Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших социальных проблем современности остается проблема распространения зависимостей в детско-подростковой среде. В течение последних лет усилия многих специалистов, работающих в области профилактики зависимостей, привели к снижению темпов вовлечения подростков в эксперименты с наркотиками, однако актуальность проблемы при этом не снижается. Выборочное тестирование биологических жидкостей старшеклассниками показывает, что подростки продолжают эксперименты с употреблением марихуаны; растет количество детей, злоупотребляющих алкоголь, около 14% учащихся 7и 9-ых классов употребляют алкоголь с частотой 1-2 раза в месяц, что для подростков составляет высокий риск развития зависимости.
Причины, подвигнувшие детей на опасные эксперименты, остаются без изменений: уровень соматического здоровья детей, как биофизиологический фактор риска, постоянно снижается; по результатам исследований, около половины семиклассников не владеют эффективными копинг-стратегиями. Наблюдается снижение интереса к учебе у большинства подростков. Последнее время большая деловая загруженность родителей становится все более значимым фактором риска злоупотребления психоактивными веществами детей и подростков. Растет количество семей, в которых взрослые злоупотребляют алкоголем, сохраняются влияния деструктивных стилей воспитания.
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические аспекты изучения проблемы подростковой наркомании
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
К моменту наступления подросткового возраста бурный темп эмоционально-психического развития подростка, вызванный физиологическими преобразованиями его организма, замедляется и постепенно переносится на более стабильный и уравновешенный ритм активной психической деятельности.
На этапе подросткового возраста улучшается психоэмоциональное состояние. Степень возбудимости и тревожного состояния у подростков не столь интенсивна, как это наблюдается у подростков. Подросток эмоционально устойчив к влияниям социума, более предрасположен к собственному внутреннему миру. Эмоциональный фон взаимоотношений стабильный. Они сдержанны и терпеливы по отношению к окружающим. Характерно проявление подросткового творчества максимализма. Подросток открыт, эмоционально отзывчив, более привязан к окружающим людям. К вопросу о дружбе взгляды у подростков весьма особые. Они стремятся проявлять те качества, которые характеризуют это чувство: желание прийти на помощь к своему другу, проявить отзывчивость и доброту, выручить в нужный момент и пр. [15, c.21].
В этом возрасте подростоки нацелены на поиск друга или подруги, общение с которыми вызывает у них огромный жизненный интерес, состояние непреодолимого желания находиться с ними в душевной близости и в связи с этим они переживают глубокие эмоциональные чувства и волнения.
Исследователи (Г.С. Абрамова, И.С. Кон, В.С. Мухина и др.) отмечают значительные улучшения в интеллектуальном развитии подростков. Возраст характеризуется тем, что школьники всерьез задумываются о смысле жизни и перспективе завтрашних дней. Отсюда и стремление к расширению своего кругозора, накоплению знаний, активный интерес к изучению иностранного языка. Многочисленными источниками информаций служат не только школьные уроки, но и работа в интернете, чтение книг классиков и современности, просмотр познавательных телепередач, общение со сверстниками и взрослыми. Целеустремленность, стремление к самореализации, самовыражению, независимости, склонность к самоанализу и самооценке и профессиональное самоопределение служат мотивирующими факторами осознанного и ответственного отношения подростков к познавательной деятельности [2, c.5].
Доминирующим фактором в личностном становлении подростка становится выбор профессии. По окончанию школы ему предстоит определить свое место в жизни. Взрослая жизнь диктует свои права, требуется ответственность, готовность к труду и семейной жизни. Расширение профессиональных представлений – принципиальный подход в приобретении новой социальной позиции. В профессиональном самоопределении подростков ведущую роль играют мотивы, влияющие на выбор профессии, которые определяются у них либо престижностью профессии, либо профессиональным интересом. В последнем случае они начинают упорно изучать те предметы в школе, которые необходимы им в будущей профессии.
