Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Потребность молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет заявить о своей сформировавшейся личности в среде взрослых очень велика, хотя не всегда легко достигаема. Одним из способов включения в современную многоликую культуру и обозначения своей собственной мировоззренче-ской позиции является приобщение к той или иной молодежной субкуль-туре.
Научная разработанность проблемы. В нашем государстве моло-дежная субкультура, в частности, неформальные молодежные группы, их особенности фактически не исследованы наукой. В работе В. С. Козловой, социолога, сказано, что в советское время в силу известного влияния об-щества и власти, не проводилось никаких исследований проблем изучения молодых людей, состоящих в различных неформальных организациях.
Попытались установить социально-психологические особенности и классифицировать особенности таких сообществ впервые в конце 80-х-начале 90-х гг. прошедшего столетия (В. А. Винник, В. А. Викторов, В. А. Пономарчук, С.И. Платонов). Начали появляться работы, описывающие социальные сообщества молодежи, а также исследования, определившие их категории.
В современной России работы, посвященные исследованиям моло-дежной субкультуры и ее представителей, единичны. Это, например, ис-следования Т.Б. Щепанской, В. С. Козловой , А. Илле, они вопросы асоци-ального поведения человека рассматривают в толпе.
Более жестко данную позицию заявляют в исследованиях молодеж-ных неформальных групп в рамках юридической науки. Криминологиче-ские работы Д. В. Деккерта, В.А Мамедова и А. А. Мейтина рассматрива-ют молодежную субкультуру как среду, стимулирующую совершение противоправной и уголовно-наказуемой деятельности и как плодотворную почву для объединения групп с элементами организованной преступности.
Существует противоречие между необходимостью изучения психо-логических особенностей развития личности в молодежных сообществах и недостаточной изученностью данной проблемы в отечественной науке, сложившимся в СМИ преимущественно отрицательным образом молодеж-ной субкультуры в общем и сложностью самого существующего феномена социального, причастностью к этому многих людей из разных слоев обще-ства, необходимостью наиболее сбалансированного знания об этом обще-ственном феномене и членах его (не только отрицательные стороны), необ-ходимостью подхода комплексного в организации работы с этой категори-ей молодежи и недостатком теоретических знаний и опыта практической деятельности в этой области.
Глава I. Понятие, характеристики и типология конфликтов
1.1 Основные понятия и характеристики конфликтов
Конфликт — от латинского «столкновение противоположных стремлений, интересов, серьезных разногласий», — серьезный спор, кото-рый может привести к противостоянию.
В обстоятельной теории конфликта, разработанной Гегелем Г. го-ворится, что в противоположности, которая содержится в ситуации, обра-зуется необходимость и возможность состоящих в противостоянии, «реак-циях» и «акциях» действующих сил — обязательно «субстанционных», всеобщих положительных сил; истощив требования взаимные, противопо-ложности сливаются в слаженном идеале.
Изучая основные подходы к анализу конфликтов в небольших группах в литературе зарубежной, можно определить, что конфликт меж-личностный возможно представить, как сугубо внутри личностное явление психологическое, как как механизм социализации и социально-психологический феномен человека.
Изучая конфликты, множество авторов касались косвенно или прямо проблем управления, который требуют своего разрешения и пони-мания в течение общения подчиненных с руководителем.
Благодаря активной деятельности психологов перечисленных направлений уже к середине 30-х годов сформирован понятийный аппарат, апробированы и активно используются основные методики и методы, ко-торые необходимы для исследования явления этого. Можно с уверенно-стью сказать, что именно в такое время устанавливаются основы для со-здания общей теории конфликтов.
В теории конфликтов остается и был одним из главных вопросов вопрос о первопричинах конфликта. Лоренц К. увидел их во врожденной агрессивности индивидов, Фрейд 3. описал поведение конфликтное как функцию аффективных влечений и инстинктов, Адлер А. пришел к выводу, что инстинкт агрессивный есть способ приспосабливания, Фромм Э. пред-лагал для изучения конфликта такие понятия, как: безопасность, свобода, садизм, индивидуальность, деструктивизм, мазохизм, агрессивность, кон-формизм.
1.2 Типы конфликтных ситуаций и основные способы поведе-ния в них
Левин К. выделял 3 типа конфликта, которые соответствуют напряженности при выборе: выбор между положительным и положитель-ным; выбор между отрицательным и отрицательным; выбор между отри-цательным и положительным. По мнению представителей направления, ин-теракционистского конфликты возникают в следствии активных человече-ских действий по приспосабливанию к внешней среде (1969 г., Шибутани Т.).
