Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что восприятие информации связано с коммуникативными барьерами: логическими, семантическими, лингвистическими и пр. Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности. Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.
Существенное место занимает и психологический барьер. Его причинами могут быть как объяснимые (антипатия, неприязнь), так и необъяснимые понятия («...не нравится и всё...») Эти источники помех и трудностей в общении могут присутствовать как в деловых, так и в межличностных коммуникациях.
Барьеры общения это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций.
Коммуникации в полной мере определяют всю деятельность организации в рамках имиджа организации, лояльности со стороны клиентов и сотрудников, а также финансовой составляющей. Нередко возникающие барьеры коммуникаций и искажение приводят к передаче неточной информации, недостаточной информации или нарушают деятельность коллектива.
Интегрированные коммуникации являются эффективным инструментом по работе и профилактике кризисов. Существует прямая взаимосвязь между успешным разрешением кризиса и эффективными отлаженными коммуникациями. Кризисы возникают в случае неэффективных коммуникаций, возникающих барьеров или искажений, то есть сама неэффективность и является причиной кризиса. Кризис в большинстве случаев не внешняя угроза, а следствие неправильных процедур политики компаний, не профессиональности сотрудников.
Степень изученности проблемы представлена в трудах таких авторов, как И. Ю. Агаповой, Н.Н. Богомоловой, Т.Э. Гринберг, В.В. Любимовой, А. Лебедев-Любимов, А.Н. Матанцевым и др.
Коммуникации являются эффективным профилактическим средством для предотвращения кризисных ситуаций и кризисов, а также уникальным инструментом решения кризиса на стадии его развития и успешного завершения.
Объект исследования – барьеры коммуникации и искажение информации.
Предмет исследования - пути преодоления коммуникационных барьеров.
Цель курсовой работы – рассмотреть барьеры коммуникации и искажение информации.
Задачи:
- определить понятия коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения.
-дать классификацию коммуникационных барьеров.
- проанализировать причины искажения и потерь информации .
- рассмотреть искажения восприятия и понимания в процессе общения.
- определить методы и средства преодоления коммуникационных барьеров.
Методы исследования – теоретический анализ литературных источников, обобщение полученных данных.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Коммуникационные барьеры - основные аспекты
1.1 Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения
В широком смысле слова коммуникация – это человеческое общение. Оно может происходить в формальной и неформальной обстановке. Под процессом общения подразумевают процесс обмена информацией, что происходит посредством различных средств коммуникации. Если исходить из того, что основная цель общения - только обмен информацией, то можно рассмотреть все виды коммуникативных барьеров, что могут препятствовать этому .
В процессе коммуникации всегда участвуют коммуникаторы и реципиенты. Вне зависимости от того, сколько человек участвует в разговоре, всегда будут те, кто говорят, и те, кто слушают. Человеческое общение, как и любой другой обмен, информацией, основано на трехзвенной цепи:
1. Кодирование.
2. Передача.
3. Декодирование.
Коммуникатор оформляет информационное сообщение в код (слова, жесты, мимика) и передает реципиенту. Тот, в свою очередь, посредством зрения и слуха принимает и понимает сообщение. Коммуникативные барьеры могут возникнуть на каждом звене этой цепочки.
Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации.
Люди являются элементами коммуникации, они сложные и чувствительные «получатели» информации, имеющие желания и чувства, жизненный опыт. Информация, которую они получают, способна вызывать разнообразную внутреннюю реакцию, усиливающую, искажающую или полностью блокирующую посланную им информацию .
Правильное восприятие информации по большему счёту зависит от коммуникативных барьеров, которые могут присутствовать либо отсутствовать. Если барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл, а в некоторых случаях получатель и вообще ей не получает. Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения.
Согласно А. Панфиловой, виды коммуникативных барьеров в общении могут быть: стилистическими, семантическими, лингвистическими, фонетическими, логическими и психологическими.
Также барьеры в общении могут быть внешними, внутренними и базовыми. Можно сказать, что это три глобальных вида коммуникативных барьеров.
