Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Тема психологического климата в коллективе актуальна в современном мире. Благоприятный психологический климат в коллективе оказывает непосредственное влияние на работников. При развитии благоприятного климата можно добиться и личностного развития работников и благоприятные изменения в социальной среде в целом.
Одной из значимых тенденций начала XXI века, бесспорно, являются процессы глобализации. Наблюдается значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, происходит всемирная экономическая, политическая и культурная интеграция и унификация. Указанные процессы способствовали усилению коллективного характера человеческой деятельности. Подчёркивается важность создания в коллективах атмосферы трудового поиска, взаимного уважения и требовательности.
Морально-психологический климат в коллективе во многом зависит от стиля руководства и умения руководителя создать обстановку взаимной требовательности, нетерпимости к недостаткам, благожелательности и взаимного доверия.
В формировании морально-психологического климата ведущую роль играют личные настроения людей, поведение руководителей, успехи или неуспехи производственного подразделения в хозяйственной деятельности.
Способность строить конструктивные отношения с персоналом и окружающими, эффективно решать спорные проблемы является важным показателем деятельности руководителя любого уровня, возраста и пола, так как существенное влияние на функционирование организации оказывают именно противоречия между руководителями и персоналом.
Степень научной разработанности проблемы. Данный вопрос подробно исследовался в работах как зарубежных ученых 3. Фрейд, К. Юнг, Д. Майерс, М. Селигман, так и отечественных К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, М.Г. Мацкевича, В.Б. Звоновского, Я.В. Жандаровой, К. Муздыбаева.
Объектом исследования является социально-психологический климат ООО «Белый Ветер».
Предметом исследования является исследования систем управления.
Цель курсовой работы – провести исследование факторов формирования социально - психологического климата в коллективе.
Задачи:
- определить методологические основы анализа и оценки факторов формирования социально-психологического климата в коллективе.
-проанализировать факторы формирования социально - психологического климата в коллективе ООО «Белый Ветер».
-определить направления совершенствования социально-психологического климата в коллективе ООО «Белый Ветер».
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере психологии.
Методы исследования.
-теоретические: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
- эмпирические: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Методологические основы анализа и оценки факторов формирования социально-психологического климата в коллективе
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата в коллективе
Социально-психологический климат в коллективе (далее СПК) – это устойчивая совокупность психологических взаимосвязей между сотрудниками, определяющая их трудовое настроение, отношения к своим обязанностям, к коллегам, к руководству и к организации в целом.
СПК – это доминирующий психологический настрой коллектива, психологическая атмосфера в нем.
Впервые термин «психологический климат» был произнесен Н. С. Мансуровым в контексте изучения производственного коллектива. Чуть позже психологи стали выделять социально-психологический и морально-психологический климат [10, c 79]. Психологический климат – характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей. Психологический климат включает 3 сферы:
1. Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей.
2. Моральный климат – ценности, принятые в группе. Их единство, принятие, согласованность.
3. Собственно психологический климат – неофициальные отношения в коллективе.
В современное время уровень развития производства и масштабные социально-экономические изменения сфер общества выдвигают высокие требования к человеку в его профессиональной деятельности. Изменения в социальной и экономической сфере требуют существенные перестройки стратегий, тактик и психологии управления человеческими ресурсами.
О. С. Жданов считает, что благодаря расширению спектра управленческих проблем, высокую значимость приобрёл аспект эффективного управления социально-психологических климатом в рабочем коллективе. Взаимодействия трудового коллектива начали считать важнейшей областью пространства социальных отношений [7, c 12].
Как правило, от благоприятного социально-психологического климата в коллективе зависит не только эффективность совестной деятельности, которая выражается в экономических показателях, но и взаимоотношения сотрудников к своей работе и между собой, что влияет на удовлетворенность сотрудника трудовой деятельностью в целом.
Также, социально-психологический климат играет большую роль в создании корпоративной культуры организации и повышении эффективности существования коллектива, объединённого общей целью [4].
Принято считать, что социально-психологический климат – это характеристика, отражающая степень удовлетворенности сотрудником различными факторами жизнедеятельности и состояние взаимоотношений в коллективе. Как правило, многие ученые подчеркивают важность благоприятного психологического климата в коллективе, поскольку считают, что он положительно влияет как на эффективность, так и на производительность трудовой деятельности.