Дойч М., изучая процесс конфликта и при создании его модели разрешения, выделял два вида взаимодействия: конкуренцию и коопера-цию. Дж. Мутон, К. Томас и Р. Блейк создали уникальную программу ис-следования стилей поведения при конфликте людей в условиях реальных. Основная роль в решении отводилась участникам конфликта, их понима-нию конфликта корней. По Томасу К. личные восприятия социальной ре-альности, окружающей индивида, существеннее изменяемых объективно фактов социальных. Лайбрент В. усовершенствовал этот подход и в каче-стве основных детерминант, которые определяют выбор стратегии, выде-лял ценности социальные. Л. Полон и В. Уолл в качестве подобных детер-минант видели типы конфликтов.
За крайние три десятилетия в социальной зарубежной психологии особое внимание в изучении конфликта сместилось на программы при-кладные, которые ориентированы на конкретных потребителей. С данной целью были созданы центры подготовки организации, специалистов, кото-рые, в свою очередь, оказывают посредническую помощь обществу, госу-дарственным учреждениям и частным фирмам, выпускают печатные пери-одические издания. Эта направленность обладает позитивным значением для науки и общества, эмпирические знания накапливаются, реализуются теоретические рекомендации и выводы исследователей по разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций. Также нужно отметить то, что количество работ, которые рассматривают конфликт в плане общетеорети-ческом, в последнее время несколько уменьшилось.
В литературе отечественной можно встречать несколько подходов к разделению современных направленностей по проблеме конфликта. Од-ни авторы предлагают считать объект и тип противоречия конфликта в ка-честве основания для классификации (1991 г., Е. М. Дубовская, Р. Л. Кри-чевский), иные — метод и объект изучения конфликтного взаимодействия индивидов (1989 г., Первышева Е. В.). Нужно отметить, что направления анализов настолько внедрены, что есть нужда многоуровневой классифи-кации данных направлений. В качестве оснований поддобного подхода рассматривают: направления и способы коррекционной работы (субъек-тивные образы, поведение, личность, группа, ситуация), методы модели-рования, специфика предмета научного исследования и др.
Отечественные психологи главное внимание уделяют определению сущностных факторов конфликта в среде молодежной. Сложилась опреде-ленная система взглядов на структуру, причины возникновения, динамику поведения участников и способы решения конфликтов в среде молодеж-ной, содержание.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Обальтернативной процедуре урегулирования споров с участием по-средника (процедуре медиации)", «Проспект», Москва 2014
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ, «Проспект», Москва 2014
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р г.Москва
4. Распоряжение от 29 ноября 2014 г. № 2403-р Москва Основы госу-дарственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года
5. С.И Аксёнов., Р.У. Арифулина, Е.А. Белова, Е.В., Быстрицкая, Д.А., Занозин, Е.С.Киселёва «Оптимизирующая молодёжная среда как условие развития
личности» // Вестник московского государственного областного университета, Издательство: Московский государственный областной университет (Москва)
6. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический фе-номен // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007, выпуск 2 (ч.1),
7. О.В. Аллахвердова , А.Д. Карпенко, Медиация – конструктивное разрешение конфликтов, Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий в разрешении конфликтов СПбГУ Санкт-Петербургский Центр раз-решения конфликтов, СПб, 2008
8. Аллахвердова О.В. «Социальная компетентность в разрешении кон-фликтов» / «Социальная компетентность и технологии её формирования в со-временном обществе (сфера социальной работы). Под ред. Проф. В.Н. Кела-сьева и проф. И.Л. Первовой Санкт – Петербург, 2010
9. А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов «Конфликтология. Учебник ля ВУ-Зов». 6-е изд. – СПб, Питер, 2015
10. «Словарь конфликтолога» А.Я. Анцупов , А.И. Шипилов. Изда-тельство «Питер» 2006
11. О.И. Белый «Определение понятия «молодежь» // Теория и практи-ка общественного развития 2012. № 12
12. Бесемер. Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. – Калуга, 2004
13. Бриль Михаил Сергеевич, Гуриева Светлана Дзахотовна Изменение социальных представлений об агрессии у детей в зависимости от типа их вза-имодействия между собой // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2012. №1 С.62.
