Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика требует регулирования. Вопросы, которые обсуждаются в настоящее время – это степень государственного вмешательства в экономику и те конкретные инструменты, которые являются наиболее эффективными для достижения общественных целей.
Регулирование экономики может быть эффективным в случае, если оно реализуется в рамках проводимой государством целостной экономической политики. В зависимости от инструментов, используемых в процессе регулирования различают политику монетарную, бюджетную, инвестиционную, налоговую и т.д. Основная цель любой проводимой политики – воздействия на результаты экономического развития страны путём координации интересов общества и отдельных участников рынка.
Налоговая политика является одним из основных инструментов, регулирования экономики, оказывающим активное воздействие на экономическое развитие. Проводимая налоговая политика определяется объёмом финансовых средств, который необходимо сконцентрировать в руках государства, что в свою очередь зависит от экономической ситуации в которой находится страна в определённый период своего развития.
Налоговая политика, при правильном её проведении может обеспечить как развитие экономики в период спада, так и её торможение в момент бурного экономического роста. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
Цель настоящего исследования – выявление направлений развития налоговой политики в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность и задачи налоговой политики;
проанализировать существующие типы налоговой политики;
изучить каким образом происходит регулирование налогового механизма;
изучить этапы развития налоговой политики в России;
охарактеризовать современное состояние налоговой политики в России в последние годы и выявить её проблемы;
определить стратегии развития налоговой политики в РФ.
Объектом исследования является налоговая политика, предметом налоговая политика, проводимая в современной России.
Методологической основой работы стали научные методы анализа: системного и структурно-функционального, сравнительного. Анализ позволил определить структуру вычленить и функциональные связи между элементами и исследовать их связи в развитии.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются общие вопросы налоговой политики, включая её сущность и задачи, которые решает государство в ходе реализации налоговой политики, рассматриваются типы налоговой политики и их использование в условиях циклического колебания экономики, а также направления и механизмы воздействия на экономическое развитие. Вторая глава посвящена рассмотрению исторического развития российской налоговой политики. Дана характеристика ситуации, сложившейся в настоящее время с проведением налоговой политики в Российской Федерации. Отдельный параграф посвящен, проблемам, которые имеют место в налоговой политике, реализуемой в России на современном этапе. На основании выявленных проблем налоговой политики определены направления её стратегического развития на ближайшее время.
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность и задачи налоговой политики государства
В настоящее время налоги рассматриваются как один из основных инструментов государственного регулирования экономики. Использование данного инструмента не предполагает прямого результата в ответ на действия по изменению налоговой политики государства. Налоги относятся к косвенным методам воздействия на экономику. Включение экономических рычагов приводит к результатам, которые не всегда могут быть просчитаны для отдельных экономических субъектов. В результате изменения налогов может быть достигнут желаемый результат, а может иметь место и обратное действие.
Использование налогов в качестве регулирующих инструментов предполагает стабильность налоговой системы страны и разработку специальной налоговой политики. «Налоговая политика – совокупность конкретных мер государства по формированию налоговой системы страны, а также проведение мероприятий в области налогообложения, в целях обеспечения финансовых потребностей всех субъектов хозяйствования, а также развития экономики страны». Мероприятия, предпринимаемые государством, могут быть экономическими, правовыми и организационно-контрольными. Стабильная налоговая система рассматривается авторами как наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономического развития. Основная задача, которая ставится перед разработчиками налоговой политики – это установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Основными налоговыми инструментами здесь выступают: совокупность налогов, налоговые ставки, льготы и др. Налоговые инструменты используются в процессе регулирования как для получения необходимого объема бюджетных доходов, так и для поддержки предпринимательской и инвестиционной активности. Достижение поставленных целей возможно только при экономической заинтересованности предприятий в своей деятельности.
Содержание и цели налоговой политики определяются объективными и субъективными факторами и задачами, которые ставит перед собой государство. Концепция налоговой политики должна учитывать финансовые интересы как государства, так и хозяйствующих субъектов. Нарушение равновесия экономических интересов приведёт к неэффективности налоговой политики и, соответственно, регулирующий эффект налогов не будет достигнут. Налоги рассматриваются различными субъектами экономической деятельности как положительное, так и как отрицательное явление. По мнению некоторых авторов «социально-экономический смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу». Государство, как субъект экономической деятельности, выдвигает на первый план задачи реализации своих функций, что требует концентрации финансовых средств в его руках. В то же время, отсутствие стимулов для развития производства со стороны фирм н позволит исполнить налогами в должном объёме фискальной функции. Фирмы и домашние хозяйства в своём большинстве воспринимают налоги с негативной стороны, т.к. их выплаты существенно снижают их доходы. При этом отмечается, что наибольшее воздействие налоги оказывают на активных и сильных плательщиков, снижая их мотивацию к зарабатыванию собственного капитала.