Благоприятный социально-психологический климат можно считать условием повышения производительности трудовой деятельности, а также удовлетворенности сотрудников трудом и коллективом. Как правило, психологический климат появляется спонтанно. Он возникает на основе систематической психологической работы с членами коллектива и на осуществлении специальных мероприятий, оказывающих влияние на организацию отношений между сотрудниками и менеджерами. Однако, если благоприятный психологический климат в коллективе уже существует, это не означает, что он будет постоянно оставаться неизменным.
Главная задача менеджеров в этом деле - это постоянное формирование и совершенствование социально-психологического климата в коллективе, которое является делом не только ответственным, но и творческим и также требует от менеджеров понимания психологии людей, их настроения, переживания и отношения друг с другом.
В американской социальной психологии начинают говорить об «организационной культуре», об отношениях между рабочими и менеджерами. В своей теории «человеческих отношений» Э. Мэйо подчеркивает важность формирования психологического климата отношений между сотрудниками. Он впервые выдвигает идею о том, что персонал и работники требуют к себе особого отношения.
По его мнению, человек работает не только за деньги и главная мотивация для сотрудников – удаление внимания коммуникативным связям. Считал необходимым периодическое проведение мониторингов в организации у персонала и клиентов, с целью выявления проблемных зон. Выделял такие потребности сотрудника, как потребность в общении, потребность в уважении и потребность в симпатии [13].
В конце 50-х - начале 60-х годов было проведено большое количество исследований по изучению отдельных компонентов социально-психологического климата в трудовом коллективе. Тогда в отечественной психологии впервые использовал термин «психологический климат» Л.Г. Почебут своих работах по изучению производственных коллективов [15].
В настоящее время исследования проблемы социально-психологического климата в коллективе практически отсутствуют, по сравнению с 70-80-ми годами XX столетия, несмотря на то, что изучение психологического климата является одной из наиболее острых и актуальных проблем современности.
Как правило, исследованиями социально-психологического климата занимались только с психологической точки зрения, полностью убирая его социальную природу. В социологии трудов по изучению психологического коллектива значительно меньше, что не даёт комплексной оценки данного понятия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник 2-е изд. перераб. И доп./ А.Р.Алаверлов.- М. Московский финансово- промышленный университет «Синергия», 2012 г. – 102 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 376 с.
3. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом.- М.: Знание, 2012. – С. 49.
4. Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. — СПб.: Речь, 2010. — 319с.
5. Егорова Л.С., Челнокова Н.Ю. - Управление социально-психологическим климатом на предприятиях //Социологическое исследование 2008 г.
6. Егоршин А.П. Организация работы с персоналом// Управление персоналом. – 2010. – №1. – С. 8-14.
7. Жданов О. Социально-психологический климат в коллективе / О. Жданов // HR-портал: сообщество профессионалов. – 2013. - №10.
8. Ильин Е. П. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов. - СПб. и др.: Питер, 2009. – с. 152
9. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления. - М.: Академия, 2011. - 224 с.
10. Мансуров Н.С. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль: Изд-во Ярославского университета. 2006 - 113 с
11. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2009. С 74.
12. Первякова С.А. Стиль руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 11. - С. 2-4.
13. Петрова В.Н. Психология труда и образа профессионального будущего: учебное пособие / Томский государственный университет (ТГУ) Томск, 2015 г. 127 с.
14. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология "Высшая школа", Москва, 2007 г. 256 с.
15. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПБ: Речь, 2013. - 302 с.
16. Пугачев В.П. Управление персоналом организации / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 279 с.
17. Самыгин С.И., Колесникова Г.И., Епифанцев С.Н. Социология и психология управления. - М.: КноРус, 2012. - 256 с.
18. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2013 – 339 с.
19. Чередниченко И.П. Психология управления / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 608 с.
20. Черепкова Н.В. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе / Н.В. Черепкова, С.А. Чугункин // Бюллетень интернет-конференций. – 2011. - № 1. - С. 45-48.
21. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня. – М.: Интел-Синтез, 2010. – 368 с.
22. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П.М. Якобсон. - М.: Знание, 2013. - С.12-13.