Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день, в нашей стране динамика выездного туризма неуклонно растет, за последние пять лет число туристов, выехавших за рубеж, увеличилось в 3,3 раза (в 2018 году выездной туризм составил 70% от общего турпотока). Внутренний туризм по-прежнему недостаточно развит, доля принятых туристов в общем туристском потоке сократилась почти в два раза (2008 год – 30% от общего турпотока, 2018 год – 16% от общего турпотока). Данная статистика связана с тем, что развитие внутреннего и въездного туризма в России происходит неравномерно в связи с местной спецификой территорий, их экономического потенциала и туристской привлекательностью. Многие регионы нашей страны с уникальными туристскими дестинациями пока что не освоены, являются труднодоступными, а поэтому дорогими.
Географическое положение Красноярского края с одной стороны обуславливает наличие неповторимых природных ландшафтов – а с другой является сдерживающим фактором развития туризма на данной территории. Виною этому является особенности климатической зоны, удаленность края от центральных регионов, дорогие тарифы на транспортное сообщение, отсутствие четко проработанных турпродуктов и как следствие его высокая стоимость. Именно с перспективой развития приоритетных туристских направлений связана актуальность данной работы: инвестиции, вложенные в развитие спортивного туризма Красноярского края, позволят повысить туристическую привлекательность данной дестинации и будут способствовать созданию и продвижению качественного демократичного по стоимости турпродукта. Развитие данного направления будет способствовать свободе в выборе маршрута и удовлетворит экологические и приключенческие потребности туриста.
Предмет исследования: технологический процесс формирования спортивного тура и проектирование системы его продвижения.
Объект исследования: ресурсы Красноярского края в сфере спортивного туризма.
Целью работы является разработка проекта спортивного тура «Сибирское приключение».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучить и систематизировать теоретические материалы, характеризующие основные особенности спортивного туризма.
2. Раскрыть понятие и сущность спортивного туризма.
3. Проанализировать туристский рынок Красноярского края.
4. Разработать проект тура «Сибирское приключение».
5. Рассмотреть систему продвижения тура на рынок.
Апробация темы исследования: технологический процесс создания турпродукта описан в трудах Е.Л. Ильиной, Е.В. Жулевич, С.А. Быстрова. Вопросам продвижения турпродукта посвящены работы И. Ополченова, Н. Моисеевой, А. Дуровича, М. Дмитриева. Весомый вклад в изучение спортивного туризма внесли В.В. Добкович, В. Филатов, М. Биржаков, М.В. Куликов.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработанный тур «Сибирское приключение» может использоваться туроператорами в качестве одного из предложений по организации спортивного туризма.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез, обобщение, опрос.
Данная работа состоит из введения, четырёх глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. АНАЛИЗ РЫНКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
1.1 Понятие и сущность спортивного туризма
В современном мире все большую популярность приобретает спортивный туризм. Большинство людей стараются повторить подвиги известных людей, дойти, увидеть своими глазами и ощутить на себе все те сложности и переживания, которые кто-то испытал в процессе достижения собственной цели.
Согласно определению, данному И.Т. Балабанова, спортивный туризм – это вид туризма, в основе которого лежат соревнования на маршрутах (спортивный поход), включающие природные препятствия различной категорийной сложности [4, с. 35].
Следует отметить, что спортивный туризм включен в единую всероссийскую классификацию и имеет характерные признаки спорта, заключающиеся в соревновательной деятельности, которая позволяет определить и сравнить человеческие возможности и по полученным результатам присвоить участникам спортивные разряды и звания.
Рассмотрим основные особенности спортивного туризма в таблице 1.
Таблица 1
Согласно данным таблицы, спортивный туризм является комплексным, ориентирован на людей, предпочитающих активные виды отдыха, к тому же он предоставляет возможность выбора маршрута согласно его категории сложности. Данный вид туризма достаточно демократичный поскольку места размещения в путешествии не требуют больших затрат, зачастую туристы останавливаются на ночлег в кемпингах, либо разбивают палаточный лагерь. Рассмотрим основные виды спортивного туризма на рисунке 1.
Рис. 1. Виды спортивного туризма
Согласно единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов, пешеходные спортивные маршруты могут состоять из:
1. Походов выходного дня.
2. Маршрутов I, II, III степени сложности.
3. Маршруты в горах I, II, III степени сложности.
4. Пешеходные категорийные маршруты (I – VI категории сложности).
