Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Усиленное развитие рыночных отношений, новых для нашей страны, привело к тому, что транспортная отрасль претерпела серьёзную структурную перестройку, разумеется, это вызвало необходимость модернизировать транспортное и гражданское законодательство, которое регламентирует общественные отношения в области грузоперевозки. Под воздействием данных необратимых процессов содержащиеся в разделе IV Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) нормы о договоре на перевозку грузов, дополнялись и изменялись.
В системе транспортных договоров главное место занимает именно договор перевозки грузов, он выступает как основной договор, так как он осуществляет ключевые задачи, по перемещению материальных ценностей, помогает производителю доставлять свой продукт потребителю.
Традиционно главная часть взаимоотношений перевозчиков, грузополучателей и грузоотправителей урегулирована транспортными кодексами и уставами. Общеизвестно, что особенность работы транспортных организаций, связанная с видом транспорта, оказывает значительное влияние на условия перевозки. В связи с этим специфика правового регулирования транспортных договоров на разных видах транспорта определяется в особом транспортном законодательстве. После такого изменения транспортного законодательства, соответственно, существенно изменилось правовое регулирование отношений в сфере обеспечения грузоперевозок, и в свою очередь, изменились нормы о договоре перевозки грузов, все это обуславливает своевременность и актуальность исследования нового современного законодательства.
Цель настоящей работы теоретический и практический анализ положений о договора перевозки грузов.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения договоров перевозки грузов транспортом.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие объект исследования.
Исходя из указанной цели исследования, автором были поставлены следующие задачи:
1. Изучить правовую регламентацию отношений по перевозке грузов.
2. Рассмотреть содержание и условия договора перевозки грузов
3. Изучить ответственность перевозчика по договору по перевозке грузов
4. Проанализировать судебные споры по договору перевозки грузов.
В ходе исследования были использованы труды таких авторов как: Брагинский М.И., Бутакова Н.А., Витрянский В.В., Гречуха В.Н., Гуржей С.Ю., Егиазаров В.А., Калпин А.Г., Лончакова Ю.А., Маковский А.Л., Морозов С.Ю., Пиляева В.В., Пугинский, Т.Ню Иванова, Б.И., Спирин И.В., Романова А.С. и др.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания; используются также следующие методы: сравнительно-правовой, системный, функционального анализа.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
1.1 Правовая регламентация отношений по перевозке грузов
Транспорт является самостоятельной, существующей по своим правилам областью экономической деятельности. Его роль состоит в предоставлении особых услуг по перемещению в пространстве человека либо груза. Как правило, в данных отношениях участвуют 2 субъекта: владелец транспортного средства либо транспортная организация и заинтересованное в транспортировке лицо. Регламентированные правовыми нормами, данные отношения имеют форму обязательственно-правовых ; рассматриваемые обязательства обладают внутренней структурой, состоящей из разновидностей и видов .
Транспортная деятельность имеет неразрывную связь с прочими областями экономики, что позволяет ей обеспечивать осуществление товарообменного процесса. Договор перевозки помогает обслуживать договоры подряда, купли-продажи, материально-техническое оснащение предпринимательства любых форм, снабжение товарами населения, оптовую торговлю, создание государственных резервов .
Транспорт бывает определённых видов, что является одним из оснований градации перевозок. Специалисты прежде указывали, что в источниках говорится об отсутствии на сегодняшний день транспортной системы как целостного организационно-правового явления, что обусловлено отсутствием, в свою очередь, централизованного управления транспортом всех видов, отсутствием унифицированного законодательства, избытком ведомственного нормотворчества .
На сегодняшний день централизованное управление транспортом всех видов появилось, тем не менее, унифицированное транспортное законодательство отсутствует, и ведомственное нормотворчество остаётся избыточным. Хотя весь транспорт полностью подчинён Министерству транспорта РФ, а общие положения о перевозках любыми видами транспорта закрепляет ГК РФ , значение ведомственного законодательства все ещё высоко, а относительно транспорта каждого вида установлены самостоятельные нормативно-правовые акты, которые регламентируют соответствующие транспортно-правовые отношения.