Внешние барьеры возникают тогда, когда человеку что-то мешает передавать информацию и эта причина от него никак не зависит. Например, пропала связь, пока человек разговаривал по телефону или во время разговора с другом, вдруг откуда-то со стройки или железнодорожной станции донесся громкий звук, из-за которого собеседник не смог услышать последние слова. Внешний вид коммуникативных барьеров носит исключительно технический характер и никак не связан с физиологическими патологиями .
Внутренние барьеры возникают из-за лингвистических, семантических или стилистических причин. Наиболее распространен этот вид коммуникативного барьера при изучении иностранного языка. Он сводится к тому, что декодируемые сигналы являются неадекватно закодированными на вербальном уровне. Проще говоря, реципиент не в состоянии понять того, что сказано на языке, которого он не знает.
Базовые барьеры – это уже объект изучения психологии. Если внутренние и внешние барьеры можно определить как чисто технические, и от них, по крайней мере, легко избавиться, то базовые устранить не так просто, к тому же их бывает несколько.
Базовые барьеры заключаются в непонимании реципиентом смысла сказанного не потому, что это другой язык, а потому, что у него возникают свои ассоциации, сравнения и представления, которые мешают адекватному восприятию. Вот какие существуют виды коммуникативных барьеров базового типа: ментальные и эмоциональные .
В разговоре, особенно неформальном, людям свойственно переводить мыслеобразы в слова и жесты, а потом декодировать обратно. Вот только одни и те же слова вызывают у контактеров разные ассоциации. В зависимости от того, где человек учился, работал и проживал, у него возникают свои представления, то есть он совершенно по-другому воспринимает переданные ему мыслеформы. Этот вид коммуникативного барьера в общении может быть логическим или эмоциональным.
В некоторых случаях эту преграду практически невозможно преодолеть, в особенности, если контактеры находятся на разных уровнях ментального и эмоционального состояния. Допустим, эмоциональное состояние - вещь нестабильная, и его можно выровнять. Тогда проблема с коммуникацией разрешится сама собой. А вот чтобы исправить ментальный уровень, потребуется несколько лет дополнительного образования и тренировки сообразительности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азаров, Ю. А. Диалог поверх барьеров. / Ю.А. Азаров. - М.: Совпадение, 2015. - 236 c.
2. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебное пособие / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287 c.
3. Астахова, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч. / Е. В. Астахова; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул, 2010. - Ч. 1. - 82 с.
4. Бойко, В. В. Правила эмоционального поведения / В. В. Бойко. – СПб. : Сударыня», 2008. – 88 с.
5. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
6. Борисов, А. Ю. Роскошь человеческого общения / А. Ю. Борисов. – М. : RISK. 2008. – 184 c.
7. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 c.
8. Егидес, А. П. Лабиринты общения / А. П. Егидес. – М. : Информационно-издательский Дом «Филин», 2009. – 392 с.
9. Ермак В.Д., Личность и индивидуальность. Развитие, моделирование, практика, М., «Чёрная белка», 2013 г., с. 192-194.
10. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. - 456 с.
11. Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.
12. Ленсиони П. Бункеры, интриги и борьба за влияние в организации. Как преодолеть барьеры, мешающие эффективной работе / Патрик Ленсиони. - М.: Альпина Паблишер, Юрайт, 2017. - 144 c.
13. Макеев, В.А. Психология делового общения. Имидж и нормы этикета / В.А. Макеев. - М.: КД Либроком, 2015. - 272 c.
14. Никандров, В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии / В.В. Никандров. - М.: Речь, 2017. - 745 c.
15. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. - М., 2011.
16. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. - 656 с.
17. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
18. Рева В.Е. Деловое общение - Учебное пособие на электронном носителе, Пенза, ПГУ, 2013.
19. Руденко, А.М. Психология делового общения: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко. - М.: Дашков и К, 2014. - 264 c.
20. Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2016. - 320 c.
21. Соколова, И. С. Естественнонаучная книга как коммуникативная система / И.С. Соколова. - М.: Московский государственный университет печати, 2016. - 316 c.
22. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 c.
23. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.