Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Динамические изменения российского социума в последнее время зародили ряд социально-психологических и социально-экономических преобразований, которые актуализировали деструктивные побуждения и способствуют повышению общего индекса агрессивности индивидуального и социального существования человека. Отражением данного феномена является рост агрессии среди подростков, который наметился в последнее десятилетие.
В психологии подростковый возраст определяется как наиболее незащищенный, уязвимый, озадаченный поиском личного индивидуального стиля взаимодействия со своим «Я» и Миром (И.С. Кон, Л.И. Божович, А.В. Мудрик). К сожалению, результаты исследования психологов показывают, что довольно высокий процент подростков сегодня проявляют агрессивные тенденции в отношениях «Я - Мир», а также демонстрируют аутоагрессию [7, с. 116].
Проблематика агрессивного поведения является предметом непрерывных дебатов. Эпицентром внимания исследователей являются понятие «агрессии», определение функций агрессии, социальных и биологических детерминант, механизмов изучения и закрепления, условий, которые определяют проявления агрессии, способствуют выявлению половозрастных и индивидуальных особенностей агрессивного поведения и способов его предупреждения (А. Адлер, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Дж. Доллард, Д. Зильманн, К. Лоренц, Н. Миллер, С. Фишбах, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, Б.Г. Ананьев, Ю.М. Антонян, С.Н. Дубинко, М.И. Еникеева, А.Р. Ратинова и др.) [17, с. 57].
Многообразные исследования данной проблемы нашли свое отражение в работах А.В. Дулова, М.И. Еникеева, С.Н. Ениколопова, М.М. Коченова, И.А. Кудрявцева, О.Ю. Михайловой, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, О.Д. Ситковской и др. [16].
Исходной точкой для последующих научных исследований послужил противоречивый факт – невзирая на осуждение агрессии социумом, как конфликтного и деструктивного поведения, она остается общеизвестной формой социального взаимодействия.
Особенность подросткового возраста в развитии подростка отражено в его названиях: «переломный», «переходной», «критический», «трудный». В них кроется важность и сложность протекающих в данном возрасте процессов развития, которые связаны с переходом от одного этапа жизни к другому.
Переходный момент от детства к взрослости составляет важную сущность и характерное отличие всех сторон формирования личности в данный период – нравственной, физической, умственной и социальной. По всем направления происходит развитие качественно новых образований, возникают элементы взрослости в ходе преобразования организма, самосознания, отношений со сверстниками и взрослыми, способов их взаимодействия с социумом, учебной и познавательной деятельности, интересов, содержания морально-этических норм, детерминирующих деятельность, поведение и взаимоотношения. В повседневной жизни, в семье и школе зачастую можно услышать разговоры о том, что ребенок был таким послушным и вдруг теперь стал грубым и своенравным или был спокойным, а стал неуравновешенным и т.п.
Таким образом, об актуальности и востребованности исследования особенностей агрессивного поведения подростков в контексте социального взаимодействия свидетельствует значимость данной проблемы для социальной практики, с одной стороны, и их незначительная теоретическая и эмпирическая разработанность – с другой.
Цель исследования – изучение особенностей агрессивности подростков в контексте социального взаимодействия.
Объект исследования – свойства личности подростка.
Предмет исследования – агрессивное поведение подростков.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать причины возникновения агрессивности и особенности ее проявления в подростковом возрасте.
3. Подобрать методический инструментарий для экспериментального исследования агрессивности подростков в социальном взаимодействии.
4. Исследовать специфику личностно-психологических элементов агрессивных реакций у подростков.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: уровень агрессивности подростков соотносится с оценкой психологического климата класса.
В качестве основных методов исследования применялись: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика, анализ продуктов деятельности, математическая обработка результатов.
База исследования. Исследование проводилось на базе МОАУ «СОШ № 24 г. Омска».
Теоретическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что агрессивность изучена как проявление социального взаимодействия подростков. Данное исследование вносит существенный вклад в формирование социально-психологической теории агрессии. Раскрытие особенностей агрессивности у подростков помогает углубить понимание данных личностных особенностей у остальных людей и в прочих видах деятельности.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практике социально-психологического консультирования, а также в коррекционной работе и при проведении тренинговых занятий. Получены новейшие результаты, которые расширяют представления о функциях агрессивности в социальном взаимодействии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретический анализ проблемы изучения агрессии в психологической литературе
1.1. Понятие агрессии. Агрессия как социально-психологический феномен
Понятие агрессия произошло от латинского «aggredi», которое имеет значение «нападать». Дефиниция «агрессия» с давнего времени применяется в европейских языках, но, его смысл не всегда был одинаковым. До начала ХIХ века агрессивным можно было считать всякое активное поведение, как враждебное, так и доброжелательное. В последствии, сущность данного понятия изменилась, и оно стало более узким. Однако, тем не менее, сегодня в психологической науке наличествует проблематика определения агрессивности и агрессии, так как данные понятия подразумевают значительное многообразие действий.
