Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Детский театр — это наиболее консервативная вещь. Даже взрослые, прогрессивные зрители, которые ходят на какие-то неожиданные, новаторские и экспериментальные спектакли, всё равно почему-то водят детей на классические постановки. Все знают, какими должны быть «Машенька и медведь», «Колобок». Почему-то считается, что ребёнок должен посмотреть то, что родители видели в своём детстве. Это даёт гарантированное качество. Говорят, аналогичная ситуация с детской литературой — берут «Русалочку», «Дюймовочку», но не берут какие-то интересные современные детские книжки, которые сейчас выходят в большом количестве, и они яркие, талантливые и очень интересные.
Если смотреть подряд детские спектакли, которые выпускают театры России, действительно, в массе своей это будет очень консервативное зрелище. К сожалению, именно в отрицательном значении слова «консервативный». Это то, что было много лет назад. Эстетика не меняется, это может идти годами и нет никакого обновления. Очень важно, что появился большой пласт новой литературы, режиссёры её читают и хотят из этого делать спектакли. Одна из самых больших проблем театра для детей — это то, что там нет героя, с которым ребёнок может себя ассоциировать и понимать, что он ему близок. Обычно это какие-то зайчики-белочки, животные, сказочные персонажи.
Вторая тенденция — это появление действительно новых форм. Не только мультимедиа, но и каких-то популярных жанров театра, которые, как только появляются, сразу становятся интересны детям. Например, променад-спектакли им очень интересны, потому что они любят где-то ходить, что-то делать, а там это позволительно. Так сразу возникают другие темы. Консервативность есть, но с другой стороны, как только появляется что-то новое, то это сразу замечают.
Именно эта тенденция приводит к необходимости использовать инновационные приемы в построении постановке, например, такие, как монтаж, которому есть место не только в телевизионных постановках и фильмах. Таким образом, актуальность работы становится очевидной: в контексте данной работы будут рассмотрена особенность средств монтажа в детских театральных постановках.
Цель: определить выразительные приемы монтажа в сценарии детской театрализованной программы.
Задача 1. Исследовать монтаж как особый метод мышления сценариста-режиссера массовых праздников.
Задача 2. Выявить особенности работы сценариста-режиссера с детской и подростковой аудитории.
Задача 3. Определить роль сценариста-режиссера монтажа при анализе различных сценариев.
Задача 4. Проанализировать основные направления работы над индивидуальным сценарием.
Глава 1. Теоретическое обоснование роли сценариста-режиссера монтажа в «тема»
1.1. Монтаж как особый метод мышления сценариста-режиссера массовых праздников.
Монтаж сегодня стал важнейшим трендом искусства и, конечно же, он не обошел стороной праздничную культуру, которая, обретая формы театрализованного представления, нуждается в нем необычайно остро.
Постановка праздника, в первую очередь — требует написания литературного/постановочного сценария на основе документа, во вторую - требует соблюдения художественного баланса, в котором на паритетных эстетических началах бытовали бы гармонично документальное и художественно-условное.
Что касается монтажа — на сегодняшний день существует масса возможностей, что безусловно отразиться на будущем праздника. Да, следует понимать, что зачастую монтаж охватывает его лишь частично, далеко не всесторонне, и любой монтаж соответствует времени, она так же, зачастую уже содержит ту или иную точку зрения, но может интерпретироваться совершенно по-разному.
Режиссура театрализованных представлений и праздников предполагает умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме. Используя именно метод театрализации материала, будь то исторический, документальный или современный, мы воздействуем на зрителя эмоционально.
Следует заметить и другие специфические особенности сценария театрализованного представления и праздника:
-Актуальность/значимость;
-документальная основа;
— синтетический характер (разные виды жанра);
— подлинность места исторического события;
— монтаж как метод соединения материала;
— метод театрализации как способ художественного осмысления событий прошлого и настоящего средствами театральной образности;
— особенный характер композиции, конфликта, сюжета и построения действия;
— активизация зрителя;
— зрелищность;
— масштабность
и многое другое…
То есть всякий собранный материал, должен работать на мысль, идею.
Этот вывод подтверждает, что палитра сценариста и режиссера массового праздничного действа чрезвычайна, многообразна и дает по существу неограниченные творческие возможности.
Но следует понимать, что театрализация того или иного материала – это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально – художественное действие.
Условно, монтаж в праздниках можно классифицировать по способам фиксации, как к примеру это сделал Даниил Натанович, разделив документ на письменные свидетельства и документ запечатлевшийся внешне, так сказать «зримый» ряд происходящего. Автор статьи, в свою очередь, раскрывает данную классификацию и некоторые способы её применения в структуре театрализованного представления и праздника.