Степень сложности и ее категория определяется исходя из количества трудностей и препятствий, которые могут возникнуть на пути следования маршрута и которые нужно преодолеть туристу. В соответствии с преодолением определенной категории сложности, туристу присваивается разряд [8, с. 25]. Не категорийные маршруты (походы выходного дня) составляются так, чтобы на пути их следствия туристам не встречались препятствия, при преодолении которых требуется специальная подготовка.
Несмотря на то, что в большинстве случаев спортивные туры не требуют специальной подготовки, есть такие маршруты, где уровень физической, технической и волевой подготовки выходит на первый план, например, при восхождении на гору, необходимы знания и умения страховки друг друга. Так же на физическое состояние влияют большая протяженность маршрута, сложность рельефа. Продолжительность похода устанавливается согласно маршруту путешествия, разрядных требований, исходя из минимальной продолжительности в днях, необходимых группе для преодоления данного пути. Протяженность похода, установленная для каждой категории сложности, понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута [1]. Изменение продолжительности маршрута возможно при форс-мажорных обстоятельствах, связанных с природными явлениями, например, обвал в горах. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не может быть основанием для увеличения категории сложности похода. При наличии на пешеходном маршруте большого количества различных препятствий естественного характера, такой поход тем самым может видоизмениться в комбинированный, к примеру, горно-пешеходный или пешеходно-водный. Очень важно в период преодоления маршрута равномерно распределять отдых и физические нагрузки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»
2. ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»
3. Атлас «Автомобильные дороги России». – Омск, 2015. 270 с.
4. Балабанов И.Т. «Экономика туризма». Учебник. – М., 2014. 353 с.
5. Булгаков А.А. Рыжовский Г.Я «Изучаем родной край». Учебник. – М., 2015. 96 с.
6. Бандман М.К. « Анализ социально-экономических ресурсов Красноярского края». – Учебник. М., 2018. 224 с.
7. Величко М.Ф. «Маленькие путешествия вокруг большого города» - Учебное пособие. М., 2013. 215 с.
8. Горячева Т.К., Берлякова А.В. «Создание эколого-познавательных программ в рамках интеграции Саяно-Шушенского Биосферного заповедника // Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Формирование профессиональной компетенции студентов туристских вузов посредством организации научных исследований, практик и стажировок», - Красноярск: ВСИТ – филиал РМАТ, 2007. 126 с.
9. Емельянов Б.В. «Экскурсоведение». Учебник – М., 2015. 224 с.
10. Ильина Е.Н. «Туроперейтинг: Организация деятельности». Учебник – М., 2017. 245 с.
11. Исмиева Р.Т. «Управление эффективностью функционирования организаций туристического бизнеса». Учебник. – М.,2011. 233 с.
12. Квартальнов В.А. «Туризм как вид деятельности». Учебник. – М., 2016. 286 с
13. Комаров А.И. «Туризм как феномен культуры». – М., 2013. 102 с.
14. Котлер Ф., Боуэн Дж. «Маркетинг. Гостеприимство и туризм». – М., 2015. 325с.
15. Коротаев Г.В. « Тайны климата Сибири». - М., 2015. 150 с.
16. Осипова О.Я. « Транспортное обслуживание туристов»: Учебное пособие. – М., 2016. 164 с.
17. Остроумов О.В. «Туризм. Продвижение местного турпродукта».Учебник. – М., 2015. 126 с.
18. Петров В. «Путеводитель по Красноярскому краю». – М., 2018. 215с.
19. Рискина М.К. «Красноярский край»: Учебник. - М., 2017. 165 с.
20. www.economy.gov.ru - Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) Федеральная целевая программа утв. постановлением Правительства РФ от 2 августа 2017 г. № 644.
21. Самойленко А.А. « География туризма». Учебник. - М., 2019. 368 с.
23. Седова Н.А. «Культурно- просветительный туризм». – М.,2016. 93 с
24. Ушаков Д.С. «Прикладной туроперейтинг». Учебник. – М., 2017.407с
25. Федорова А.Г. «Ландшафтно-экологические экскурсии: материалы для проведения экскурсий по Красноярскому краю». – Красноярск, 2013. 245 с.
26. Шимановский В.Ф. «Питание в туристском путешествии». Учебное пособие. – М., 2015. 148 с.
27. Шаповал Т.Ф. «История туризма».Учебник. – М., 2017. 315 с.
28. Щербаков В.А. «Регулируемый туризм и отдых в национальных парках». Учебное пособие – М., 2016. 206 с.
29. Цыбух В.И. «Рекреационные комплексы». – М., 2018, 346 с.
30. www. krasstat.gks.ru.