Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время работа руководителя подразумевает общение с большим количеством сотрудников, посредством которого он узнает о нуждах людей, анализирует результаты их деятельности, воздействует, убеждает, вознаграждает и т.д. Руководителю присущи определенные черты, выделяющие его среди других. Это компетентность, коммуникабельность, интуиция, умение анализировать, оценивать обстановку, делать правильный выбор, улаживать разногласия. Современный руководитель должен быть честолюбивым и обладать несомненным организаторским талантом. Он должен быть объективным, жестким, когда это необходимо, уметь слушать, владеть собой, быть человеком слова, мыслить перспективно.
Этика - это одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который и ввел данный термин.
Этика бизнеса не сводится только к понятию морали и является инструментом, с помощью которого менеджер принимает свои решения. К сожалению, в нашей стране деловая этика рассматривается лишь как совокупность моральных принципов возможность применения которых на практике не изучается. В России этика менеджера понимается прежде всего как правила поведения руководителя в деловом окружении (деловой этикет).
Деловая этика предполагает трудный выбор оправданных с точки зрения нравственности и следующих целям деятельности решений. Следует подчеркнуть, что этичное поведение не устанавливается законодательно. Этика бизнеса основывается на удовлетворении интересов максимального числа участников рынка и на уважении интересов как своей фирмы, так и интересов партнеров. Этика менеджера по отношению к конкурентам предполагает использование только «чистых» методов борьбы.
Этика менеджмента как профессиональная этика имеет большое значение, поскольку менеджеры — те люди, которые осуществляют управляющие функции. Именно они обеспечивают успех производственной и организационной деятельности компании. Чтобы управленец мог реализовать себя, необходимо, чтобы к его мнению прислушивались все — и подчиненные, и руководство. Для этого его моральные принципы должны соответствовать общепринятым. Они также не должны противоречить и корпоративной этике менеджмента, сформировавшейся в компании. Наличие морально-этических качеств для менеджера является обязательным, потому, что: эта должность предполагает не только управленческий, руководящий функционал, но и воспитательный. Несоблюдение этики менеджмента может вызывать отторжение и отразиться на отношении и работе всего персонала. Поведение, поступки и даже внешний вид менеджера оказывают долгосрочный эффект и формируют корпоративную культуру. Его этичные или неэтичные слова, способы достижения целей и действия влияют на действующий в компании кодекс поведения сотрудников.
Объектом исследования является предприятие ПАО «Татнефть».
Предмет исследования – этика менеджмента.
Целью исследования является разработка предложений направленных на совершенствование этики совеременного менеджера ПАО «Татнефть».
В соответствии с поставленными целями в работе решены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
— рассмотрены теоретические основы формирования этики менеджера;
— проведен анализ этики совеременного менеджера ПАО «Татнефть».
— разработаны рекомендации.
Методологическая база исследования. При написании работы использовались методы сравнения, анализа, обобщения научной литературы по проблеме исследования, тестирование.
Информационной базой исследования: в работе использовались труды отечественных и зарубежных авторов, а также данные предприятия.
1.1 Понятие и сущность этики современного менеджера
В современном обществе все большее внимание уделяется профессиональной этике. И это не удивительно, ведь соблюдение профессиональной этики является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом, особенно когда речь идет о менеджере или руководителе такой организации.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, регулирующая поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, быту, науке, в семейных, личных и международных отношениях [1].
Если говорить об этике менеджера, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Этика менеджера – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими требованиями [2, с. 13].
Менеджер является стержнем организации и ее представителем. От поведения, внешнего вида, речевой культуры менеджера зависит имидж всей организации. Кроме того, он является примером для подчиненных, ведь этика менеджера проецируется на деятельность коллектива, организации и таким образом сама оказывает колоссальное влияние на индивидуальную этику подчиненных, решающим образом воздействует на формирование корпоративной культуры организации, корпоративной этики, серьезно влияет на будущее организации, на будущее каждого ее работника [3, с. 20].
Ответственность выступает в качестве одной из категорий этики. Она направлена на определение и характеристику личности и ее особенностей с точки зрения соблюдения ею моральных требований, которые выдвигает общественная система. Вместе с тем, ответственность выражает степень участия личности и более широких социальных групп, как в их собственном моральном усовершенствовании, так и в усовершенствовании мира вокруг них. Это возможно лишь при вступлении в социальные отношения.
Человек ответственен, если он отдает отчет свои действиям и поступкам, а также осознает их последствия и то, что они могут положительно или отрицательно сказаться на всех остальных участниках социальных отношений. Обязанность – это особая категория в деятельности менеджера, поэтому особый интерес в нашей статье играет именно ответственность в современном менеджменте.