В результате углубленного анализа и обобщения имеющегося массива информации о дневниках следует то, что монтаж имеет огромную роль в театрализованном представлении и празднике, но зачастую исключительно в представлениях посвящённых какой либо личности.
В учебном театре кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, был поставлен эпизод студентки Леончик Елены, в основе которого записи из дневника Вацлава Нижинского. Отчасти, дневник был проиллюстрирован, но эмоции и события, описанные в нем, помогли режиссеру найти прием раздвоения, растроения личности главного героя, который предстал перед зрителем в разных образах, говорящих документом дневника, с каждым окружающим персонажем по своему, в свете описанных в нём событий. Такой опыт даёт понять, что дневник может стать не только основой представления, но и может подсказать режиссёру образ, который эмоционально воздействует на зрителя.
С учетом сказанного выше, логично, что информация, качественно смонтированная, может лечь в основу эпизода представления и даже в основу целого сценария, поскольку периодическая печать освещает события сегодняшнего дня и имеет огромную актуальность, зачастую подтверждённую документом. Как упоминалось выше, нельзя забывать об особенностях построения сценариев праздника, где на первом месте стоит именно актуальность.
Самое эмоциональное воздействие на зрителя несут видеокадры. Следовательно, в любом празднике ценятся документальные кадры, работающие на мысль режиссёра.
Огромную роль в монтаже играет обращение внимания на акустический фон со всем многообразием звуковых элементов. Так же следует обратить внимание на интерпретацию автора того или иного текста, что позволит удостовериться или же, наоборот, усомниться в подлинности.
Особенность режиссуры театрализованных представлений и праздников, как было указано выше, заключается в месте проведении праздника.
Для режиссёра театрализованных представлений и праздников место — это наиважнейшая деталь. Именно от места может родиться идея, замысел,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аль Д. Основы драматургии [Текст] / учебное пособие /. Д. Аль - СПб, 2011.
2. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Барнаул, 2005
3. Богданов, И.А. Драматургия эстрадного представления: Учебник [Текст] / И.А. Богданов. И.А. Виноградский. - СПб. : Изд-во СПбГАТИ, 2009. - 424 с
4. Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа: учебное .пособие Челябинская гос. Академия культуры и искусства Челябинск, 2011.
5. Борщ В. А. Специфика подготовки режиссера массовых зрелищ / Виктория Борщ // Информационно-культурологическое и искусствоведческое образование в контексте болонского процесса: Материалы научной конференции 13-14 декабря 2005г. - Х.: ХГАК
6. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. - Орел: ОГИИК, 2005
7. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. Учебное пособие для студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». - Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. - 242 с.
8. Карп Вячеслав Ильич Основы режиссуры, М, 2003
9. Ковакин Л.Д. Классические основы режиссуры. Краснодар, 2001 г.
10. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. -Краснодар: Изд. КГУ-КИ, 2004. - 408 с.
11. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004
12. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: учебное пособие / Н.М.Андрейчук; Алтайская гос. академия культуры и искусств. – Барнаул: изд-во АлтГАКИ, 2008. – 127с. (Опубликовано под грифом УМО высших заведений РФ).
13. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»),2014, - 160 с.
14. Праздничная культура: традиции и современность : сборник учеб.-метод. статей / ред.: Л. Ф. Черкашенинов, Е. В. Сазонова ; АГИК, Фак. худож. творчества, Каф. режиссуры праздников. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2015. – Вып. 4. – 111 с.
15. Рубб А.А. 30 бесед об эстрадных концертах / А.А. Рубб. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004,-224 с.
16. Современное состояние и перспективы развития праздничной культуры: история, теория, методика : сборник науч. и учеб.-метод. статей / ред. кол.: Л. Ф. Черкашенинов, Е. В. Сазонова ; Алт. гос. акад. культуры и искусств, Каф. режиссуры праздников. – Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2012. – Вып. 2. – 115 с.
17. Теоретические аспекты режиссуры праздников : сборник учеб.-метод. статей / ред. кол.: Л. Ф. Черкашенинов, Е. В. Сазонова ; Алт. гос. акад. культуры и искусств, Каф. режиссуры праздников. – Барнаул : Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств. – 2013. – Вып. 3. – 119 с.
18. Чечётин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений [Электронный ресурс]: учебник / А.И.Чечётин.- 2-е изд., стер.- СПб.: Лань, 2013.- 288 с.- (Учебники для вузов. Специальная литература).- (ЭБС «Лань).