Как правило, новообразования не всегда благоприятно сказываются на динамике становления и психического развития подростков. Сложно адаптироваться к новым условиям или преодолеть программу курса учебной дисциплины, усвоение которой необходимо им при поступлении в вуз. В состоянии неопределенности, переживания, эмоциональных тревог и волнений, подросток начинает испытывать страх, неуверенность в себе, беспомощность и он не всегда может найти выход из стрессового состояния.
В ряде работ исследователи (Г.С. Абрамова, В.С. Мухина и др.) указывают на сложные психологические проблемы, вызванные негативными факторами в поведении школьников. Это приобщение к спиртным напиткам, курение, демонстративное, грубое, а порой и агрессивное поведение, применение нецензурных выражений [7, c.40]
По результатам психологического исследования, проведенного А.Б. Крючковой (применялся бланковый тест «Агрессивность», разработанный А.И. Крупновым), определена высокая степень агрессивного поведения у учащихся старшего школьного возраста. Агрессивность становится своеобразной чертой в характере подростков. Мотивы такого поведения самые разнообразные: совершение возмездия за нанесенный ущерб, наказать, доказать свою правоту, не дать себя в обиду другим, отомстить обидчику, защититься от оскорблений, ощутить себя сильным и независимым и пр.[1, c.59]
1.2 Сущность и особенности наркомании подростков
Подростковый возраст, имеет свои особенности так как в это время человек еще «зелен» и набивает шишки и встает на грабли а иногда даже упорно по ним прыгая, надеясь что в следующий раз произойдет по другому. В это время ребенок познает мир, при этом очень остро реагируя на то когда получается не по их воле. Низкий уровень самоконтроля ,эмоциональная неустойчивость, негармоничное развитие личности ярко выражены в это время. Так как опыт еще не наработан молодой организм суется во все подряд, не думая о последствиях.
Здоровье воспринимается как должное. Ребенок стремится к самоутверждению, но это особенность возраста. Основным фактором, формирующим личность подростка, являются то на что направляет внимание подросток: стадный инстинкт; эмансипация - стремление выйти из-под опеки родителей; протест - когда в ответ на опеку взрослых, подросток демонстративно начинает курить и пробовать то что не надо [25, c.53].
Имитирование - подражание поведению взрослых которых как раз копировать бы не стоило. Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:
- Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков;
- Молодостью лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13-14 лет;
- Легкая доступность. Курительные смеси, соли которые распространяются через интернет. Любой подросток имеющий доступ к сети может найти дилера.
Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы – стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры». Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если раньше это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком.
Новые веяние в молодежной культуре. Ночные клубы, танцевальной направленности, где однообразная музыка сама предполагает, создание некоего полутрансового состояния, при употреблении ускоряющих наркотиков, получается, непрерывные пляски по 10 часов.
Или рэп культуре, где пропагандируется употребление канабиоидных наркотиков. - Распространение иллюзорных представлений о наркомании: иллюзия первая - «я всего один раз» ; иллюзия два - «спрыгну когда захочу»; иллюзия три - «спирто и никотино содержащие - это тоже наркотики, но общество, и государство это не запрещает, следовательно легкими наркотиками можно баловаться». Иллюзорность этих тезисов, в незнании истинной опacности. [16, c.130].
Исходя из информации полученной из медицинской литературы, получается что наркомания это - заболевание вызываемое систематическими употреблением вызывающих физическую или психологическую зависимость от ПАВ, сопровождающимися психическими расстройствами.
В специальной литературе говорится, что наркотик – это вещество, соответствующее 3 критериям: медицинский: это вещество оказывает особое влияние на ЦНС. социальный: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы и последствия этого, приобретают социальную значимость правовой: данное вещество признано законодательством наркотическим. В наркологии наркомания рассматривается как неизлечимая болезнь, с эпизодическими рецидивами.
ГЛАВА 2. Анализ работы по профилактике наркомании среди лиц подросткового возраста в ГБПОУ РО «ГСТ»
2.1 Здоровьесберегающее и патриотическое воспитание
ГСТ показали, что техникум бережно сохраняет и развивает опыт и традиции работы с молодым поколением, помимо выполнения своей непосредственной образовательной функции.
