Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время библиотека является учреждением, предоставляющим ее посетителям культурные, образовательные и информационные услуги, а также имеющим некоторый организованный фонд документов, которые могут быть выданы для временного использование как физическим, так и юридическим лицам.
Основной целью для которой формируются библиотечные фонды является хранение документов и предоставления их посетителям учреждения культуры на определенное время. Осуществление учета фонда библиотеки имеет свои особенности.
В библиотечном фондоведении разработка вопросов сохранения библиотечного фонда значительно уступает место разработке других фондоведческих проблем. Прикладные аспекты проблемы обеспечения сохранности библиотечных фондов решаются на местах, благодаря реализации «Общероссийской программы сохранения библиотечных фондов.
Начиная с 1918 г., отношение к проблемам обеспечения сохранности библиотечного фонда страны изменилось. Оно было взято под пристальный правительственный контроль и направлено в русло инструктивно-директивного сопровождения.
Объект настоящего исследования – библиотечный фонд.
Предмет настоящего исследования – особенности сохранности библиотечного фонда с социальной точки зрения.
Цель настоящего исследования изучить социальный фактор сохранности библиотечного фонда.
Задачи настоящего исследования:
рассмотреть понятие и сущность библиотек в настоящее время;
изучить библиотечный фонд: формы и методы использования;
провести анализ понятия сохранности библиотечного фонда;
охарактеризовать сохранность библиотечного фонда с социальной точки зрения.
Структурно работа состоит из введения, двух с четырьмя параграфами, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы организации библиотечной деятельности на современном этапе
1.1 Понятие и сущность библиотек в настоящее время
Общеизвестно, что библиотека появилась в обществе как социальный институт, специализирующийся на сборе, описании, организации и хранении документальной информации. Документальный поток как искусственная интеллектуальная структура, входящая в состав системы информационных коммуникаций, существует и развивается под влиянием науки, образования, искусства и культуры. Библиотека способствовала трансляции из поколения в поколение моделей культуры каждой эпохи, осуществляя пока никем не замещенную функцию отбора, смысловой фильтрации, упорядочения документов. На протяжении всего длительного периода своего существования библиотека в полной мере зависела от многих тенденций развития цивилизации, обусловленных интеллектуальной жизнью общества.
Выделяется несколько ощутимых факторов влияния социально-культурного значения на развитие библиотек. В первую очередь, это трансформации, происходящие в обществе: социальные, культурные, политические, технологические; трансформации, происходящие с читателями, обусловленные социальными и психологическими факторами; трансформации, происходящие с документопотоком, который продуцирует общество: меняется производящая среда, содержание документов, их формы, виды, технологии записи информации.
Современное российское общество меняется под влиянием «вызовов» времени, меняются социальные условия, интересы людей и их потребности. Директор института социологии РАН академик М. К. Горшков в своем интервью газете ««Культура», подводя итоги исследования современного состояния российского общества, говорит о необычайно сильном его расслоении: «Возникшая в пореформенной России множественность, дифференцированность интересов породила большое социальное, морально-нравственное, психологическое разнообразие. Сейчас, по нашим оценкам, в России как минимум 10–12 социальных страт, каждая из которых – социальная обособленность, там своя социальная реальность, со своими ценностями и интересами, доходными и имущественными характеристиками, образом и стилем жизни и, что интересно, со своим жизненным целеполаганием .
Библиотека – один из древнейших культурных институтов. Г.П. Фонотов считает, что «востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, … обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья» .
Этой же точки зрения придерживается заместитель директора ОГОНБП им. Пушкина О.В. Московцева. В своем выступлении «Оценка эффективности культурно-просветительских мероприятий библиотеки» на методическом семинаре «Социокультурная и просветительская деятельность публичных библиотек: пространство творчества» на говорила о том, что «наша задача – формирование качественной личности», поэтому библиотеки осуществляют не культурно-досуговую, не социокультурную деятельность, а культурно-просветительскую» .
Мы считаем, что:
культурно-просветительская деятельность – выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ.
также информационное обслуживание трактуется как обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.
Функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная .
Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Собирая и сохраняя документальные источники, библиотека является воплощением «памяти человечества», служит гарантом появления новых качеств социальной памяти, обеспечивает устойчивость общественной жизни. (систематизация, хранение и распространение культурного наследия) .
В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние .
Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям заключается в информационной функции.
Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой – создает электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами, предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний .
Образовательная функция может проявляться как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума) .
Реализуя социализирующую функцию, библиотека обеспечивает включение конкретного человека в культуру, способствует его
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Ю.Ф., Бойкова О.Ф., Бородина В.А., Дворкина М.Я., Брежнева В.В., Брежнева В.В., Крейденко В.С., Парамонова И.Е., Пилко И.С., Савкина С.В., Чурашева О.Л. Библиотечно-информационное обслуживание. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «бакалавр») / Андреева Ю.Ф., Бойкова О.Ф., Бородина В.А., Брежнева В.В., Дворкина М.Я., Крейденко В.С., Парамонова И.Е., Пилко И.С., Савкина С.В., Чурашева О.Л.; под редакцией М.Я. Дворкиной. Санкт-Петербург, 2016. Сер. (Бакалавр библиотечно-информационной деятельности)
2. Бударагин М. Горшков Михаил: «Несправедливость и бедность ощущаются одинаково остро» // «Культура»: [газета]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portalkultura.ru/articles/country/162230-mikhail-gorshkov-my-znaem-obshchestvo-vkotorom-zhivem/
3. Вельгоша Г.В., Багрова Н.Е. Библиотечно-информационное обслуживание – первостепенная задача библиотеки // Вестник «Өрлеу» - kst. 2017. № 1 (15). С. 86-88.
4. Дворкина М.Я. Стандарт «библиотечно-информационное обслуживание»: проблемы разработки // В сборнике: Румянцевские чтения - 2018: Библиотеки и музеи как культурные и научные центры: историческая ретроспектива и взгляд в будущее: К 190-летию со времени основания Румянцевского музея Материалы Международной научно-практической конференции. Российская государственная библиотека, Библиотечная Ассамблея Евразии; Составитель Е. А. Иванова; Редколлегия: В. В. Федоров (председатель), Ю. С. Белянкин, М. Я. Дворкина и др. 2018. С. 223-226.
5. Дыченко Л.Ф. Модернизация форм библиотечно-информационного обслуживания в библиотеке // В сборнике: Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. под редакцией С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. 2014. С. 235-238.
6. Ельников М.П. Библиотечно-информационное обслуживание в России накануне перемен // Макушинские чтения. 2003. № 6. С. 305-307.
7. Калегина О.А. Курс «Библиотечно-информационное обслуживание» в системе подготовки современного библиотекаря // В сборнике: Профессиональное библиотечное сообщество XXI века: Профессионализм, гражданственность, толерантность. Материалы электронной Всероссийской научной конференции. Под редакцией О.А. Калегина, Г.М. Кормишина. 2011. С. 143-148.
8. Куликов Д.А. Особенности учета библиотечных фондов в Российской Федерации // Вестник современных исследований. 2018. № 11.8 (26). С. 338-342.
9. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rsl. ru/datadocs/doc_8472wa. pdf.
10. «Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011–2020 гг.». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rba. ru/cms_rba/news/uploadfiles/news/2012/30_01/Sohran. pdf.
11. Постникова В.Ф. Сохранность библиотечных фондов: опыт работы // Преодоление времени. Материалы всероссийского научно-практического семинара 28–30 сентября 2010 г. С. 47–50.
12. Решение Коллегии Минкультуры России от 29.11.2011 № 16 «О проектах документов «Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011 – 2020 годы» и «Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011 – 2020 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&dst=100036&n=601245&req=doc#094552626206745
13. Самойлова Г.В. Сохранность библиотечного фонда // Преодоление времени. Материалы всероссийского научно-практического семинара 28–30 сентября 2010 г. С. 77–80.
14. Серова О.В. Ключевые тенденции в библиотечно-информационном обслуживании // В сборнике: Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 22-31.
15. Умарова М.С. Проблема сохранения библиотечных фондов // Вестник ТГУПБП. 2011. № 3. С 147-151.