Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена современной социально-экономической ситуацией, которая предъявляет новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. Всю жизнь человека происходит целенаправленное воздействие системы знаний и норм, с помощью этого планомерного процесса происходит управление социализацией. Не все семьи могут дать ребенку с рождения необходимые навыки социализации в силу различных причин, например, занятость родителей на работе, низкие социальное положение и так далее [Брутман, В.И., Варга, А.Я., Хамитова, И.Ю.].
Проблемы социализации семьи не достаточно изучены совеременной наукой, хотя и доказана, что семья является одним из важнейших факторов социализации личности, но исследований на эту тему проведено не много.
Семья относиться к группе микрофакторов, которые в наибольшей степени влияют на человека, в их число такжен входят микросоциум, домашний очаг, соседство, воспитание, а также отношение к религии.
Иногда фактор типа семьи учитывается как второстепенный или сопутствующий в исследованиях, посвященных другим вопросам (Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов, Е.Л. Григоренко, 2001, Р.В. Овчарова, 2006, О.Г. Калина, 2007). Психологические исследования (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова, B.C. Собкин, Й. Лангмейер, З.Матейчек, М.Ю. Бурыкина, Н.С. Фонталова, О.Г. Калина и др.) свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению; проявлениями инфантильности, негативного отношения к родителям; нарушениями полоролевого поведения; тягостным чувством отличия от сверстников; неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении; более низкой школьной успеваемостью; неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения; активным поиском «значимого взрослого»[8].
Объект исследования: личность.
Предмет исследования: процесс социализации личности.
Цель исследования: выявление специфики процесса социализации личности.
Задачи исследования:
1.Изучить виды социализации, понятие, факторы и этапы;
2.Проанализировать концептуальную модель семьи в процессе социализации личности;
3.Исследование роли семьи в процессе социализации личности;
4. Определить специфику процесса социализации подростков из неполных семей (внешние и внутренние детерминанты) по сравнению с их ровесниками из полных семей.
Гипотеза исследования: зависимость социализации личности от отношений в семье. Методы исследования: анкетирование, метод экспертных оценок, метод теоретического анализа литературы.
Исследование проводилось в средних общеобразовательных школах № 168 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, №54 и профессиональном лицее №51 г. Новосибирска.
В исследовании приняли участие 153 подростка младшего подросткового возраста, 10-11 лет (83 мальчика и 70 девочек). Общее число детей из полных семей – 338 человек, из неполных семей –153 человека. Таким образом, общее число испытуемых составляет 491человек.
Практическое значение проведенного исследования: результаты исследования могут быть применены в образовательных учреждениях, центрах психологической помощи населения.
Проблемой социализации занимались такие ученые, как Василькова Ю.В., Галагузова М.Н., Липский И.А., Мудрик А.В., Муставаева Ф.А., Мардахаев Л.В. и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1.Понятие личности, становление личности
Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.
При широком понимании, личность – это такая субстанция, которая внутренне отличает одного человека от другого.
Есть три разных определения, которые описывают понятие личности.
1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер [Родина В.Н., Фарахутдинов Ш.Ф., Устинова О.В.].
2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, индивид, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек.
3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать.
Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл.
Если понятие индивида сопровождается общими качествами homo sapiens, то понятие личности имеет тесную и неразрывную связь с понятием индивидуальности, то есть с социальными качествами, с отношением человека к миру, с его способностями. Человек может характеризоваться от уровня его сознания, от степени соотношения его собственного сознания с сознанием социума. Проявляется способность человека к общественным отношениям[Устинова О.В., Пивоварова И.В.].
К основным моментам, которые характеризуют рассматриваемое понятие, можно отнести следующие:
Отношение к обществу;
Отношение к отдельным людям из общества;
Отношение к самому себе;
Отношение к собственным трудовым обязанностям.
