Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность разработки методики обучения обоснована проблемой выбора эффективных методов и приёмов обучения классическому танцу в младших классах хореографической школы, с учетом их психофизических и анатомо-физиологических особенностей. Младшие классы являются основой для всего комплекса знаний, умений и навыков будущего исполнителя. Данный период оказывает значительное влияние на дальнейший процесс обучения и его результаты.
Изучение классического танца является сложным процессом, который требует от учеников и педагогов постоянного труда. Экзерсис, который основан на классическом танце, доказал право на первое место в освоение классического танцевального искусства.
Особенности преподавания классического танца изложены в трудах таких известных педагогов как А.Я. Ваганова и В.С. Костровицкая. Педагогический метод А.Я. Вагановой является ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.
Объект исследования: методика обучения классическому танцу.
Предмет исследования: ошибки в методике построения урока классического танца.
Цель исследования – проанализировать особенности ошибок в методике построения урока по классическому танцу.
Задачи исследования:
1. Изучить специфику построения урока классического танца.
2. Проанализировать методику организации урока классического танца и направления ее совершенствования
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ существующих педагогических подходов в художественном образовании.
1. Специфика построения урока классического танца
1.1 Построение техники в классическом танце
Освоение техники классического танца – это процесс формирования определенных условных двигательных рефлексов. Оптимизация этого процесса достигается в условиях оптимально построенного обучения.
В связи с тем, что начальный период постановки опорно-двигательного аппарата связан с монотонной статичной направленностью деятельности, и эта деятельность является основополагающей в воспитании скелетных и других коротких мышц, то одновременно, как следствие правильной работы в этом направлении, она связана с воспитанием воли и внимания. Внимание - один из наиболее важных вопросов, связанных с уровнем психической готовности ребенка к восприятию учебного материала. Одним из условий облегчающих ребенка к процессу познания, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности на определенный объект или действие, т.е. способность быть внимательным при выполнении того или иного задания, что очень важно для танцевальной учебной деятельности, направленной на профессиональную подготовку 6, с. 21.
Часто в начальном периоде обучения будущих танцовщиков монотонная работа, если она проходит без понимания ее психологической задачи, оказывает не только позитивное влияние на уравновешенные типы учащихся, но и негативные на неуравновешенные типы. В словаре дается следующее определение внимания. «Внимание-процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач». Внимание не имеет своего особого содержания, как считает С.П. Рубинштейн, но при наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно [17, с. 42].
Возбуждения связаны с повышением мышечного тонуса, когда происходит постоянное напряжение скелетных мышц, которое обеспечивает либо состояние покоя отдельных сегментов тела, либо их свободу, дающую возможность выполнять быстрые двигательные сокращения. Работа по обучению движениям не эффективна при низком мышечном тонусе и невозможна при его отсутствии. Поэтому в самом начале совершенно необходимо формировать у учащихся механизмы, повышающие тонус, а также объяснять и прививать понимание их роли в овладении танцевальными движениями. Внимание детей в возрасте 10-11 лет относительно длительно и устойчиво, но именно в силу этой относительной устойчивости дети быстро теряют ритм и темп, удерживают его не более 40 минут. Эта относительная устойчивость объясняется неразвитостью скелетных мышц и слабостью мышечного каркаса тела. Ребенок не в состоянии удерживать мышечный тонус в течение 1час 30 минут, которые предписываются расписанием 9, с. 52.
Одной из главных задач педагога является воспитание навыка по активизации мышечного тонуса, который достигается путем физического укрепления скелетных мышц. Одновременно укрепление скелетных мышц способствует укреплению физиологических свойств воли. Не следует в младших классах перегружать внимание детей большим количеством движений в одной комбинации, так как объем внимания еще невелик, и он не может распределить его на несколько объектов, тем более, что он уже связывает движения с музыкой и координирует их с руками и головой. Гораздо полезнее повторить одну комбинацию несколько раз, чтобы сохранить степень концентрации внимания.
Но однообразное повторение одной и той, же комбинации снижает внимание, если педагог не предлагает ученику новых вариантов ее исполнения. Педагогу необходимо помнить, что трудоспособность и внимание имеют различные длительности, поэтому при построении урока нужно последовательно чередовать физическую, умственную и эмоциональную нагрузку.
Чередуя паузы и нагрузки, направленные на достижение одного и того же «полезного результата», педагог может, не перегружая физические силы учащегося, способствовать удержанию внимания на более длительное время и добиться более продуктивной деятельности за счет повышения трудоспособности 16, с. 22.
Итак, в обучении танцу, как и в любой другой деятельности, внимание - обязательный компонент. Поэтому на преподавателе лежит особая ответственность в использовании педагогических приемов, способствующих грамотному построению уроков, в которых четко определена как общая цель, так и вытекающие из нее задач. В современном мире сформированность внимания – важнейший показатель развития личности. Внимание и концентрации мысли являются обязательной составляющей успеха любой деятельности [1, с. 82].
