Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы регулирования оказания Интернет-услуг, предпринимательской деятельности в сети Интернет обусловлена экономической ситуацией в России и социально-экономической значимостью предпринимательства. Об этом свидетельствует вклад бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех развитых странах.
Интернет - особая территория ведения бизнеса. Обезличенность контрагентов, открытость для неограниченного числа участников, скорость передачи данных и предоставления доступа к ним, а также перманентная угроза интеллектуального воровства и нарушения законных интересов правообладателей задают одновременно и бизнес-привлекательную, и высокорисковую составляющие интернет-проектов.
Достаточно распространенная форма ведения бизнеса – интеренет-магазин. Покупателей привлекает возможность приобретения товара по существенно низкой цене, а также неограниченный выбор продукции, размещенной в международной сети Интернет. Однако самым большим плюсом покупок в интернет-магазинах является экономия времени. Продавцы переходят на онлайн-продажи в связи с более низкими издержками по сравнению с обычной торговлей: интернет-магазины не испытывают необходимости в аренде торговых площадей, в штате продавцов и торговом оборудовании.
Объектом данной работы являются отношения, возникающие в связи с оказанием Интернет-услуг.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие правовое регулирование оказания Интеренет услуг, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение правового регулирования оказания Интеренет-услуг.
Задачами работы является:
• Рассмотреть коммерческие услуги в интернете и соблюдение авторских прав;
• Исследовать правовое регулирование банковских Интернет-услуг;
• Проанализировать правовое регулирование оказания торговых Интернет-услуг;
• Выявиь проблемы становления рекламного законодательства в сети Интернет.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Коммерческие и банковские услуги в Интернете
1.1. Коммерческие услуги в интернете и авторские права
1.2. Интернет в предпринимательской деятельности. Заключение предпринимательских договоров в Интернете
Можно выделить следующие основные направления, связанные с использованием сети Интернет в предпринимательской деятельности:
- отношения с другими предпринимателями (продвижение товара, закупки товаров, заключение договоров, электронный документооборот исполнения договорных обязательств);
- отношения с гражданами-потребителями (организация интернет-магазинов);
- отношения с государством (получение государственных услуг, предоставление отчетов в государственные органы).
Все эти отношения возможны только постольку, поскольку организация участвует во вспомогательных отношениях, связанных: а) с идентификацией в сети Интернет (получение доменного имени, электронной подписи), б) получением доступа в сеть Интернет, размещением своего интернет-сайта (отношения с интернет-провайдером, хостинг).
Кроме того, правоотношения, связанные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, остро ставят вопросы защиты авторских прав на размещенную информацию, контроля содержания информации на интернет-сайте, защиты персональных данных субъектов.
Заключение договоров с использованием сети Интернет осуществляется по-разному. Можно выделить следующие варианты.
А. В сети Интернет представлен ассортимент товаров, предоставлена возможность ознакомиться с информацией о товарах, условиях договора, образцами, но заключение договора производится путем непосредственного общения представителей контрагентов. Дальнейшее исполнение такого договора производится «реальным» образом, с составлением письменных документов. На сегодня такой способ использования интернет-технологий наиболее распространен для предпринимательских отношений. В данном случае упрощается поиск контрагентов, снижаются издержки на ведение преддоговорного процесса - большую часть информации потенциальный контрагент получает самостоятельно. Вместе с тем реальное общение с будущим контрагентом дает возможность убедиться в наличии необходимых условий для исполнения обязательства (наличии склада, условий для послепродажного обслуживания и пр.). Для заключения долгосрочных договоров, договоров со значительной ценой - это оптимальный вариант, позволяющий сочетать преимущества интернет-коммуникаций с возможностями реального отбора контрагента.
Б. Заключение договора производится в сети Интернет, дальнейшее исполнение договора осуществляется «реально». Как правило, для заключения договора в сети Интернет используется либо собственный интернет-сайт организации, либо юридическое лицо заключает договор с организатором торгов - оператором электронной торговой площадки. Электронная торговая площадка - интернет-сайт, на котором с помощью программного обеспечения осуществляется проведение электронный торгов. Администрирует такой интернет-сайт его оператор - коммерческая организация, выполняющая организацию торгов. Заключение договора через собственный интернет-сайт производится путем размещения на сайте специальных компьютерных программ, при этом заключение договоров происходит без непосредственного участия человека, с помощью т.н. роботов. Потенциальный контрагент заполняет форму, размещенную на сайте, подписывает ее электронной подписью и направляет путем клика мышью. Такое направление заполненной формы рассматривается как оферта. В ответ на эту оферту робот направляет электронное сообщение о принятии заказа (акцепт) и договор считается заключенным. За все электронные сообщения, направленные программой-роботом, отвечает администратор домена, на котором такая программа установлена.
При заключении договора на электронной торговой площадке организация проходит аккредитацию, предоставив документы в соответствии с Правилами торгов, утвержденных оператором площадки. После заключения договора с оператором электронной торговой площадки организации предоставляется программное обеспечение и проводится обучение сотрудников по его использованию (как правило, посредством вебинара). В зависимости от возможностей конкретной электронной торговой площадки при заключении договора используются различные способы, наиболее распространенным является электронный аукцион.
Новое регулирование, введенное п. 3 ст. 1250 ГК РФ, предельно четко закрепляет возможность применения безвиновной ответственности предпринимателей за нарушение интеллектуальных прав. В чем же заключается специфика данного механизма?
