция итог родителя, его куда нежелание опыт считаться сбор с мнением собственного куда ребенка, его куда жизненными тема интересами, подавление опыт его куда личности, а в случае протеста тоже с его куда стороны и возможное цена использование опыт физического куда насилия, издевательство хотя над ним, - все это ясно может привести база к разрушению основ для этап формирования итог полноценной темп личности база ребенка[22, c.41].
Опека быть в семье представляет из себя такую систему взаимоотношений, при суть которой темп родители явно обеспечивают ребенка, ограждая сеть его куда от всех возможных трудностей, забот, преодолевая сеть все препятствия итог самостоятельно. Сам процесс формирования итог личности база теряет свою актуальность и важность, так как этот процесс может сопровождаться сбор различными тема трудностями, от которых родители явно так старательно чтоб прячут своего куда ребенка. При суть этом родители явно сознательно чтоб блокируют процесс подготовки курс ребенка быть к столкновению со взрослой темп жизнью и сложностями, которые факт могут им встретиться сбор на дело жизненном пути база вдали явно от родительского куда дома. Такие опыт дети база вырастают абсолютно чтоб неприспособленными тема к жизни итак в коллективе. По результатам исследований указ именно чтоб данная сеть категория итог подростков наиболее план подвержена дело в подростковом возрасте психологическим срывам[19, c.101].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Практикум по либо возрастной темп психологии/Г.С.Абрамова. 3-е изд. - М., 2001. -246 с.
2. Безруких, М.М. Проблемные факт дети/М.М.Безруких. - М., 2000.-325 c.
3. Бурменская, Г.А., Карабанова, О.А., Лидере, А.Г. Возрастно-психологическое цена консультирование: проблемы психологического куда развития итог детей/Г.А.Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидере. - М., 2000.-423 с.
4. Вилюнас, Ф.Е. Психология итог переживания. Анализ преодоления итог критических ситуаций/Ф.Е.Вилюнас. - М., 2004 – 194 с.
5. Вечерская, М.Л. Чего куда боятся сбор наши дети/М.Л.Вечерская. - М., 2002.-321 с.
6. Выготский указ Л.С. Педагогическая сеть психология. - М., 1991.
7. Газман,Я., Шлягина, Е.И./Я.Газман, Е.И.Шлягина дело Психологические опыт проблемы семьи // Вопросы психологии.- № 2, 2000.-С.56-59.
8. Диагностическая сеть и коррекционная сеть работа тоже школьного куда психолога // под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.-198 с.
9. Джеймс, У. Что такое эмоция? Психология эмоций. Тексты, /У.Джеймс// под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. // - М. Издательство МГУ, 1984.-99 с.
10. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба/И.В.Дубровина. - М., 1997.-326 с.
11. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей/А.И.Захаров. Серия «Психология ребёнка». - СПб., 2000.-289 с.
12. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей/А.И.Захаров. - М., 1986.-263 с.
13. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/А.И.Захаров. - М., 1993.-401 с.
14. 3убкова, А.С. Детские страхи/А.С.Детские страхи. - М.,2006-279 с.
15. Изард, К. Эмоции человека/К.Изард /пер. с англ./. - М.: Издательство МГУ, 1980.-321 с.
16. Каптерев, П.Ф. О детском страхе/П.Ф.Каптерев // Народное обрахование.2000. -№3 .-С.69-75.
17. Ключников, С. Семейные конфликты /С.Ключников. - СПб., 2002.-346 с.
18. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений/С.В.Ковалев. - Педагогика. М., 2007.- 402 с.
19. Кочубей, Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? /Б.Кочубей. -М., 2008.-269 с.
20. Карелина, А.А. Психологические тесты/А.А.Карелина. – М.,2002.-199 с.
21. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.,2009.-345 с.
22. Кэмбелл, Р. Как на самом деле любить детей/Р.Кэмбелл. - М, 1992.-375 с.
23. Крайг, Г.. Психология развития/Г.Крайг. - Спб., 2000.-362 с.
24. Лаут, Г.В., Брак, У.Б. Коррекция поведения детей и подростков/Г.В.Лаут, У.Б.Брак. - М.: Академия, 2005.-196 с.
25. Нарушение в детском возрасте и их коррекция / под ред. В.В. Лебединского. О.С. Никольской / М.: МГУ, 2000.-145 с.
26. Мартыненко, О.Б. Происхождение страхов у детей/О.Б.Мартыненко // Прикладная психология, №2, 2003.-С.78-85.
27. Николаева, Т.Н. Психология и педагогика. - М.: Педагогика. 2007. – 274 с.
28. Никольская, И.М. Психологическая защита детей/И.М.Никольская. - СПб.,2009. -325 с.
29. Немов, Р.С. Психология/Р.С.Немов. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. - М., 2004. - 456 с.
30. Овчарова, Р.Ф. Справочная книга школьного психолога/Р.Ф.Овчарова. - М.,2006. -312 с.