Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Состояние духовности общества во многом зависит от уровня его культуры. Медиакультура сегодня стала важнейшим компонентом массовой культуры, средством манипулирования и эффективным инструментом воздействия на поведение человека в обществе. Исследования свидетельствуют о том, что интенсивное развитие медиакультуры пришлось на конец XX - начало XXI века. И сегодня медиакультура все более активно влияет на общественное сознание, выступая не только в качестве мощнейшего средства информации, но и обеспечивая людям культурные и образовательные контакты, возможности для развития творческих способностей. На сегодняшний день медиа - это не просто средства для передачи информации, ограничивающееся обычным «посредничеством», это целая среда, в которой не только транслируются, но и производятся культурные и иные коды.
За последние десятилетия в обществе произошли существенные изменения на социально-экономическом, информационном, духовно-культурном уровне, создается единое информационно-культурное пространство, проводятся реформы образования, свидетельствующие о том, что воспитание социально-творческой активности и самореализации молодёжи является приоритетным направлением государственной образовательной и культурной политики. В частности, в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации на период до 2025 г. подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: «разностороннее и своевременное развитие творческих способностей детей и молодёжи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;... подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий....» Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы ставит перед собой целью «обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала». Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как: формирование у молодёжи гражданской ответственности и правового самосознании, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Развитие информационной инфраструктуры общества, реформы в системе образования, ориентированные на формирование компетенций, требуют новых подходов к развитию личности, которая будет обладать не только интеллектуальной и познавательной активностью, но и высоким уровнем информационной культуры и социальной активностью. И задача вуза в этом контексте определена следующим образом: научить будущего специалиста пользоваться современной информационной базой, привить ему навыки и умения, которые помогут в определении путей достижения поставленных целей, принятии оптимальных решений при осуществлении профессиональных планов, развитии и реализации творческого потенциала. Следовательно, стратегическим ресурсом и стержнем современного общества становится человек, ориентированный на: высокий уровень социально-творческой активности, способный к поиску и принятию нестандартных самостоятельных решений и обладающий общей и профессиональной культурой; эффективное взаимодействие и самореализацию в общественной и профессиональной деятельности; умеющий делать осознанный выбор социально правильных действий и поступков. Поэтому актуальным становится вопрос о качественном уровне развития социально-творческой активности личности, что и определило необходимость поиска наиболее эффективных средств для решения поставленной проблемы.
Объект исследования – российское информационное пространство в Интернете.
Предмет исследования – молодёжная тематика информационных ресурсов в Интернете.
Цель исследования – характеристика молодёжной тематики на российских информационных порталах как отражения государственной молодёжной политики.
Задачи исследования:
1. Определение понятия и содержания медиакультуры.
2. Характеристика формирование медиакультуры молодёжи.
3. Обзор информационных основ государственной молодёжной политики.
4. Анализ информационного обеспечения государственной молодёжной политики в Интернете.
Глава 1. Теоретические основы формирования медиакультуры молодёжи в условиях информационного пространства Интернета
1.1. Медиакультура - понятие, сущность
Понятие «медиакультуры» принято определять как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее потребления; она может выступать системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.
Объектом данного исследования является проявление способов и методов влияния элементов медиакультуры на современное общество и отдельных его членов .
На первом этапе исследования были выявлены положительные аспекты влияния медиакультуры на современное общество. Обусловлены они, прежде всего, такими основополагающими базовыми задачами массовых коммуникаций, как создание и поддержание общей картины мира, социализация членов общества, передача из поколения в поколение культурных ценностей, предоставление массовой аудитории способствующей релаксации информации.
Таким образом, в область влияния медиакультуры попадает обширный спектр современных тем и проблем: от вопросов медиаобразования молодёжи до проблем информационных войн. В связи с этим отмечается и широкий разброс терминологии. Наиболее распространенными как в России, так и в других странах можно назвать такие термины, как «медийная культура», «информационная культура», «медиаграмотность», «информационная грамотность», «медиаобразованность», «информационная образованность», «мультимедийная грамотность», «информационная компетентность», «медиакомпетентность», «медийная компетентность», «медиакомпетенция». Такое разнообразие терминов вполне объяснимо, ведь носителями медиатекстов являются как классические виды художественной культуры (изобразительное искусство, литература, музыка, театр), так и медиа, связанные с техническим прогрессом (цифровая фотография, спутниковое телевидение, сеть Интернет).
В дальнейшем в ходе исследования были выявлены и негативные аспекты влияния медиакультуры на современное общество.
Неограниченные технические возможности на сегодняшний день стирают грани между копиями и оригиналами, обесценивают такие понятия как творчество, гениальность, таинство искусства. Таким образом, уникальность и элитарность искусства во многом заменяется и поменяется массовостью.
Также стоит сказать о таком понятии, как эффект медиа - феномене, связанном с изменениями в поведении людей, которые напрямую зависят от информации, полученной из масс-медиа. Психологами разработаны различные теории понимания эффекта медиа, влияния масс-медиа на социум. Наиболее известная из них - это теория механизма социального научения, в рамках которой эффект медиа понимается как копирование людьми образцов поведения и социальных норм, с которым они соприкоснулись в текстах и образах, транслируемых масс-медиа. С помощью эффектов медиа объясняют увеличение различных проявлений асоциального поведения среди членов аудитории медиа. Серия экспериментов психологов Альберта Бандуры и Ричарда Уолтерса под общим названием «Куклы», в рамках которых наблюдение детей за тем, как взрослые избивали куклу, приводило к тому, что ребенок тоже начинал проявлять агрессию по отношению к игрушке, еще в 60-ые годы прошлого века явилось одним из объяснений того, как имитация насилия в медиа становится причиной роста насилия в социуме и иллюстрацией того, как работает эффект медиа.
Профессор Вестфальского университета Г. Шнайдер в своей статье «Преступность и средства массовой информации» ввел понятие «информпреступности». По его словам, «информпреступность» - это мнение СМИ о преступности, доносимое до аудитории и становящееся таким образом общественным мнением. Оно оказывает существенное воздействие на восприятие населением вопросов общественной безопасности. В результате рождается немало ложных стереотипов, а также нередко у людей появляется чувство страха, ощущение незащищенности. СМИ способны вызвать даже «криминальные волны», то есть создать впечатление о периодических взрывах, эпидемиях уголовных преступлений. А следствием избытка некачественной криминальной информации является травмирование психики людей. Вполне объяснимо, что впервые официальный орган, контролирующий количество и качество сцен насилия был создан еще в 1952 году, возглавил его Уилл Н. Хайс. В его кодексе как нежелательные для медиа тематики перечислены: грубость, запугивание и жестокость к детям или животным. В подтверждение некоторых пунктов кодекса было сказано, что показываемые преступления не должны обучать способам совершения преступления, вдохновлять потенциальных преступников на их имитацию, героизировать и оправдывать преступников.