Следующим обязательным компонентом на начальном этапе в обучении классическому танцу является постановка корпуса. Книга А.Я. Вагановой «Основы классического танца» - первый методический труд, обеспечивший долгое и успешное развитие хореографии в России, оказавший влияние на все системы преподавания классического танца во всем мире. Корпус, его поставленная спина, по методике А.Я. Вагановой, является хозяином тела. Куда подается наш корпус, туда стремится все наше тело с головой, руками и ногами. Поставленная в правилах классической школы танца спина - это постоянно ощущаемое, конкретное всем ясное понятие. Мышечное ее чувствование - постоянный тонус создается долгими годами обучения 4, с. 20.
Представим себе воображаемый равносторонний треугольник, вершина, которого направлена вниз, к крестцу спины, а его основанием служит линия, соединяющая концы лопаточных костей, (биссектриса), идущая к основанию воображаемого треугольника, делящая его пополам в зависимости от строения, определенного нам природой, может быть длиннее и короче. Центр тяжести совпадает с вершиной перевернутого треугольника. Параллельно биссектрисе вдоль позвоночника расположены длинные мышцы спины. Их постоянное напряжение в треугольнике - без видимого утомления - называется мышечным тонусом [2, с. 17].
Главной функцией длинных мышц спины является управление центром тяжести, в обиходе называемое равновесием. Ощущение напряжения, контролируемый тонус готовых к разнообразным смещениям корпуса длинных мышц спины - залог устойчивости, отсутствия «отставленного зада» на плие и «выпячивания живота» в прыжках и других движениях классического танца. Мысленно проверяя положения центра тяжести, в зависимости от принимаемой позы, сохраняя ее, можно долго стоять на одной ноге, и это называется у нас апломбом. Контроль над мышечным тонусом длинных мышц спины, особенно ощутимых и управляемых в области крестца, никак не ограничивает нас в наклонах и поворотах корпуса, но во всех его положениях сохраняет осанку и помогает удерживать равновесие. Этот постоянный «страж» делает возможным сохранять позу стоя на полупальцах, останавливаться в позах после вращений на полу и в приземлениях после вращений в воздухе 19, с. 71.
Танцевальные движения являются специфической разновидностью произвольных движений. При исполнении движений классического танца, как и при любом произвольном движении, могут образовываться кинематические цепи любой сложности. Но существенной особенностью танцевальных движений является то, что они строятся на основе выворотности. Выворотность – это врожденная способность к свободному развертыванию ног наружу от бедра до стопы, зависящая от строения тазобедренного сустава. Выворотность способствует быстрому освоению программы обучения классическому танцу. Наличие, развитие и сохранение выворотности, обязательны для артиста балета. Без должной выворотности, ученик не сможет охватить весь объем движений классического танца, отвечающие законам эстетики [21, с. 56].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Базарова, Н. Азбука классического танца / Н.Базарова //. - М.: Искусство, 2013. - 125 с.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн //. - М.: Медицина, 2013. - 35 с.
3. Блок, Л.Д. Классический танец / Л.Д. Блок //. История и современность. - М.: 2013. - 41 с.
4. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я.Ваганова – СПб.: Лань, 2001. – 179 с.
5. Валукин, М.Е. Педагогический вклад А. Я. Вагановой в развитие школы классического танца /М.Е. Валукин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 1. – С. 216-219.
6. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец / М. Васильева-Рожденственская //. - М.: Издательство «Искусство», 2013. – 160 с.
7. Иванова С.А. Творческие контакты с педагогами и учащимися балетных школ Италии / С.А. Иванова, Л.А. Коленченко // ACADEMIA.- 2012 .- № 2. - С. 95-99.
8. Костровицкая, В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая //. - М.: 2014. – 390 с.
9. Коссов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников / А.И.Коссов //. - М.: АкадемПресс, 2013. – 140 с.
10. Красовская, В. М. История русского балета / В.М. Красовская. – М.: Планета музыки, Лань, 2014. – 312 c.
11. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала ХХ века. Хореографы / В.М. Красовская. – М.: Огни, 2013. – 526 c.
12. Львов-Анохин, Б. Мастера большого балета / Б. Львов-Анохин. – М.: Искусство, 2015. – 240 c.
13. Мессерер, А.М. Уроки классического танца / А.М. Мессерер. - СПб.: Лань, 2004 – 376 с.
14. Мочалов Д.В. Развитие творческой направленности личности в современных условиях /Д.В.Мочалов // Вестник Каз. гос. унив-та культуры и искусств. – 2012. – № 2. – С. 104-108.
15. Панасюк, Н.Б. Методические основы проведения уроков классического танца / Н.Б.Панасюк //. - Ярославль, 2015. - 49 с.
16. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый //. - М.: Владос, 2014. -145 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Речь, 2016. - 704с.
18. Тарасов, Н.И. Классический танец. 3-е изд / Н.И.Тарасов. – СПб.: Издательство «Лань», 2015. - 496 с.
19. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство, 2015. - 11 с.
20. Чеккетти Г. Manuale completo Di Danza classica: пер. с итал. Е. Лысовой / Г. Чеккетти. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 504 с.
21. Ярмолович, Л. Классический танец / Л.Ярмолович. – М.: Музыка, 2012. - 59 с.