Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие юридической науки в России протекает по сложному и тернистому пути. В его рамках происходит переход от одной парадигмы к другой, от одного уровня знаний к другому. При этом осуществляется постоянный поиск направлений наиболее полных способов изложения научной картины мира с точки зрения юриста.
Система юридического знания является развивающейся субстанцией, что определяется динамичным характером изменений во времени таких социальных институтов как государство и право. Сохраняя свою незыблемую основу, характерные признаки, своё социальное назначение, государство и право в течение многих столетий предстаёт перед учёными во всем разнообразии политических, структурных, территориальных устройств, методов осуществления власти, во всей многогранности взаимодействия с личностью, коллективом, обществом .
Уровень юридических знаний имеет тенденцию к росту, он наполняется новыми направлениями и исследованиями о государственно-правовых явлениях и процессах. Это приводит к трансформации и углублению многих привычных научных положений и выводов.
Актуальность работы: В условиях многообразия современных государственных и политических процессов все большую значимость для их оценки приобретают ключевые понятия теории государства и права, осмысление которых позволяет не только реагировать на актуальные проблемы отдельных государств, но и прогнозировать возможные векторы мирового государственно-политического развития.
Знание предмета теории государства и права позволяет оценить её место в системе общественных наук.
Современная теория государства и права должна извлечь из оформленных теорий все то полезное, что они содержат, что помогает глубже уяснить природу таких сложных социальных институтов, как государство и право. При этом наряду с обновлением должна присутствовать и определённая преемственность в развитии государственно-правовой мысли.
Особенно большие перемены в этой связи происходят в методологии теории государства и права. Реализация вышеуказанных функций позволяет теории государства и выполнять стоящие перед ней цели и задачи.
Теория государства и права может выступать в форме науки и в форме учебной дисциплины. Их следует отличать друг от друга.
Учебная дисциплина основывается на науке, призвана передавать обучаемым уже полученные наукой и проверенные практикой знания, согласно структуре учебных программ .
Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему информации, которая соответствует структуре конкретной учебной программе и необходима для подготовки юристов.
Цель курсовой работы: рассмотреть теорию государства и права как науку и учебною дисциплину, рассмотреть особенности современной теории государства и права, выявить и определить перспективы её развития.
Предметом настоящей работы является теория государства и права.
Объектом курсовой работы является теория государства и права как наука и учебная дисциплина и как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе.
Исходя из цели и актуальности темы, нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить современное состояние теории государства и права как юридической науки.
2. Дать характеристику предмета и функций теории государства и права.
3. Рассмотреть методология теории государства и права и её основные принципы.
Вопросам теории государства и права в юридической литературе всегда уделялось большое внимание. Об этом свидетельствует богатое наследие отечественной правовой мысли, включающее в себя работы таких известных российских учёных, как Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий, С.А. Муромцев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Ф.Ф. Кокошкин и др. Их идеи получили отражение в работе.
Теоретической основой работы выступили труды отечественных учёных в данной области. Методологическую основу работы составляют общенаучные и частно-научные методы исследования, в том числе: конкретно-исторический, формально-логический, системно-структурный и другие методы, широко применяемые в данной науке.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Развитие науки теория государства и права представляет собой длительный исторический процесс, который имеет различную динамику. Каждый этап развития науки теория государства и права имеет свои специфические черты.
В процессе развития юриспруденции постоянно продолжалась дискуссия о месте общей теории правовой науки среди юридических наук. Согласно одной из точек зрения, теория должна считаться введением в изучение права, т.е. своеобразным предисловием к правоведению.
Однако вследствие развития теоретической мысли возобладала другая точка зрения: наука теории права – это самостоятельная область знания, суть которой состоит в системном представлении всего комплекса знаний о правовых явлениях, а также в подготовке методики его изучения. Общетеоретическая правовая наука ещё какое-то время проводила разграничение между энциклопедией права и его методологией.
В нашем государстве правоведение в университетах начало своё становление с кафедры отечественного законодательства – «кафедры права Российской Империи» .
По университетскому уставу 1804 года на данной кафедре изучали курс «Энциклопедия, или Общее обозрение системы законоведения, российские государственные законы, то есть законы основные, законы о состояниях и государственные учреждения». Указанным курсом покрывалось изучение подавляющей части законодательства государства, и преподавание его базировалось на освоении законодательного материала и практическом его применении .
Юридическая наука и литература по изучаемой теме были практически лишены теорий, исследований и трудов профессионалов.
Работа по систематизации, сопоставлению и упорядочению огромной массы законодательных актов государства, была успешно завершена под руководством М.М. Сперанского. Сперанский был инициатором направления российских студентов для прохождения обучения за границей, что. в конечном счёте, способствовало становлению теории государства и права как самостоятельной науки.
Наиболее успешные студенты Московского и Петербургского университетов направлялись в Берлин для получения полного юридического образования и изучения теории права в Европе.
Уже ко второй половине 30-х гг. XIX века русская правовая наука имела собственную школу учёных, которые заложили фундаментальные начала отечественной теоретической правовой науки. Калмыков, Неволин, Редкин, Станиславский вошли в историю отечественного правоведения как одни из первых российских профессоров, которые преподавание практической юриспруденции и прикладных юридических наук сочетали с изучением теории правовой науки .
Становление теории государства и права как самостоятельной науки прошло длительный и сложный период.
Важность энциклопедии права (или общей теории права) как науки и введение её как учебной дисциплины при профессиональной подготовке юристов связано с развитием человеческих знаний, их специализацией и необходимостью их последующему осмысливанию в комплексе.
С начала XX века обозначился процесс обособления политической теории от правовой теории. Теорию права и теорию государства начали рассматривать отдельно от политической науки.
После 1917 года общетеоретическая дисциплина, продолжала называться энциклопедией права.
Особенности политической системы послереволюционной России объясняют отсутствие других направлений в теории права и государства, которые поддерживались официальной властью. В данное время существенно иные оценки значению и роли права после пролетарской революции давали Ильин, Устрялов и др .
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). - "Проспект", 2016 г. 324 с.
2. Баранов В.М., Першин В.Б., Першина И.В. Государственно-правовая закономерность как основа предмета юридической науки. В сборнике: Четвертые Бабаевские чтения «Государственно-правовые закономерности: теория, практика, техника». 2013. С. 136-152
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права [Текст] : учебник / А. Б. Венгеров. - 9-е изд., стер. - Москва : Изд-во Омега-Л, 2013. - 607 с.
4. Калугина И.А. Исторические аспекты становления правового воспитания в высшей школе России. Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 2. С. 16-19
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 8-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство Юридического института, 2012. - 608 с.
6. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2016 г. 640 с.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с.
8. Пиголкин А.С. Теория государства и права / Учебник. - М.: Городец, 2003. 253 с.
9. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров. — Москва : Проспект, 2015. — 496 с.
10. Сативалдыев Р.Ш. Развитие теории государства и права в таджикистане в постсоветский период. Государствоведение и права человека. 2017. № 1 (05). С. 18-25
11. Томсинов В.А. Развитие русской юриспруденции во второй трети XIX века. Статья первая. Законодательство. 2008. № 8. С. 89-94
12. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 715 с.
13. Шадрин В.М. Развитие юридического образования и теоретической юриспруденции в России в первой половине XIX века. Проблемы права. 2010. № 1. С. 81-86