Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире прослеживается стремительный рост бизнеса независимо от сферы деятельности. Данная тенденция подразумевает раз-витие информационных технологий в управленческих процессах. Но не у всех компаний оно наблюдается, что влечет за собой негативные послед-ствия в организации процесса управления бизнесом и угрозу дальнейшему конкурентоспособному существованию компании. Поэтому активно разви-вающиеся организации переходят от традиционного процесса управления бизнесом к внедрению информационных технологий. Необходимость тако-го перехода основывается на повышении эффективности управленческих процессов. Информационные технологии доводят управление бизнес-процессами до системного автоматизма, что непосредственно влияет на прибыль.
Бизнес-процесс формируется в организации в зависимости от функ-ционала отделов. Каждый отдел преследует свои цели, что негативно ска-зывается на организации и конечном результате. Управление на основе бизнес-процессов призвано консолидировать деятельность отделов, рас-ширяя тем самым возможности компании. Эффективность этого процесса напрямую зависит от использования информационных технологий.
Внедрить бизнес-процессы возможно двумя способами. Первый спо-соб - конструирование, подразумевает разработку с нуля. Он характерен для молодых компаний. Второй - перестройка (повторное конструирова-ние), представляет собой переработку существующей практики уже давно функционирующих на рынке компаний. Самое главное на сегодня, чтобы эти два подхода внедрялись с помощью информационных технологий. Информационные технологии качественно изменяют управление всеми ре-сурсами организации.
Информационные технологии (ИТ), специалисты также называют их информационно-коммуникационные технологии, -совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распро-странения информации.
Информационные технологии используют множество приемов, спо-собов и методов для применения средств вычислительной техники во вре-мя осуществления функций сбора, хранения, обработки, передачи и ис-пользования данных.
Информационные технологии - это ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Все определения сводятся к эффективному структурированию и ис-пользованию информации с применением современных цифровых вычис-лительных систем.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного иссле-дования, целью которого является изучения роли коммуникационных ка-налов и сетей в структуре управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть коммуникационные каналы, виды и типы коммуника-ционного взаимодействия;
- изучить особенности коммуникационных сетей;
- определить место информационных технологий в повышении эф-фективности управления;
- спроектировать структуру отдела информационных технологий.
1. Коммуникационные каналы и сети в структуре управления
1.1 Коммуникационные каналы и типы коммуникационного взаимодействия
Коммуникация (как связь и общение) — от лат. «communicatio» — сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать — принятый в исследованиях термин, ко-торым обозначают операционные системы, повседневно обеспечивающие единство и преемственность человеческой деятельности.
Можно выделить несколько видов организационных коммуникаций. Их принято делить на внешние и внутренние.
Внешние коммуникации связывают организацию с ее внешней сре-дой.
Внутренние коммуникации осуществляются в рамках организации: между работниками, между подразделениями. Как правило, такие комму-никации связаны с координацией деятельности работников или подразде-лений.
Внутри организации информация может перемещаться по разным каналам, в разных направлениях и с разной скоростью.
Вертикальными коммуникациями называют перемещение информа-ции между уровнями управления, а также между менеджментом и испол-нителями. Она может передаваться по нисходящей — с высших уровней на низшие или по восходящей — с нижних уровней на высшие.
Любая организация состоит из множества подразделений, поэтому для координации задач и действий между ними необходим обмен инфор-мацией. А это значит, что помимо нисходящих и восходящих информаци-онных потоков, организации нуждаются еще в так называемых горизон-тальных коммуникациях — информационных связях между подразделени-ями (или между отдельными сотрудниками), принадлежащими к одному уровню управления.
Кроме вертикальных и горизонтальных в некоторых организациях выделяют диагональные коммуникационные потоки — связи между руко-водителями одного функционального направления с нижестоящими со-трудниками другого функционального направления.
Внутренние коммуникации могут быть межличностными и организа-ционными. Межличностные коммуникации связывают двух и более чело-век, а к организационным относят такие коммуникации, при которых хотя бы одним из участников является группа (подразделение). С точки зрения общения коммуникацию подразделяют на вербальную (в виде письменной и устной речи) и невербальную (мимика, жесты, позы, а также разнооб-разные изображения, например, графики, диаграммы).