В менеджменте исследователи выделяют сразу несколько видов ответственности: экономическая и социальная. Нас больше интересует именно социальная ответственность, которая выступает в качестве ответственности за процесс и за обществом, в котором реализуется данный процесс ли действие. Социальная ответственность и, соответственно, социальная этика – это достаточно серьезная проблема, которая встает перед предпринимателями и современными работниками в сфере менеджмента[4, с. 33].
Социальная ответственность, ко всему прочему, является полностью добровольной реакцией на все происходящие и актуализирующиеся в обществе социальные проблемы со стороны организации. Если предприниматели и менеджеры признают свою социальную ответственность, то и реакция их направлена на ведение деятельности с целью позитивного развития и устранения возникающих противоречий. На данный момент существует три основные формы социальной ответственности, которую признают в сфере менеджмента [10, с. 41].
В современной научной литературе исследователи выделяют несколько видов этики:
Экономическая этика – это один из видов этики, который предусматривает власть человека над всей совокупностью материальных благ и ресурсов в процессе производства, распределения, обмена и потребления [5, с. 12].
Служебная этика – она рассматривает основные принципы, а также нормы, которые регулируют совокупность социальных отношений между работниками предприятия, занимающих разные уровни должностей. Каждый специалист имеет свои служебные права и обязанности в соответствии с уровнем своей должности[6, с. 23].
Профессиональная этика – это профессиональная мораль. Она представляет собой целую совокупность кодексов, которые направлены на обеспечение морального характера взаимоотношений между людьми. Отношения должны регулироваться заранее предусмотренными условиями, которые являются формальными и предписанными. Они определяют отношения людей в процессе профессиональной деятельности [7, с. 18].
Дискриптивная этика – этот вид социальной этики занимается преимущественно историко-социологическим анализом таких аспектов, как мораль, обычаи и традиции, характер и иные формы общественной дисциплины [10, с. 22].
Нормативная этика – этот вид занимается изучением актуальных вопросов о происхождении и сути морали, выявлении ее места и роли в системе общественных отношений. Также некоторые авторы в рамках данного вида этики обосновывают формы морального сознания личности и его структуру.
В современном менеджменте специалисты предусматривают определенные меры для того, чтобы обеспечить максимально этическое поведение участников социальных отношений. Во-первых, внедрение общих этических норм, которые будут отображать специфику системы общих ценностей, общественных вкусов и правил по определению этики работников. Во-вторых, проведение мероприятий, симпозиумов и просто собраний по проблемам этического решения. Главное условие – решение наиболее актуальных проблем, которые связаны с вопросами нравственности и этического поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учётом поправок от 30.12.2018). – М.: Эксмо, 2017.
Книги, изданные под фамилией авторов
2. Агарков Ю., Яковлева С. Методы повышения ответственности персонала [Текст] // На стол руководителю / Ю. Агарков, С. Яковлев. - 2018. - №1. - С. 23-27.
3. Базаров Т.Ю. Зачем компании сплоченная команда руководителей [Текст] // Справочник по управлению персоналом / Т.Ю. Базаров. - 2015. - № 6. - С. 56 – 58.
4. Базаров Т.Ю. Куда ты, карьера, меня завела? [Текст] // Карьера / Т.Ю. Базаров. - 2018. - №7-8
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: Учебник / Т.Ю. Базаров. - М.: Банки и биржи, 2017. - 197с.
6. Баранова Г.И. Модели управления персоналом [Текст]: Учебное пособие / Г.И. Баранова. - Иркутск: ИГЭА, 2018. – 293 с.
7. Блинов А.О. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / А.О. Блинов. - М.: Элит, 2018. – 210 с.
8. Быкова А.А. Организационная структура управления [Текст]: Учебное пособие / А.А. Быкова - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2018. – 496 с.
9. Веснин В.Р. Управление персоналом: теория и практика [Текст]: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 208 с.
10. Викулина О.В. Теория и практика психологии управления. Настольная книга менеджера по персоналу [Текст]: Учебное пособие / О.В. Викулина. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 220 с.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономист, 2018.- 527 с.
12. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде [Текст]: Учебное пособие / Т.П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2018. – 224 с.
13. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / Ю.Ф. Гордиенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 345 с.
14. Иванова И.А. Менеджмент [Текст]: Учебное пособие / И.А. Иванова. - М.: ЮНИТИ, 2015. – 95 с.
15. Седегов Р.С., Брасс А.А. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / Седегов Р.С., Брасс А.А. – Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015.– 174 с.
16. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации [Текст]: Учебное пособие / А.М. Смолкин. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с.