Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Позвоночник - это сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу; межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков и связочный аппарат скрепляют позвонки между собой, мышцы обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника. Во фронтальной плоскости позвоночник в норме должен быть прямым, даже незначительное искривление позвоночника (сколиоз) следует расценивать как отклонение от нормы.
Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки относится к числу основных задач решаемых в физическом воспитании детей, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки [3].
Проблематика исследования. В настоящее время в структуре патологии опорно-двигательного аппарата, едва ли не на первое место выходит сколиотическая болезнь. При данной патологии отмечается деформация позвоночника. Болезнь существенно ограничивает возможности пациента, снижает качество жизни. Пациенты со сколиотической болезнью нуждаются в комплексной реабилитации, которая включает физиотерапевтические средства, лечебную физкультуру, массаж, а также методы и средства психической и социальной реабилитации. Поиск новых и эффективных средств физической реабилитации до сих пор не утратил своей актуальности, поскольку единой стандартизированной методики физической реабилитации пациентов со сколиотической болезнью, до сих пор не разработано [7].
Цель исследования – рассмотреть методы и средства физической реабилитации пациентов со сколиотической болезнью для оставления собственной программы физической реабилитации пациентов
Задачи исследования:
1. Рассмотреть характеристики нормальной осанки, ее значение;
2. Охарактеризовать основные нарушения осанки, сколиотическую болезнь;
3. Рассмотреть методы и средства физической реабилитации пациентов со сколиотической болезнью;
4. Разработать программу физической реабилитации пациентов со сколиотической болезнью.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что пациенты со сколиотической болезнью нуждаются в комплексной программе физической реабилитации, которая будет включать в себя физиотерапию, массаж, лечебную физкультуру, а также элементы хатха-йоги, дыхательные упражнения, медитацию, специальные корригирующие упражнения для позвоночника, изометричесую гимнастику.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы исследования, такие как анализ литературных источников, методических разработок, методов, средств и программ физической реабилитации, а также аналитический метод, метод классификации, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ физической реабилитации пациентов со сколиотической болезнью, для реабилитации детей с нарушениями осанки.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСАНКИ В НОРМЕ И ПРИ СКОЛИОТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ
1.1. Рациональная осанка, ее значение, признаки
Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека; осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В более широком понимании осанка - это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки [3].
Нормальная осанка является одним из критериев, который определяет состояние здоровья человека.
Признаки правильной осанки [4]:
•прямое положение головы
•одинаковый уровень надплечий, сосков, углов лопаток
•равная длина шейно-плечевых линий - расстояние от уха до плечевого сустава
•равенство треугольников талии - углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой
•прямая вертикальная линия остистых отростков позвоночника
•равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости
•одинаковый рельеф грудной клетки и поясничной области в положении наклона вперед
•наличие физиологических изгибов в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах
•прямая конфигурация позвоночного столба во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины)
•нижняя часть отвеса (верхняя часть которого приложена к седьмому шейному позвонку - он находится у основания шеи и больше всех выступает назад) проходит ровно через межягодичную складку
•глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента
Таким образом, при правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника. Нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника или косого расположения таза - во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек [1].
Правильная осанка у дошкольника, школьника, а также у юноши и девушки в период полового созревания различается:
. Нормальная осанка дошкольника: грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.
. Нормальная осанка школьника: плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают); физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно; выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки; правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны [4].
Нормальная осанка юноши и девушки: остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне; лопатки прижаты к спине; грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне; треугольники талии хорошо заметны и симметричны; живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке; физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей - грудной кифоз [2].
Линия, условно проведенная через центр тяжести головы, плечевой сустав, большой вертел, головку малоберцовой кости, наружную сторону голеностопного сустава, должна быть непрерывной вертикальной.
На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном всех частей скелета. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, удерживает его в равновесии, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Он представляет собой стержень, состоящий из отдельных позвонков. Это обеспечивает ему большую подвижность. Наиболее подвижен позвоночник в шейном и поясничном отделах; стоя на месте, можно легко повернуть голову и туловище в ту или иную сторону. В грудном отделе подвижность позвоночника очень незначительна [4].
1.2. Нарушения осанки и сколиотическая болезнь
Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка - это или проявление болезни, или состояние предболезни.
Сколиоз (от гр. scolios — «изогнутый, кривой») представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу – 2-е изд.— М.: Медицина, 1983. – 287 с.
2. Бернштейн, Н.А. О построении движения / Бернштейн Н.А.– М.: Книга по требованию, 2012.– 254 с.
3. Билич, Г.Л. Анатомия человека : мед. атлас / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: ЭКСМО, 2013. – 223 с.: ил.
4. Бирюков, А.А.Лечебный массаж: учебник/ Бирюков А.А. – М.: Академия, 2013. – 361 с.
5. Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П. Лечебная физическая культура и массаж. – М.: Медицина, 1987. – 304 с.: ил.
6. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.: ил.
7. Епифанов, В.А. Восстановительное лечение при повреждениях опорно-двигательного аппарата / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов.– М.: Авторская академия, 2009.– 480с.
8. Епифанов, В.А. Медицинская реабилитация: рук. для врачей / В.А. Епифанов – М.: Медпресс-информ,2005.– 328с.
9. Каптелин И.О., Лебедева И.П. Лечебная физкультура в системе меди-цинской реабилита¬ции. — М., 1995.
10. Комарова Л. А. Благовидова Л. А. Руководство по физическим методам лечения.— Л.: Медицина, 1983.—264 с.
11. Куничев Л.А. Лечебный массаж. – К.: Вища школа. Головное изд-во, 1981. – 328 с.
12. Лечебная физическая культура в детской ортопедической клинике / Под общ. ред. д. м. н. проф. А. Б. Гандельсмана. Л.: Медгиз, 1961.
13. Лечебная физическая культура: учебник /Под ред. Попов С.Н. [и др.].– М.: Академия, 2009.– 416с.
14. Лобанов, А.М. Учебник классической йоги и йоготерапии, г. Нижний Новгород: Мирайя, 2012.- 224 с.
15. Ловейко И. Д., Фонарев М. И. Лечебная физическая культура при забо-ле¬ваниях позвоночника у детей. Л.: Медицина, 1988.
16. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура. Новейший справочник / Под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 862 с., ил.
17. Овчаренко С.В. Авторская методика «Сфера» [Электронный ресурс] / С.В. Овчаренко. – Режим доступа: http://metodika Sfera .ru/files/issledrus/akikt.pdf.– 30.01.2019.
18. Позвоночник – ключ к здоровью / П.С. Брэгг, С.П. Махешварананда, Р. Нордемар и др. – СПб.: ООО «Диамант», 2001. – 512 с., ил.
19. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. СПб.: Речь, 2001.
20. Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физкультуре. — М., 1980.
21. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний / Под ред. А. Н. Обросова и Т. В. Карачевцевой.— М.: Медицина, 1978. – 392 с.
22. Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. к. м. н. М. И. Фонарева. Л.: Медицина, 1983.
23. Техника и методика физиотерапевтических процедур / Под ред. В. М. Боголюбова.— М.: Медицина, 1983.—352 с.
24. Физиотерапия: Пер. с польского / Под ред. М. Вейсса и А. Зембато-го.— М.: Медицина, 1985.—496 с.
25. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.