Налоговая политика опирается на уже сформированную налоговую систему, но и предполагает её изменение в соответствии с вызовами времени. Задачи по формированию в рамках налоговой политики налоговой системы являются наиболее сложными. Налоговая система, для выполнения в полном объём всех функции по регулированию экономического развития должна отвечать принципам:
- стабильности;
- простоты исчисления и уплаты налогов;
- экономической эффективности.
Налоговая система должна обеспечивать конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики при этом обеспечивая максимальную комфортность налогового администрирования для добросовестных налогоплательщиков. Это позволяет не только использовать налоги как инструмент регулирования экономики, но и повысить доверие субъектов к действиям, предпринимаемым правительством. Несоблюдение указанных принципов, напротив создает негативные последствия, как для бюджетной политики, так и для всей рыночной конъюнктуры национальной экономики страны.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 # 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
2. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в ред ред. 29.12.2017)
3. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (утв. Минфином России) – Режим доступа: http://www.minfin.ru
4. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» – Режим доступа: http://www.minfin.ru
5. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» – Режим доступа: http://www.minfin.ru
6. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография / Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. - М.: НИЦ ИНФРА-М, – 2016. - 270 с.
7. Налоги и налогообложение: учебник (Электронный ресурс) / Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И.; Региональный финансово-экономический инс-т. – Курск, 2010. – 356 с.
8. Налоговая политика. Теория и практика / Майбуров И.А. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 519 с.
9. Налоговое администрирование: Учебник / Дорофеева Н.А., Брилон А.В., Брилон Н.В. - М.:Дашков и К, 2016. - 296 с.
10. Велибекова Л.А., Юсупова М.Г. Финансово-налоговая политика как инструмент регулирования экономики региона//Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015. – № 23. – С. 125-128
11. Гаджиева М.А. Налоговая политика государства: сущность, цели и ее основные типы//Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. – 2018. – № 8. – С. 62-64
12. Демидова М.Г. Налоговая политика России - как элемент обеспечения экономической безопасности/В сборнике: Труды кафедры Экономики и менеджмента РГГМУ под редакцией И.П. Фировой. Санкт-Петербург, – 2006. – С. 68-72.
13. Джавадян Л.Г. Налоговая система как инструмент регулирования национальной экономики//Actualscience. – 2016. – Т. 2. № 11. – С. 339-340 Каримов С.М. Особенности современной налоговой системы России//Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. – № 8. – С. 45
14. Корниенко Е.Л. Бюджетно-налоговый механизм в государственной политике антициклического регулирования экономики в Российской Федерации//Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 44-2. с. 64-65
15. Кузнецов Н.Г., Поролло Е.В. Усиление роли налогового контроля в противодействии противоправной деятельности и агрессивному налоговому планированию//Финансовые исследования. – 2018. – № 4 (61). – С. 195-202.
16. Куклина Т.В. Государственная налоговая политика и ее роль в социально-экономическом развитии России//Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2016. – № 2 (34). – С. 127-145.
17. Мирзаева М.Р. Финансово - налоговая политика как инструмент регулирования экономики региона/В сборнике: Актуальные проблемы функционирования финансового механизма регионов материалы Всероссийской научно-практической конференции. Дагестанский государственный университет. – 2016. – С. 282-286
18. Моисеенко И.А. Налоговая политика в системе стабилизации хозяйственного комплекса//Финансы и кредит – № 21 (645) – 2015 – с. 57- 66
19. Нифантова Л.В., Шевелев А.Е. Методы регулирования налоговой нагрузки для физических лиц: ретроспектива и перспектива//Научно-аналитический экономический журнал. 2017. № 9 (20). С. 7.
20. Плотникова А.Д., Бондарева А.Р. Налоговое регулирование как метод государственного финансового регулирования/В сборнике: Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – 2018. – С. 19-22.
21. Сокирка Ю.С. Современная Россия: налоговая политика на данном этапе//Евразийский союз ученых. –2017. – № 11-2 (44). – С. 61
22. Тлеубекова А.Д., Жанбозова А.Б. Роль налоговой политики государства в развитии малого и среднего предпринимательства//Статистика, учет и аудит. – 2016. – Т. 2. № 61. – С. 100-109.
23. Чистякова А.Р., Хабибуллина Л.Р. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики Российской Федерации//Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2017. – № 17-2. – С. 56-60
24. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год – Министерство финансов Российской Федерации – М. - 2017 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/ (Дата обращения 06.04.2019)
25. Портал Налог-налог [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nalog-nalog.ru/ (Дата обращения 06.04.2019)
26. Портал UFS Menegment – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bbest.ru/eko/nalog/osn/ (Дата обращения 06.04.2019)
27. Сайт Министерства Финансов РФ – [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/ (Дата обращения 06.04.2019)
28. Центр управления финансами [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://center-yf.ru/ (Дата обращения 06.04.2019)