Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы определена значением трудов Тертуллиана в патристический период Церкви. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (155/165 Карфаген – после 220) - известнейший христианский богослов, основатель и один из самых значительных представителей латинской патристики.
Биография Тертуллиана дошла до нас в очень скудном объеме, в основном это автобиографические сведения, согласно которым Тертуллиан получил риторическое и философское образование, изучал право и был юристом. В молодости он был противником христианства, стал христианином между 185 и 197 годами. Известно, что в начале III века Тертуллиан отошел от церкви, став монтанистом, но затем пошел дальше и основал собственную общину «тертуллианистов».
В силу того, что Тертуллиан не до конца оставался в церкви, а принял ересь Монтана, а затем основал и собственную секту, он не считается одним из отцов церкви, но это не умаляет ценности и важности его трудов для истории Церкви и их философского значения.
До наших дней дошел тридцать один трактат Тертуллиана. Его сочинения по тематике традиционно подразделяются на три группы:
1) апологетические – «К язычникам», «Апологетик», «О свидетельстве души» и др.,
2) догматико-полемические – «О прескрипции», «О плоти Христа», «О воскресении плоти», «О душе», «Против Праксея», «Против Гермогена», «Против Маркиона» и др.,
3) практико-аскетические (моралистические) – «О покаянии», «О терпении», «О молитве» и др.
При этом Тертуллиан, в целях борьбы с дуализмом и докетизмом гностиков, который он критиковал, пользовался стоической философской догматикой. Это единственный случай привлечения идей стоиков за всю историю патристики.
Объект исследования – сочинения Тертуллиана как представителя христианских апологетов.
Предмет исследования – полемика Тертуллиана против язычества (в лице гностиков и иудеев) и во имя утверждения христианства.
Цель исследования – характеристика борьбы раннего христианства с язычеством исходя из их политического положения.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Периодизация творчества и основные труды Тертуллиана.
2. Характеристика взглядов Тертуллиана в раннехристианской полемической литературе.
3. Анализ полемики Тертуллиана против гностиков и против иудеев с точки зрения раннехристианской экзегенетики.
Глава 1.Систематизация богословских представления Тертуллиана
1.1.Периодизация творчества и основные труды Тертуллиана
Современное богословие делит жизнь Тертуллиана на четыре периода:
– до священства (до 200 г.);
– в священстве (до 206 г.);
– полумонтанизм (до 212 г.);
– монтанистический (после 213 г.).
На основе этой периодизации список произведений Тертуллиана располагается в хронологическом порядке таким образом:
Первый период:
• Книга к другу-философу (потеряна).
• К мученикам (Ad martyres).
• К народам, две книги (Ad nationes).
• Апологетик (Apologeticus).
• О свидетельстве души (De Testimonio animae).
Второй период:
• О зрелищах (De Spectaculis).
• Против Маркиона, первая редакция (потеряна; Adversus Marcioneni).
• О прескрипции (т.е. о давности против еретиков; De praescriptione haereticorum).
• О молитве (De Oratione).
• О крещении (De Baptismo).
• О терпении (De Patientia).
• О покаянии (De Poenitentia).
• Об одежде женщин, две книги (De Virginibus velandis).
• К жене, две книги (Ad uxorem libri II).
• Против Ермогена (Adversus Hermogenem).
• Против Иудеев (Adversus ludeos).
• О достоинстве души (потеряно).
• Против Апеллеса (потеряно; Adversus Apelle[tianos]).
• О судьбе (потеряно; De Fato).
• О рае (потеряно; De Paradise).
• О надежде верных (потеряно; De Spefidelium).
Третий период:
• О покрывале девственниц
• Против Маркиона, книги I-IV, вторая редакция
• О плаще
• Против Валентиниан (Adversus Valentinianos).
• О душе (De Anima).
• О плоти Христа (De came Christi).
• О воскресении плоти (De Resurrectione carnis).
• Против Маркиона, книга V-я (Adversus Marcionem).
• Увещание к целомудрию
• О венке воина (De Corona militis).
• Скорпиак
• Об идолопоклонстве (De Idolatria).
• К Скапуле (Librum ad Scapulam).
Четвертый период:
• О бегстве во время гонений
• Против Праксея (Adversus Praxeam).
• О единоженстве
• ·О посте
• Об экстазе (потеряно).
• О стыдливости.
Первый и второй периоды творчества Тертуллиана охватывают работы, имеющие отношение к внутренней христианской жизни: о молитве, крещении, покаянии и терпении. Комментарий богослова, касающийся Молитвы Господней, раскрывает смысл этой молитвы – Тертуллиан видит его в духовной жертве, заменяющей и отменяющий языческие приношения. Труд о крещении создан как полемика против ереси Гаяна (или Каяна, Кая), который отрицал необходимость крещения. Тертуллиан приписывает воде особую роль и свойства в творении мира («великую значимость текучего элемента»): «Итак, человек, ты прежде всего должен относиться с уважением к древности вод, как раннейшей субстанции; затем (уважать) их высокое назначение, как седалища Духа Божия, – более, следовательно, подходящего, чем другой тогда существовавший элемент. Ибо и тьма была еще необразованна, – без украшения звезд, и была печальная бездна, и земля неуготовленная, и небо несовершенное; один только жидкий элемент, – материя всегда совершенная, веселящая, простая, сама по себе чистая, – представлял для Бога как бы судно. И следующее затем устроение мира определялось для Бога некоторым образом подобием вод». Следовательно, в крещении воды могут оживлять чудесным, непостижимым для человека образом. Здесь Тертуллиан подчеркивает бессилие человеческого разума перед тайнами веры. Он говорит, что с точки зрения человека «слишком просто», что крещаемый входит в воду и таким образом меняется его судьба. Человеческий разум требует сложного и великого. «Нет ничего, что так сильно воздействовало бы на мысль людей, как простота божественных дел, обнаруживающаяся в акте (их совершения), и (в тоже время) величие, обещаемое в (их) результате. Так и здесь: поелику человек, погруженный в воду с такою простотою, без всякой пышности, без какого-либо необычного приготовления, без издержек, и при немногих словах омытый, выходит немногим чище, а то и совсем не чище; то считается невероятным наследование вечности. Пусть я буду лжецом, если, наоборот, празднества или мистерии идольские не создают себе веры и уважения именно приношениями, употреблением каких-то особенных приготовлений,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аман, А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95-197 гг. / Пер. с фр. и предисл. В. Д. Балакина. - М.: Мол. гвардия, 2003. - 322 с.
2. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства / Предисловие, перевод и комментарии Е.В. Афонасина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2002. - 368 с.
3. Братухин А.Ю. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан - христианин в мире язычников // Тертуллиан. Апологетик. К Скапуле / пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А.Ю.Братухина. СПб., 2005. C. 5-110.
4. Бультман, Р. Новый Завет и мифология // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX века. - М.: Наука, 1994. - С. 302339.
5. Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. М.: Ладомир, 1995. 593 с.
6. Воробьёва, Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 216 с.
7. Казаков, М.М. Проблема христианизации Римской империи //Исследования по зарубежной истории. - Смоленск, 2000. - С. 196-204.
8. Косидовский, З. Сказания евангелистов / Послесл. и примеч. Свенцицкой И.С. - М.: Политиздат, 1981. - 262 с.
9. Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М.: Политическая литература, 1990. - 478 с.
10. Столяров А.А. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение // Тертуллиан. Избр. соч. / пер. с лат.; Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. М., 1994. - 734 с.