Коммуникации также можно разделить на формальные и нефор-мальные. Формальные коммуникации связывают элементы организацион-ной структуры и устанавливаются при помощи правил, закрепленных должностными инструкциями и внутренними нормативными документами.
Каналами неформальной коммуникации являются межличностное общение сотрудников.
Соотношение различных родов коммуникации представлено на ри-сунке 1.
Все модели коммуникаций можно классифицировать по форме, со-держанию, функциям, задачам и целям. На сегодняшний день практиче-ское применение в интегративных системах имеют несколько моделей ком-муникации.
Авторитарная модель – данная модель базируется на жестком адми-нистративно-управленческом контроле над деятельностью СМИ и макси-мальном ограничении свободы информации. Эта модель описана исследо-вателями Д. Маккуэйлом и У. Шраммом.
Двусторонняя асимметричная модель - в данную модель включают обратную связь, при этом сохраняя власть коммуникатора над коммуни-кацией, что и формирует асимметрию определенного рода. Двусторонняя асимметричная модель - одна из четырех моделей, которые были предло-жены Т. Хантом и Дж. Груингом, появившаяся в 20-е гг. XX в.
Двусторонняя симметричная модель – в данной модели симметрия формируется посредством сбалансированного отношения между отправи-телем и получателем сообщений. Появилась в 60-70-е гг. XX в., описана Т. Хантом и Дж. Груингом.
Рисунок 1 - Соотношение различных родов коммуникации
Неклассическая методология - базируется на когнитивной модели субъектно-объектных отношений касательно объекта. Ю. Хабермас, немецкий философ, автор данной методологии, предпочитал постулаты позитивной науки в изучении и анализе социальных субъектов. Инстру-ментом осуществления практических интересов человека он называл меж-личностные коммуникации ("интеракции") как способ высвобождения, эмансипации от различного рода влияний (политики, экономики и т.п.) и принуждений. Ю. Хабермас различает "истинные" коммуникации и "лож-ные" коммуникации, обосновывает "техническую рациональность" транс-позиции технических методов и средств на межличностные коммуникации.
Постнеклассический подход природу социального сводит к субъект-но-субъектным отношениям, при этом объектность исключая. Общество в соответствии с данным подходом рассматривается в качестве сети комму-никаций, а коммуникациям свойственна возможность самоописания обще-ства и его самовоспроизводства (принципы аутопоэзиса и самореферент-ности Н. Лумана). Коммуникация в этом случае выступает в качестве ак-тивной самоорганизующайся среда, где самые простые социально-коммуникативные системы устанавливаются посредством взаимного согла-сования переживаний и действий присутствующих участников коммуника-ции. Общество охватывает все действия, достигаемые для соотнесения друг с другом в процессе коммуникации. Действие воспринимается в качестве подлинного элемента социальной системы, которое воспринимается и про-изводится в ней в соотнесении (коммуникации) с иными действиями-событиями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дафт Р. Менеджмент: пер. с англ. 10-е изд. СПб.: Питер, 2013. С. 25
2. Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник /А.Д. Зарецкий, Т.Е. Ива-нова. — М.: КНОРУС, 2016. С.268.
3. Кодирова А.С. Корпоративное управление и корпоративный менеджмент: эволюция, модели, сходства и различия. М., 2016. С.55-60.
4. Марков С.Н. Особенности управления корпорацией в россий-ской практике. Омск, 2015. С.44-49.
5. Особенности корпоративной формы ведения бизнеса [Элек-тронный ресурс] // lektsii.org URL: http://lektsii.org/1-79335.html
6. Плотников А.В. Корпоративное управление и корпоративный менеджмент: в чем различие? СПб., 2015. С. 508-511.
7. Рогозин А. Р. Проблемы корпоративного менеджмента в Рос-сии // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 205-208.
8. Управление руководителями [Электронный ресурс]. // management.com URL: http://www.management.com.ua/strategy/str175.html
9. Шихвердиев, А.П. Корпоративное управление: учебное пособие / А.П. Шихвердиев. – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. С. 241