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 1250 ГК РФ основанием для исключения ответственности предпринимателя за нарушение интеллектуальных прав может являться представление им доказательств того, что нарушение произошло вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В рамках электронной коммерции подобные обстоятельства можно представить скорее как исключительные: например, рассылка с корпоративной почты компании фотоматериалов без согласия правообладателей вследствие действия вредоносного программного обеспечения или же распространение в Интернете внутренних ресурсов, содержащих объекты авторского права, по причине сбоя в работе информационных систем.
В соответствии с п. 4 ст. 1250 ГК РФ лицо, к которому при отсутствии его вины применимы меры защиты интеллектуальных прав, вправе предъявить регрессное требование о возмещении понесенных убытков, включая суммы, выплаченные третьим лицам.
В силу п. 5 ст. 1250 ГК РФ нарушитель интеллектуальных прав вне зависимости от вины и за свой счет обязан прекратить нарушение; против него могут быть применены такие меры, как публикация решения суда о допущенном нарушении, пресечение действий, нарушающих исключительное право либо создающих угрозу нарушения такого права, изъятие и уничтожение контрафактных материальных носителей. Трудно не согласиться с опасениями представителей интернет-сообщества по поводу оставления в силе законодательной конструкции «действий, создающих угрозу нарушения». Бесспорно, данное понятие требует осторожного и вдумчивого толкования, особенно применительно к сфере электронной коммерции, так как поспешность может привести к квалификации любого факта создания интернет-сайта как действия, создающего угрозу нарушения. Остается только выразить надежду, что через некоторое время Суд по интеллектуальным правам даст разъяснения по этому вопросу.
Тем не менее представляется, что, несмотря на вышеописанное законодательное нововведение, во избежание несения судебных издержек большинство правообладателей и дальше будут решать конфликты по поводу нарушений интеллектуальных прав, в том числе в сети Интернет, сначала в претензионном порядке, а обращаться в суды - преимущественно в случаях невозможности урегулировать ситуацию досудебно.
Возрастание риска деликтной ответственности за нарушение интеллектуальных прав вынуждает участников интернет-бизнеса уделять особое внимание договорному регулированию отношений с партнерами в части распределения расходов и возмещения потерь вследствие возникновения конфликтов с правообладателями. Это логично, поскольку сама возможность предъявления регрессного требования к партнеру в суде не всегда оправдывает судебные издержки, которые в случае, например, наложения судом обеспечительной меры в виде блокировки интернет-сайта
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 02.07.2013 N 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» // Российская газета, N 148, 10.07.2013.
5. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2011, N 27, ст. 3872.
6. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
7. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, N 28, ст. 2895.
8. Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн» // Вестник Банка России, N 11, 05.02.2014.
9. Письмо ФАС России от 28 августа 2015 г. N АК/45828/15 «О рекламе в сети Интернет» // СПС «КонсультантПлюс»,
10. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» // Вестник ВАС РФ, N 12, декабрь, 2012.
11. Постановление ВС РФ от 24 апреля 2015 г. N 305-АД15-2693 по делу N А40-36625/14 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Решение УФАС по Республике Коми от 8 августа 2016 г. по делу N 03-01/7258 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Решение АС Иркутской области от 30 декабря 2014 г. по делу N А19-6531/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление ВС РФ от 13 июля 2015 г. N 302-АД15-7235 по делу N А19-6531/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Решение АС г. Москвы от 16 июня 2014 г. по делу N А40-36625/14 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Акимова И., Гаспарян Э. Digital-реклама: запретить нельзя узаконить // Конкуренция и право. 2016. N 6. С. 30.
17. Васильев С.В. Правовое регулирование электронной коммерции // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. статей. Вып. 4 / Под ред. М.И. Брагинского. М., 2002. С. 307.
18. Гуляева Н.С., Гордеева А.С. Интернет-бизнес и ответственность за нарушение интеллектуальных прав // Закон. 2014. N 9. С. 92.
19. Жарова А.К., Елин В.М., Демьянец М.В. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: Моногр. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014. С. 73.
20. Катасонов В.Ю. Цифровые финансы. Криптовалюты и электронная экономика. Свобода или концлагерь? Серия: Финансовые хроники профессора Катасонова. М.: Книжный мир, 2017. С. 100.
21. Кирилловых А.А., Овсюков Д.А. Электронные средства платежа: проблемы гражданско-правовой природы и уголовно-правовой охраны // Право и экономика. 2019. N 1. С. 64.
22. Кофейников Д.В. Понятие и существенные характеристики электронной торговли в России и за рубежом // Современное право. 2015. N 12. С. 138.
23. Лейба А. Реальная жизнь виртуальных денег // ЭЖ-Юрист. 2014. N 23. С. 1, 4.
24. Масленников В.В., Федотова М.А. Новые финансовые технологии меняют наш мир // Вестник финансового университета. Т. 21. 2017. N 2. С. 6 - 11.
25. Молчанов М.В. Криптовалюта: понятие и проблемы // Science Time. 2014. N 10. С. 300 - 303.
26. Мясин Е. Не мой сайт, не моя оферта. Интернет-магазины открещиваются от своего сайта, отнимая у потребителей право вернуть товар плохого качества // Юрист спешит на помощь. 2014. N 2. С. 62.
27. Новиков А.В., Бурмистров А.В. Интеллектуальная система для персонального финансового консультирования пользователей на основе актуальных финансовых данных // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2017. Т. 1. N 9. С. 796 - 809.
28. Новые инструменты привлечения финансирования для развития технологических компаний: практика использования и перспектива развития в России. Аналитический доклад. М.: Высшая школа экономики, 2018. С. 25.
29. Настольная книга руководителя организации: правовые основы / отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Юстицинформ, 2015. С. 179.
30. Стюфеева И.В. Электронная коммерция // СПС КонсультантПлюс. 2014.