Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночным условиям хозяйствования инициировал масштабное вовлечение предприятий в среду преобразований. Однако, при всей важности и необходимости этих преобразований, они протекают медленно и малоэффективно. Разрыв устоявшихся экономических связей, высокий уровень нестабильности и неопределенности внешней среды, отсутствие навыков выработки долгосрочной стратегии развития на уровне руководства предприятий привели к дестабилизации экономики и снижению конкурентоспособности российской промышленности на внутреннем и внешнем рынках.
В этих условиях несомненно важным является выбор осмысленного хозяйственного поведения самостоятельно действующих субъектов рыночной экономики. Сохранение экономической самостоятельности и развитие предприятия возможно лишь в том случае, если его деятельность будет адаптирована к реалиям рынка. Это означает, что непрерывность и пропорциональность функционирования предприятия обеспечивается только тогда, когда оно способно, оперируя имеющимся ресурсным потенциалом, своевременно и активно реагировать на различные изменения внешней среды.
Чем сильнее предприятие подвержено изменениям со стороны внешней среды, тем больше оно реагирует на эти изменения, тем большее значение приобретает концепция стратегического управления предприятием.
Тема данного курсового проекта является актуальной, так как в настоящее время наиболее важным является умение выбрать наиболее эффективное направление развития предприятия, балансирующее интересы и возможности потребителей и производителя и, в соответствии с этим, сформировать определенный набор стратегий. В связи с этим имеется настоятельная необходимость более глубокой проработки отдельных элементов формирования стратегии развития и вопросов организации процедуры выбора оптимального набора стратегий.
Целью данной работы является разработка стратегии представительства компании "КонсультантПлюс" в Ставропольском крае – фирмы ООО «КонсульатнтПлюс-Ставрополье».
Задачи исследования:
-рассмотреть виды внутреннего и внешнего анализа предприятия;
-выявить этапы формирования стратегий предприятия;
-дать краткую характеристику исследуемой компании;
- проанализировать факторы внешней среды компании;
- провести анализ факторов внутренней среды компании;
- определить направления совершенствования стратегий компании.
Объектом исследования в курсовом проекте выступает внешняя и внутренняя среда компании «КонсультантПлюс-Ставрополье".
Предметом исследования является портфель стратегий компании «КонсультантПлюс-Ставрополье».
При написании работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, синергии и другие.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и система стратегического планирования
В настоящее время, в условиях рыночной экономики на предприятиях большое значение придается задачам стратегического планирования, без которого невозможна их эффективная работа, поскольку оно служит основой системы управления.
Обратимся к понятию «планирование», включающее в себя постановку целей и методы их достижения. На предприятии планирование осуществляется по следующим направлениям: производство; сбыт; финансы; закупки.
Все направления и этапы взаимосвязаны между собой. Планирование на предприятии включает в себя следующие этапы [4, с.148]:
1. Постановка общих целей;
2. Установление четких, детальных целей на определенный небольшой период времени;
3. Поиск путей и средств их достижения;
4. Контроль за достижением поставленных целей, с помощью сравнения фактических и плановых показателей.
Составление плана всегда основывается на данных прошлого, однако, целью планирования является определение и контроль развития организации в будущем. Из этого следует, что в основе надежности планирования лежит правильность и точность бухгалтерских расчетов прошлых периодов. Каждое составление плана основывается на неполных сведениях. Во многом, качество планирования предприятия зависит от уровня квалификации работников, то есть на предприятиях с высококвалифицированными сотрудниками качество планирования будет намного выше.
Стратегия – это подробный многосторонний комплексный план, который разрабатывается с точки зрения перспектив всего предприятия, а не отдельного индивида [8, с.131]. Однако, очень редко, но все-таки встречаются случаи, когда генеральный директор может сочетать стратегию предприятия и свои личные планы. В основе стратегии лежит разработка аргументированных планов и мер достижения поставленных целей, учитывающих производственно-сбытовые нужды предприятия и его научно-технический потенциал.
Стоит отметить, что термин «стратегическое управление» и «стратегическое планирование» это не одно и тоже, хотя зачастую многие используют их именно как синонимы. Стратегическое управление включает в себя [6, с. 34]: стратегическое планирование; стратегический контроль; осуществление выбранной стратегии.
Рисунок 1 – Виды управленческой деятельности, в рамках процесса стратегического планирования
Стратегическое управление включает в себя следующие этапы, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Процессы стратегического управления
Отсюда можно сделать вывод, что стратегическое планирование стоит исследовать как основной элемент стратегического управления.
Стратегическое планирование – это инструмент, при помощи которого происходит формирование системы целей функционирования организации и объединение усилий всех сотрудников для ее достижения [9, с.72].
Решения и действия, которые принимаются руководством, ведущие к разработке стратегий, которые предназначены для достижения предприятий своих целей – это стратегическое планирование [2, с.15]. Его основной задачей является организационные изменения и внедрение инноваций, необходимых для функционирования организаций.
Понятие «стратегическое планирование» появилось в практике западного менеджмента предприятий в шестидесятые годы двадцатого века.
За границей методологическую и теоретическую основу стратегического планирования исследовали множество ученых, например, М. Портер, Ф. Абраме, А. Томпсон, К. Эндрюс и др. [5, с.35]. В 70-е годы наблюдался некий застой в развитии стратегического планирования предприятия, после которого уже в 90-е годы XX века произошло оживление его методов и подходов. Данная тенденция продолжает свое существование по сей день.
На смену долгосрочному планированию пришло стратегическое планирование, которые имеют существенные различия. Основным отличием является трактовка будущего. В долгосрочном планировании основной упор делается на прогнозирование и изучение будущего, которое станет лучше прошлого, а в системе стратегического планирования анализируются тенденции и перспективы развития предприятия, его проблемы, угрозы и возможности, которые будут способствовать изменению сформировавшихся и имеющихся в данное время тенденций. Другое отличие заключается в том, что стратегия выступает в качестве направления развития, а не как индикатор времени. При планировании стратегии устанавливаются общие направления, которые способны обеспечить устремление позиций и рост предприятия.
В основе принципа стратегического планирования лежит адаптивность, предполагающая наличие альтернативной стратегии и плана, на которые переходит предприятие. Сложившаяся ситуация является реакцией предприятия на перемены, которые происходят в его внешнем окружении.
К основной задаче стратегического планирования деятельности предприятия относится обеспечение нововведений и изменений на необходимом уровне. Для выполнения поставленной задачи, необходимо решить следующие проблемы, которые выступают функциональной структурой стратегического планирования (рисунок 3) [1]:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев А.В. Стратегическое планирование как важнейшая функция управления предприятием / Евразийский Научный Журнал. – 2015. – №12 (декабрь). URL: http://journalpro.ru/archive/evraziyskiy-nauchnyyzhurnal-12/ (дата обращения 17.05.2018);
2. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
3. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия Учебное пособие / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 2012. – 422 с
5. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014 – 256 с.;
6. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии: учебник и практикум / В. А. Горемыкин. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 857 с.;
7. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 176 с.;
8. Планирование деятельности на предприятии: учебник для бакалавров / С. Н. Кукушкин [и др.]; отв. ред. С. Н. Кукушкин, В. Я. Поздняков, Е. С. Васильева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 350 с.;
9. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 463 с.;
10. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 145 с.;