По данным критериям можно объяснить, что такое личность. Также основная характеристика – это уровень осознанности отношений и степень их устойчивости. При понятии личности важную роль играет ее позиция, а также способность к реализации отношений, что зависит от того, насколько развиты творческие способности человека, его знания и умения. Ведь ни один человек не рождается с готовыми способностями или с качествами, они формируются на протяжении жизни. Наследственная составляющая не определяет уровень развития, она отвечает только за физиологические способности личности, качества нервной системы. Но в биологической организации человека заложены его природные возможности, связанные с психическим развитием. Человек становится человеком только благодаря социальной наследственности, опыту других поколений, которые закрепляются в знаниях, традициях, предметах культуры. Проблема личности заключается в многочисленных моментах, которые являются базовыми для ее формирования [Шипицына, Л.М.].
Становление человеческой натуры происходит при строго определенных условиях. Требования общества зачастую определяют модель поведения человека. И то, что на самом деле выступает в качестве естественных характеристик сущности человека, на самом деле представлено закреплением общественных требований к поведению.
Рассмотрим, какие этапы проходит человек в процессе становления.
Основная движущая сила – это внутренние противоречия, которые возникают между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения. Сущность, формирующаяся в нормальных условиях, постоянно растет и развивает свои возможности, при этом формируя новые потребности. Основная проблема личности рассматривается в психологии и философии и включает в себя ее определение как таковой.
То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к саморазвитию. Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов.
Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными [Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М.].
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова, О. В. Образовательная область "Социализация. Игра": моногр. / О.В. Акулова, О.В. Солнцева. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 176 c.
2. Андреева, С.В. Мониторинг социализации воспитанников / - М.: Учитель, 2012. - 112 c.
3. Бабаева, Т. И. Образовательная область "Социализация". Как работать по программе "Детство" / Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Л.С. Римашевская. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 256 c.
4. Брутман, В.И., Варга, А.Я., Хамитова, И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова// Психологический журнал. – М., 2000. - Т. 21, №2. - С. 79-87.
5. Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Методическое пособие ФГОС 15г.: моногр. . - Москва: Высшая школа, 2015. - 652 c.
6. Елишев, С. О. Молодежь как объект социализации и манипуляций: моногр. / С.О. Елишев. - М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2015. - 320 c.
7. Козлова, Т. З. Люди, лишенные родительских прав. Их социализация и жизненные траектории / Т.З. Козлова. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 224 c.
8. Кукушкина, Е. Ю. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду / Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова. - М.: Сфера, 2013. - 128 c.
9. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: Характеристика общения школьников разного возраста; Воспитание в контексте социализации; Религиозные организации и диссоциальное воспитание; старшеклассник и среда: Учебное пособие для вузов / А.В. Мудрик. - Москва: Мир, 2001. - 320 c.
10. Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21403 (дата обращения: 25.03.2019).
11. Таран, И. А. Гендерная социализация дошкольников / Ирина Таран. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 128 c.
12. Тригер Р.Д., Степанова В.А. Особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер und В.А. Степанова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 148 c.
13. Шипицына, Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 496 c.
14. Горева О.М., Осипова Л.Б. Семья как фактор влияния на становление личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: www.science-education.ru/121-19607.
15. Родина В.Н., Фарахутдинов Ш.Ф., Устинова О.В. Взаимообусловленность брачности и рождаемости // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: www.science-education.ru/121-17108.
16. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Семья – основной институт воспроизводства населения (на примере юга Тюменской области) // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2013. - № 2. - С. 204-206.
17. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Преодоление кризиса института семьи в России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 1. - С. 78-82.
18. Фарахутдинов Ш.Ф., Родина В.Н., Устинова О.В. Отношение россиян к институту брака // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 1599.
19. Хайруллина Н.Г., Москатова А.К., Недосекина А.Г., Обидина Ю.С. и др. Социально-гуманитарные проблемы современности // Личность и общество. - Saint-Louis, MO, USA, 2013.