Все воспитательные мероприятия проходят в социуме г. Гуково при реализации городских программ. Администрация города Гуково, комитет по молодежной политике, молодежная организация «Молодая гвардия», городской спортивный комитет, Союз ветеранов Афганистана, Центр подготовки юных десантников «Русич» и другие организации города - частые гости в техникуме и социальные партнеры.
Различные мероприятия, конкурсы, фестивали, имеют, кроме всего прочего, и антинаркотическую пропаганду. Это является одним из главных направлений воспитательной работы, результат которой - создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни, приобщение студентов к физкультуре и спорту; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению [20].
Реализация воспитательной работы базируется на принципах профилактической работы, доступности информации и помощи, как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Формирование антинаркотической установки невозможно без осознания студентами ценности жизни и необходимости ведения здорового образа жизни.
Решили проанализировать каждое из направлений воспитательной работы и сопоставить их с мероприятиями, проводимыми в техникуме.
Цель: Сохранение физического, психологического, социального благополучия студентов. Создание условий для формирования и укрепления их здоровья.
Задачи: Содействовать здоровому образу жизни студентов, решения проблем здоровья молодежи через массовую и оздоровительную работу.
Деятельность, направленная на пропаганду здорового образа жизни осуществляется различными мероприятиями: городская акция «Будь здорова», круглые столы, открытые уроки, спортивные мероприятия под девизом «Войди в XXI век здоровым», просмотр социальных роликов «О женском пьянстве», «Не пейте – это опасно». Эти и мероприятия объединены одной большой городской акцией «Город Гуково – территория здоровья», которая проводится ежегодно. Совместно с ДИОР Администрации города проведятся акции «Детям здесь не продают», «Никотин на витамин», «Сигарету на конфету». Участие в городских конкурсах плакатов «Я хочу жить, а ты», рисунков «Мир без граней», агитбригад «Аргументы вредных привычкам» не оставляет равнодушным наших студентов и позволяет включить в деятельность большое количество участников. Флэш-моб «Бросай курить – жизнь прекрасна и удивительна», флэш-моб «Танцуй пока молодой», рок фестиваль «Адреналин» и другие, показали заинтересованность молодежи в данных мероприятиях.
2.2 Эстетическое, правовое и трудовое воспитание
Цель: Создание среды, способствующей развитию творческого потенциала студентов, приобщение к миру искусства.
Задачи: Формирование нравственно-эстетического, гуманистического идеала, всесторонне развитой личности.
Развитие культурно массовой и творческой деятельности студентов, привлечение молодежи к активному участию в культурной жизни техникума и города – на это направлена работа по эстетическому воспитанию. Творческие кружки охватывают более 100 студентов. Традиционные мероприятия – в сентябре концерт первокурсников, в ноябре «Твоя премьера, первокурсник!». Ежегодно принимаем участие в областном фестивале искусств «Созвездие талантов», где всегда заслуживаем высшие баллы. Студенты техникума – постоянные участники и призеры городских фестивалей – «Виват, Россия!», «Все зависит от нас!» под таким девизом недавно прошел ежегодный фестиваль творчества и учащейся молодежи города Гуково. Зрители, смогли убедиться, насколько развито разносторонне сегодня молодое поколение нашего города.
Тесная связь с Центральной Городской библиотекой, где регулярно проводятся встречи с интересными людьми, политиками, спортсменами, писателями и поэтами позволяют воспитывать смысловое отношение к миру, усваивать культуру общения, здорового образа жизни.
Правовое воспитание.
Цель: Формирование личностного отношения студентов к негативным поведенческим факторам, формирование антинаркотических установок.
Задачи: Формирование позитивных жизненных установок, развитие навыка говорить «нет» в рискованных случаях.
Правовое воспитание молодежи включает формирование правовой культуры, правовой грамотности, профилактику правонарушений. По правовому воспитанию в учебных группах проводятся беседы на тему «Закон и мы». Встречи с работниками наркологического центра, психологами, работниками правоохранения и здравоохранения и проведение цикла бесед проводятся еженедельно. Возрождены традиции школы наставничества старших товарищей над трудными подростками. Студенты - дружинники в прошлом году приняли участия в 24 рейдах Комиссии по делам несовершеннолетних Администрации г. Гуково.