14. М.С. Бриль Социальные представления об агрессии в поликуль-турной среде //Диссертация на соискание ученой степени кандидата психоло-гических наук, Санкт-Петербург, 2012
15. Брылина И.В. Конфликтология в социальной работе. Учеб. посо-бие./ Том. политехн. ун-т., 2009
16. М. Вебер Основные социологические понятия // Избранные произ-ведения : пер.снем. М.: Прогресс 1990. С. 455–491
17. И.И.Выдрина Состояние российского законодательства о молодежи и молодежной политике, Всероссийский научно-аналитический журнал
18. Гришина Н. В. «Психология конфликта». 3-е изд. — СПб.: Изда-тельство «Питер», 2015
19. И.А.Гундаров Обычные и «Цветные» революции и эволюции (ис-торические уроки майдана) // История и современность. 2015. №2 (22) С.45-61
20. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую тео-рию конфликтов. – М., РАН, 1993.
21. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. С. 77.
22. Т.М. Зайкова Пассионарная теория этногенеза и закономерности исторического развития // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. №1-2 С.25-27.
23. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях пре-одоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М., Аспект Пресс, 1995.
24. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступле-ние и наказание / пер. с англ.; под общ. ред. Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002
25. Зубок Ю.А. Конфликты специфические (молодежные) // Социоло-гическая энциклопедия.С. 485.
26. Е.Н. Иванова «Иду на конфликт. «Разнимательная» конфликтоло-гия» // СПб.; Фонд развития конфликтологии, 2015
27. Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование. – СПб.: СанктПетербургское философское общество, 2009
28. Ильинский И.М. Образование, молодёжь, человек М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.
29. Н.Г.Казарина Связь конструктивного и деструктивного поведения в конфликте с типом фрустрационных реакций у младших школьников //В сборнике: От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015. С. 351-353
30. «Конфликтология» / Под ред. А. С. Кармина // СПб.: Издательство «Лань», 1999
31. Карпенко А.Д., Андреева О.И., Сатикова С.В. Интегративные пере-говоры. В курсе обучения специалистов в области переговорного процесса. – СПб.: Роза мира, 2007
32. Кашапов, М. М. Основы конфликтологии : учеб. пособие / М. М. Кашапов. — Ярославль : ЯрГУ, 2006
33. И.К.Каширская , И.Слободская Представления подростков о кон-фликте и способах поведения в конфликтной ситуации //Профессиональные представления. 2015. № 1 (7). С. 77-83
34. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, откло-нения, социализационная траектория // СoцИс. 2003. № 1
35. Козер Л. Функции социального конфликта. – М., Идея-пресс, 2000.
36. Кон И.С. Психология ранней юности (Проблемы формирования личности). – М., 1989.
37. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановитель-ная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей ре-дакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012
38. А.С. Константинова Технология «рееr mediation» в деятельности общественных студенческих организаций
39. Левичева В. Ф. Движения молодежные // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008
40. Социология молодежи : учебник для академического бакалавриата /под ред. Р. В. Ленькова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 416 с. — Се-рия :Бакалавр. Академический курс
41. И.Ю. Леонова влияние межличностного доверия на восприятие «другого» в конфликте//Вестник Южно-Уральского государственного универ-ситета. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 43-49.
42. Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жиз-ненных планов молодежи. Автореф. канд. дис. Л., 1968.
43. Социология молодежи: Учебник / Отв. Ред. Проф. В.Т. Лисовский. – СПб, 1996.
44. МакДональд Д.У. «Дипломатия второго уровня», «Конфликты. Теория и практика разрешения. Опыт зарубежных исследователей». Алматы, 2002,№3
45. «Социокультурные проблемы молодёжи» Материалы II Междуна-родной научнопрактической конференции, 2007
46. «Социальные практики современной молодежи: поиск новых иден-тичностей» Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Барнаул, 21–22 мая 2009 г
47. Пределы роста: доклад Римского клуба / Медоуз Д.Л., Рэндерс Дж. и др. М., 1991
48. [Электронный ресурс] http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-za2015-god-internet-auditorija-v-rossii-uvelichilas-eshche-na-4-mln-chelovek / (Дата обращения: 15.04.2019).
49. [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html (Дата обращения: 15.04.2019).
50. [Электронный ресурс] http://fpsliga.ru/referaty_po _pedagogike /kursovaya_rabota _ osobennosti_4.html. (Дата обращения: 15.04.2019).
51. [Электронный ресурс] http://fb.ru/article/136707/kompyuternaya-zavisimost-upodrostkov-zavisimost-ot-kompyuternyih-igr-kompyuternaya-zavisimost-simptomyi (Дата обращения: 15.04.2019).