Л.С. Выготский считал, что в процессе исторического развития социума появляются и вырабатываются культурные формы подведения. В соответствии с этим в начале определенного возрастного этапа вырабатывается специфическая и своеобразная для конкретного возрастного этапа взаимосвязь между детьми и социумом. Такую взаимосвязь Л.С. Выготский определял как социальную ситуацию развития в конкретный возрастной период.
Социальная ситуация развития - это отправная точка для целого ряда подвижных изменений, которые происходят в развитии несовершеннолетних на протяжении этого возраста. Она полностью обусловливает путь и формы развития детей, в соответствии с которыми формируются новые свойства личности. Таким образом, подытоживает Л.С. Выготский, при исследовании динамики какого-то возрастного периода основополагающим моментом становится определение социальной ситуации развития.
Ч.Х. Кули полагал, что личность развивается с точки зрения массы взаимодействий человека с социумом. В ходе такого взаимодействия в человеке формируется собственное «зеркальное Я». Оно состоит из трех составляющих: того, как, согласно нашего мнения, нас способны воспринимать окружающие; того, как, согласно нашего мнения, окружающие могут реагировать на то, что видят; того, как мы реагируем на воспринимаемую нами реакцию окружающих[12].
Высокая общественная опасность и социальная значимость враждебного, агрессивного поведения пробудила громадное число, разнообразных течений, разъясняющих данный феномен. Агрессию и агрессивность исследуют представители почти всех доктрин о человеке - антропологи, биологи, социологи, психиатры, этнографы, юристы, психологи и др. Любая из них определяет свою собственную перспективу исследования анализа.
Изучая агрессию, мы сталкиваемся с одним простым, но двойственным фактом: при непосредственном наблюдении за поведением других людей не составит огромного труда, чтобы произвести оценку их действий, как агрессивных, так и нет, но толкование верной и исчерпывающей дефиниции агрессии порождает значительные затруднения.
Для того, чтобы выявить личностные особенности агрессивных подростков нужно сначала выяснить психологическую сущность самого понятия «агрессия».
В «Толковом словаре современного русского языка» под редакцией С.И. Ожегова приводится следующее определение: «Агрессия – это открытая неприязнь, которая вызывает враждебность».
Согласно Л. Бендер, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.
Х. Дельгадо под агрессией понимает разрушения, акты враждебности, атаки, то есть действия, которые наносят вред другим лицам или объектам. Человеческая агрессивность – это поведенческая реакция, которая характеризуется проявлением силы в попытке нанести ущерб или вред.
Агрессия – это неприятное, злобное, причиняющее боль окружающим, поведение [15, с. 10].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксюта, М. Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения / М. Аксюта , Т. Сандлер. - М.: В Круге, 2014. - 360 c.
2. Альманах кафедры клинической психологии и психоанализа. Выпуск 1. Феномен агрессии. Природа и перспективы исследования. - М.: ERGO, 2014. - 729 c.
3. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 c.
4. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
5. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2014. - 157 c.
6. Ионова В. Е. Проблема агрессивности девочек-подростков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2014. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-agressivnosti-devochek-podrostkov (дата обращения: 30.03.2019).
7. Кузнецова, Ю.М. Агрессия в обыденной жизни / Ю.М. Кузнецова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2014. - 883 c.
8. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири - URL:http://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%B8%D1%80%D0%B8
9. Методика «Изучение психологического климата коллектива» - URL:http://testoteka.narod.ru/mlo/1/08.html
10. Мишкина, Е. И. Соотношение феномена агрессивности и девиантного поведения у подростков/Е.И. Мишкина, Л.С. Рычкова, Н.В. Виноградова // Вестник СМУ. – с. 74. - 2014. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-fenomena-agressivnosti-i-deviantnogo-povedeniya-u-podrostkov (дата обращения: 29.03.2019).
11. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Филип Райс , Ким Долджин. - М.: Питер, 2014. - 816 c.
12. Роберт, Т. Байярд. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Роберт Т. Байярд, Джин Байярд. - М.: Академический проект, 2015. - 224 c.
13. Омарова, Малика Особенности самосознания подростков / Малика Омарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 132 c.
14. Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки –URL: http://psylab.info/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F_%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%91%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0_-_%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8
15. Потапова, Р.К. Вербальная стуктура коммуникативного акта агрессии: Тематический толковый словарь / Р.К. Потапова, Л.Р. Комалова. - Москва: Огни, 2015. - 222 c.
16. Поликаркина, М. С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа я» в подростковом возрасте // Вестник ОГУ. - 2011. - №2 (121). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-spetsifiki-proyavleniya-agressivnosti-i-stanovleniya-obraza-ya-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 29.03.2019).
17. Психология человеческой агрессивности. - М.: Харвест, 2016. - 656 c.
18. Тарасюк, Ю. В. Особенности психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков // Концепт. - 2015. - №21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskoy-korrektsii-agressivnosti-podrostkov (дата обращения: 30.03.2019).
19. Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» - URL:http://testoteka.narod.ru/lichn/1/38.html