2.3 Рекомендации по организации системы профилактики наркомании и наркопреступности в средних профессиональных учебных заведениях
Для успешной реализации профилактических мероприятий по противодействию распространения наркомании, наркопреступности и пропаганде здорового образа жизни в средних профессиональных учебных заведениях, необходимо организовать воспитательную работу, по моему мнению, таким образом:
Организация информационно-исследовательских и методических мероприятий по проблемам злоупотребления наркотиками и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде: проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, интервью); проведение научно-методических мероприятий (семинары, «круглые столы», конференции и т.п.); разработка, адаптация и апробация методических материалов; формирование информационных баз данных (молодежь «группы риска», «проблемная» молодежь, программы, технологии работы и т.п.).
Развитие системы воспитательных мероприятий по различным направлениям, чтобы студенты могли посещать кружки по интересам, спортивные секции, участвовать в различных акциях, проектах, мероприятиях для формирования гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, национальным традициям, стремлению к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, целеустремленности, определению своего места и целей жизнедеятельности.
Содействие деятельности молодежных общественных организаций по противодействию распространению наркомании и пропаганде здорового образа жизни в СПО (организационная, информационная, методическая и другая помощь). Увеличение численности существующих организаций за счет вступления в их ряды новых студентов. Создание более масштабной эффективной системы обучения и подготовки актива молодежных общественных объединений и подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики, организация системы стажировок лидеров и активистов молодежных общественных организаций и объединений для привлечения их к решению социально-экономических проблем среднего профессионального образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью настоящей работы являлось исследовать роль учебного заведения в профилактике наркомании. Выполнение данной цели предопределялось последовательным решением нескольким исходных задач.
В первой главе, на основе изучения материала о проблеме наркомании среди молодежи, рассмотрены направления воспитания, способствующие профилактике наркомании в образовательных заведениях.
Во второй главе проанализированы мероприятия, проведенные в ГБОУ СПО РО «ГСТ», за последние три года, направленные на решение проблемы наркомании. Даны рекомендации, направленные на улучшение результатов по профилактике наркомании в средних профессиональных учебных заведениях.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдильдина, Д.Е. К вопросу о противодействии наркоугрозе на современном этапе: материалы ХХ международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики». / Д.Е. Абдильдина. – Ч. 1. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С. 59–61.
2. Агагасанов, А. Ш. О. Криминологическая характеристика преступлений в сфере оборота наркотиков / А. Ш. О. Агагасанов, Л. А. Исаева // Контентус. - 2019. - № 5 (82). - С. 1-5.
3. Борьба с наркоманией и наркоторговлей, лечение и реабилитация наркоманов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/research_5289.html
4. Гаранина, Л. А. Повышение эффективности антинаркотической профилактики посредством обучающего семинара-тренинга для специалистов, работающих с детьми и подростками / Л. А. Гаранина, И. Ю, Швецова // Вопросы науки и образования. - 2019. - № 3 (47). - С. 1-7.
5. Гизятова, Л. А. Антинаркотическое воспитание молодежи как один из факторов противодействия идеологии экстремизма / Л. А. Гизятова, А. В. Фахрутдинова // Казанский вестник молодых ученых. - 2017. - №3 (3).
6. Горбачева, О. А. Предупреждение и коррекция наркомании путем вовлечения подростков к занятиям спортом / О. А. Горбачева, А. И. Горбачев // Наука-2020. - 2019. - № 2 (27). - С. 82-86.
7. Горенко, К. С. Профилактика наркомании, как форма антинаркотической деятельности и одна из основных задач гражданского общества и государства / К. С. Горенко // Перо науки. - 2019. - № 10 (10). - С. 40-46.
8. Горнов, В. А. Правовые меры и социологический мониторинг в контексте управления антинаркотической деятельностью / В. А. Горнов, Н. А. Фролова // Юридическая наука. - 2017. - № 6. - С. 51-56.
