Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образовательный уровень населения — одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.
Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.
Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании.
Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Цель исследования – изучить и проанализировать муниципальное управление в сфере образования в Раменском муниципальном районе.
Задачи исследования:
1) изучить муниципальное управление в сфере образования;
2) провести анализ муниципального управления в сфере образования в Раменском муниципальном районе;
3) предложить рекомендации по улучшению муниципального управления в сфере образования в Раменском муниципальном районе.
Объект исследования - Раменский муниципальный район.
Предмет исследования - муниципальное управление в сфере образования.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Муниципальное управление в сфере образования
1.1 Характеристика современного состояния образовательной сферы в России
Российское образование включает общее и профессиональное образование, каждое из них имеет несколько уровней. Общее образование делится на: дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее. Профессиональное делится на: среднее профессиональное образование (техникумы и колледжи, где освоить специальность можно за 2-3 года); высшее образование: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка).
Система образования в РФ включает также дополнительное профессиональное образование, куда относятся короткие курсы повышения квалификации и более продолжительные программы, направленные на углубление знаний в выбранной области. Высшее образование в России Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает бакалавриат (4 года обучения), магистратуру (2 года).
Затем следует послевузовский уровень или так называемая подготовка кадров высшей квалификации. Также во многих вузах сохранился специалитет, где обучение длится не менее 5 лет. Больше информации об уровнях высшего образования в России вы найдете здесь. Российские вузы предлагают несколько форм обучения: очную, вечернюю, заочную и дистанционную. У каждой из них есть свои преимущества .
Граждане иностранных государств могут подавать документы в российский вуз, существуют разные способы поступления. Российские вузы предлагают множество образовательных программ по самым разным направлениям обучения. Иностранные студенты могут выбрать любую из них. Популярны медицинские и инженерные специальности, IT и другие. Многие программы есть не только на русском, но и на английском языке. Кроме того, для абитуриентов, которые не владеют русским, работают подготовительные отделения, где можно освоить язык и профильные дисциплины.
Развитие российского высшего образования. Совершенствование российской системы образования – одна из приоритетных задач современной России. Чтобы сделать высшее образование более привлекательным для иностранных абитуриентов, в стране реализуется проект «Экспорт российского образования». Правительство РФ старается обеспечить зарубежным студентам максимально комфортные условия пребывания на территории страны. Так, в декабре 2017 года был принят закон, облегчающий процедуру продления студенческой визы для иностранных учащихся. Кроме того, в ближайшее время планируется упростить выдачу паспортов РФ талантливым иностранным выпускникам российских вузов.
При поступлении в российский вуз иностранный абитуриент может выбрать один из вариантов: сдать Единый государственный экзамен или внутренние экзамены университета. ЕГЭ обычно проводятся на территории России, однако в некоторых странах сдать его можно в местных школах или при посольствах РФ. Подробнее о способах поступления в российский вуз читайте здесь. Российское образование становится все более популярным за рубежом. По данным Росстата, в 2016/2017 учебном году в России учились 244000 иностранных студентов .
Растет и число российских вузов, которые входят в авторитетные образовательные рейтинги QS, ARWU, THE и другие. Университет в современной России – полноправный участник научного процесса. Во многих высших образовательных заведениях страны сегодня работают современные научно-исследовательские лаборатории, медицинские вузы ведут активную клиническую деятельность. Кроме того, на базе вузов проводится множество научно-популярных, культурных и просветительских мероприятий .
В настоящее время в системе среднего образования в РФ происходят огромные изменения с целью увеличения его качества. Получается, это закономерный процесс становления. Но, в России в процессе улучшения образования были приняты и разработаны программы и планы, для осуществления которых требуется разработка новых подходов, как в работе образовательных учреждений, так и системы управления. Вследствие этого можно понять, что в настоящее время среднее образование занимает значимое место в государственных интересов. «Школа на равне с семьей считается базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным», - было сказано РФ Д.Медведевым в последнем послании Федеральному Собранию. На воплощение поставленной задачи ориентирован принятый в 2005 году проект «Образование», целью которого считается ускорение модернизации образования, совершенствование качества образования, адекватно меняющимся запросам общества.
В Проекте представлены 2 механизма стимулирования важных системных изменений в среднем образовании: выявление и приоритетная поддержка лидеров, внедрение в глобальную практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
В продолжение национального проекта «Образование» была разработана национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Кроме того, 2010 год объявлен в России годом учителя. Как мы видим государство принимает активное участие в улучшении образовательной системы, более качественной и продуктивной в становлении личности подрастающего поколения Российского гражданина новой формации. Так в 2009 году в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ подчеркивается актуальность темы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. М.: ACT, 2006.
2. ФЗ «Об образовании» №3266-1 от 1992г. (ред. от 17.12.2009 №313-Ф3).
3. Федеральная программа развития образования на 2006-20 Югг (постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. №803)
4. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 Ф3№131
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
6. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 437 с.
7. Жуковский В.П. Управление в системе образования: теоретические аспекты проблемы / В.П. Жуковский, Л.А. Скворцова // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2011. – № 2 (58) / том 3. – С. 318 – 322.
8. Литвак Б.Г. Управленческие решения. - М.: Московская ФинансовоПромышленная Академия, 2014. - 512 с
9. Молчанов Н.А. Модернизация современной системы образования с учетом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации как основа обеспечения национальной безопасности государства / Н.А. Молчанов // Lex russica. - 2013. - № 7. - С.11-15
10. Новоселова С. Ю. Приоритетные направления фундаментальных научных исследований в области управления образованием / С. Ю. Новоселова, А. А. Кузнецов // Проблемы современного образования. – 2012. – № 4. – С. 10 – 17.
11. Путило Н.В. Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации: типовой научно-методический комплекс для государственных и муниципальных служащих / Н.В. Путило, Е.В. Пуляева, Н.С. Волкова, и др.// Министерство образования и науки Российской Федерации; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М., 2015. – 320 с.
12. Соловьёв И.В. Анализ некоторых тенденций развития образования / И.В. Соловьёв // Управление образованием: теория и практика. – 2013. – № 1. – C. 35 – 45.
13. Третьяков П.И. К вопросу о состоянии проблемы управления качеством образовательных систем / П.И. Третьяков, Н.А. Шарай // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – Выпуск № 4. – С. 296 – 302.
14. Трофимов В.В. Методы принятия управленческих решений / В.В. Трофимов, Л.А. Трофимова. - М.: Юрайт, 2013. - 336 c
15. Юкаева, В.С. Принятие управленческих решений / В.С. Юкаева, Е.В. Зубарева, В.В. Чувикова. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 324 c.
16. Какие существуют современные методы обучения персонала. - http://intertraining.org/kakie-sushhestvuyut-sovremennyie-metodyi-obucheniya-personala.html
17. Контроль реализации управленческих решений. - http://www.bbest.ru/razryprresh/razikonrealresh/kontrrealyprresh/
18. Организация и контроль исполнения решений. - https://psyera.ru/organizaciya-i-kontrol-ispolneniya-resheniy-2233.htm
19. Система обучения персонала. Формы и методы обучения персонала. - https://promdevelop.ru/rabota/sistema-obucheniya-personala/
20. Система образования в России. - https://studyinrussia.ru/actual/articles/sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-rossii/
21. Управление образованием в современной России. - https://elibrary.ru/item.asp?id=27507520
22. Управленческое решение: его сущность и характерные особенности. - https://e-educ.ru/aisur1.html
23. Характеристика. - http://ramenskoye.ru/?action=about&submenu=feature