В литературных источниках, как правило, традиционно выделяются следующие основные виды транспорта, из которых складывается транспортную систему нашей страны: автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, морской и речной транспорт.
Правовым обоснованием грузоперевозки выступает заключение договора на перевозку грузов.
Договор перевозки является транспортным обязательством, которое разделяется на виды:
1) по критерию перевозимых объектов различают пассажирские перевозки; перевозки багажа (либо грузобагажа); перевозки грузов;
2) по критерию транспорта, который используется в процессе перевозки: воздушная перевозка; железнодорожная перевозка; автомобильная перевозка; речная (внутренние воды) и морская перевозки .
Необходимо указать, что существует два экономических сектора автомобильном транспорте: некоммерческий и коммерческий.
Так, автотранспортная коммерческая деятельность бывает необщего и общего пользования. В п.1 ст.789 ГК РФ указывается, что перевозка, реализует которую коммерческая компания, тогда является перевозкой транспортом общего пользования, когда из правовых актов или закона следует, что данная компания обязана перевозить пассажиров, багаж и грузы на основании обращения любого физического лица либо организации.
Вышеуказанная статья устанавливает, что договор перевозки транспортом общего пользования - публичный, а перечень компаний, которые должны реализовывать перевозки транспортом общего пользования, необходимо публиковать в соответствующем порядке. Что касается необщего коммерческого автомобильного транспорта, то в качестве примера можно привести учреждение большой промышленной организацией дочерней автотранспортной организации для того, чтобы удовлетворять свои собственные нужды в перевозке .
Перевозки автомобилями не одного лишь груза, но также багажа и пассажиров классифицируются и по территориальному критерию. На сегодняшний день в ст.4 Устава АТ и ГНЭТ в области перевозок груза, багажа и пассажиров есть виды сообщений такие, как городское, междугородное, пригородное, международное. Содержание рассмотренных норм предполагает, что Устав АТ и ГНЭТ сохранил прежнее разделение видов сообщений, кроме ранее существовавших межреспубликанских перевозок, что вполне понятно.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Конституция РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26. 01. 2009 г. N 4 ст. 445
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 02.12.2013). // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410.
3. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // "Собрание законодательства РФ", 12.11.2007, N 46, ст. 5555
4. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // "Собрание законодательства РФ", 12.11.2007, N 46, ст. 5555
5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, N 2, ст. 170
6. Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». // Российская газета. N 128. 03.07.2003.
7. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18 января 2010 г. N Ф03-7886/2009 по делу N А73-5567/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
8. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 ноября 2013 г. по делу N А56-64544/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
9. Постановление ФАС Московского округа от 27 декабря 2011 г. по делу N А40-24595/11-32-210 // СПС "КонсультантПлюс".
10. Решение Октябрьского районного суда г. Липецка Липецкой области от 28 августа 2018 г. по делу N 2-2743/2018 // URL: https://www.sudact.ru/
11. Определение ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5027/13 // URL: https://www.sudact.ru/
12.
13. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2013. СПС Консультант плюс.
14. Гуржей С.Ю. Правовое регулирование перевозок городским общественным пассажирским автомобильным транспортом: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 15.
15. Гражданское право: Учебник: В 3 ч. / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2011. Ч. 2. С. 393.
16. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2012. Ч. II. С. 373.
17. Коммерческое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. С. 191.
18. Лончакова Ю.А. Договор автомобильной перевозки грузов в системе транспортных договоров Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 73.
19. Пиляева В.В. Гражданское право: Учебник. М.: ТК Велби, 2011. Части Общая и Особенная. С. 296.
20. Правила перевозок железнодорожным транспортом автотракторной техники, утв. Приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 9Ц (с изм. и доп.) // РГ. 1999. N 219.
21. Спирин И.В. Транспортное право. М.: Транспорт, 2011. С. 107.