9. Гуляев, Д. А., Мещерский В. М. Преимущества и недостатки легализации наркотиков / Д.А. Гуляев // Научное сообщество студентов XXI столетия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sibac.info/ archive/ economy/6(21).pdf
10. Гизятова, Л. А. Антинаркотическое воспитание молодежи как один из факторов противодействия идеологии экстремизма / Л. А. Гизятова, А. В. Фахрутдинова // Казанский вестник молодых ученых. - 2017. - № 3 (3). - С. 35-39.
11. Иванов, В. А. Роль гражданского общества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков / В. А. Иванов, Н. С. Хлебникова // Марийский юридический вестник. - 2017. - № 1 (20). - С. 17-18.
12. Ионова, М. В. Формирование парадигмы антинаркотической политики / М. В. Ионова // Философия права. - 2018. - № 3 (86). - С. 39-43.
13. Калиниченко, Я. Н. Волонтерская антинаркотическая деятельность как элемент первичной профилактики молодежи: на опыте Сибирского юридического института МВД России / Я. Н. Калиниченко // Научный компонент. - 2019. - № 3 (3). - С. 23-28.
14. Канавина, С. С. Базовые потребности как основа первичной профилактики наркомании / С. С. Канавина // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2019. - Т. 29. - С. 14-29.
15. Кийко, М. О комплексном механизме обеспечения антинаркотической безопасности России / М. Кийко // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - № 5. - С.21-32.
16. Коваленко, Д. А. Роль СМИ и сети Интернет в антинаркотической пропаганде / Д. А. Коваленко, К. В. Видюкова, Л. В. Тонких // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 5-3. - С. 130-133.
17. Кондратенко, З. К. Социальный проект «летняя школа по профилактике наркомании и наркопреступности посредством привлечения молодежи к православной культуре и традициям» / З. К. Кондратенко, И. И. Лабаторина // Марийский юридический вестник. - 2017. - № 2 (21). - С. 1-4.
18. Куликова, Э. Г. Рекламная коммуникация как инструмент антинаркотической деятельности / Э. Г. Куликова // Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 4. - С. 125-138.
19. Клевакин, А.Н. Оценка рентабельности медико-социальной реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков: материалы XI международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире». / А.Н. Клевакин. – Т. 2. СПб: Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2015. – С. 24–27.
20. Профилактика наркомании в подростковой среде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.narcom.ru/ideas/socio/39.html
21. Рехванова, Ю. А. Профилактика наркомании среди молодежи средствами физической культуры // Наука-2020. - 2020. - № 2 (8).
22. Савельев, А. И. Предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних / А. И. Савельев // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - Т. 15, № 1. - С. 53-57.
23. Саркисян, Г.Г. Перспективы развития системы контроля за оборотом наркотиков в России на современном этапе: материалы ХХ международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики». / Г.Г. Саркисян. – Ч. 1. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С. 56–58.
24. Сороченко, М. В. Основы государственной политики в области противодействия наркомании среди несовершеннолетних / М. В. Сороченко // Общество: политика, экономика, право. - 2018. - № 5. - С. 1-4.
25. Фролова, Н.А. О потенциале инноваций в контексте совершенствования подходов к решению наркопроблемы в современных условиях: материалы ХХ международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики». / Н.А. Фролова. – Ч. 1. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С. 53–55.
26. Шимовонян, К. Т. Социальные и правовые аспекты борьбы с наркоманией среди подростков / К. Т. Шимовонян. // Молодой ученый. – 2017. – № 13.2 (147.2). – С. 30-33.
27. Шинкевич, В.Е. Противодействие незаконному обороту наркотических средств как угрозе национальной безопасности: материалы IV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания в контексте обеспечения национальной безопасности». / В.Е. Шинкевич. – Ч. 1. Минск: Военная академия Республики Беларусь, 2017. – С. 377–380.
28. Шиян, В.И. Социально-демографическая и патопсихологическая характеристика участников незаконного оборота наркотиков / В.И. Шиян // Наркоконтроль. 2016. № 4. – С. 3–7.