Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В истории России 1985 г. стал тем рубежом, за которым последовали события, изменившие ход всего предыдущего общественного развития страны. Приход к высшей государственной и партийной власти М. С. Горбачева положил начало бурному реформаторскому процессу, названный его инициатором перестройкой.
История и итоги перестройки в СССР 1985-1991 гг. сегодня не утратила своей остроты, поскольку, являясь частью истории нашей страны, она накладывает отпечаток на нынешнее положение дел во внутренней и внешней политике России. Актуальность изучения причин неудачи модернизации страны незадолго до распада СССР заключается в том, что это время глобальных перемен в жизни общества, затронувшее не просто одну страну, а содружество народов, огромную державу. События тех дней по-прежнему вызывают много споров и порождают множество исследований.
Перестройка началась в обстановке всеобщей эйфории, ожидании быстрых и позитивных перемен во всех сферах жизни. Завершилась она гибелью огромного государства.
Перестройка перевернула жизнь страны и вызвала разнообразие мнений, прежде всего - о причинах и характере самой перестройки.
Были ли неизбежны реформы, которые известны, как перестройка, распад СССР, и даже последующие реформы 1990-х гг. Весь этот процесс представляет собой сложный ряд событий со множеством альтернатив и развилок. Именно этот вопрос рассмотрен в данной работе.
Целью настоящей работы является комплексный анализ и характеристика периода перестройки 1985-1991 гг.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть предпосылки и причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению перестройки;
2. изучить реформы, которые проводились в период перестройки. Дать комплексную характеристику;
3. подвести итоги перестройки;
Объектом исследования является период перестройки 1985-1991 гг.
Предметом исследования является характеристика и содержание периода перестройки.
В выпускной квалификационной работе применены следующие методы: аналитический, при помощи которого, появилась возможность выявить основные характерные черты периода перестройки; сравнительно-исторический метод, который позволил проанализировать некоторые спорные моменты итогов и результатов перестройки; статистический метод, благодаря которому удалось проработать материал и сделать необходимые выводы.
Источниковая база работы. Период перестройки отложился в различных архивах и документах. Для решения поставленных задач использовались следующие группы источников:
Первая группа: научные и общественно-публицистические работы.
Вторая группа: материалы периодической печати (газеты «Правда», «Советская Россия», «Литературная газета», «Советская культура», «Культура», «Аргументы и факты», журналы «Коммунист», «Научный коммунизм», «Известия ЦК КПСС», «Политическое образование», «Искусство кино»). Эти материалы характеризуются оперативностью освещения и анализом информации.
Третья группа: материалы личного происхождения: письма, дневники, воспоминания.
Четвертая группа: материалы политических партий и общественных организаций (делопроизводственные документы: материалы съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, конференции, совещания; материалы заседаний творческих союзов).
Глава 1. Предпосылки и этапы перестройки
1.1 Объективные социально-экономические предпосылки перестройки
К середине 1980-х гг. СССР подошел к тому рубежу своего социально-экономического состояния, за пределами которого дальнейшее развитие могло быть обеспечено лишь на основе всесторонне продуманных, последовательных преобразовании всей общественно-политической системы, и прежде всего экономической.
Осуществление этих преобразований выпало на долю М. С. Горбачева, избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. после череды смертей престарелых, больных и дошедших до недееспособного состояния генсеков. На эту должность было еще несколько претендентов, но кто бы ни пришел на высшую партийную должность, он обреченно столкнулся бы с необходимостью кардинального изменения экономической политики государства с целью повышения темпов роста экономики. Все слои советского общества, от рядовых тружеников до руководителей страны, понимали необходимость модернизации государственного и общественного управления. М. С. Горбачеву лишь было предначертано возглавить объективно назревший процесс обновления страны. Сама жизненная ситуация инициировала проведение перестройки. С именем М. С. Горбачева надо связывать не столько начало реформ, сколько их характер, ход и результат, последствия для страны и народа .
Еще в начале 1960-х г. СССР начал ощущать нарастающее ослабление роли экстенсивных факторов экономического роста, что настойчиво выдвигало в повестку дня проблему повышения эффективности производства.
Актуализации проблемы способствовала и система плановых «оценочных» показателей деятельности предприятий, использовавшая в качестве ключевого критерия валовые объемы производства, на основе которых рассчитывались показатели эффективности, и стимулировавшая не снижение издержек, а их рост.
В результате этого темпы роста экономики в первой половине 1960-х г. были заметно ниже аналогичных показателей второй половины 1950-х г. Например, с 1955 по 1960 гг. национальный доход страны увеличился на 55,8 %, продукция промышленности - на 62,5 %, сельского хозяйства - на 32,2 %, а с 1960 по 1965 гг. их рост составил соответственно 37,2 %, 50,9 % и 12,5 % .
Изменить ситуацию можно было лишь двумя путями - либо еще больше усилить и ужесточить плановые, контрольные и карательные функции государства, то есть, возродить сталинский режим управления экономикой, либо пересмотреть систему планирования и оценки деятельности предприятий и сделать ее такой, чтобы поднять их экономическую заинтересованность в росте производства и повышении его эффективности. Первый путь мог дать желаемый результат в краткосрочном плане, но был абсолютно бесперспективен в долгосрочном, поэтому в руководстве страны победил здравый смысл. Во многом это произошло благодаря бывшему Председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину. Экономические реформы, начатые в 1965 г., впоследствии названы его именем. Старт им был дан сентябрьским Пленумом ЦК КПСС, на котором было принято Постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».
В последующем был принят целый ряд постановлений, касающихся предприятий сельского хозяйства, транспорта, связи и строительства. Суть проводимых реформ сводилась главным образом к тому, чтобы, во-первых, осуществить переход от территориального к отраслевому управлению экономикой «ликвидировать совнархозы и возродить отраслевые министерства», во-вторых, поднять самостоятельность предприятий в планировании своей деятельности «сократить для этого количество утверждаемых сверху плановых показателей» и, в-третьих, обеспечить экономическую заинтересованность предприятий в росте эффективности производства за счет придания ведущей роли в оценке деятельности и стимулировании таких показателей, как прибыль и рентабельность.
Предприятия получили право создавать за счет прибыли фонды развития производства, материального поощрения .
Изменения, внесенные в практику ценообразования, позволили им обеспечивать необходимую рентабельность производства, а устанавливаемые нормативы длительного действия ориентировали на снижение издержек. Введенная плата за основные фонды была призвана поднять эффективность производственного потенциала, снизить фондоемкость продукции. В итоге косыгинские реформы заметно оживили экономику и способствовали росту ее эффективности, что свидетельствовало о повороте производства на интенсивный путь развития. В восьмой пятилетке, с 1966 по 1970 гг., был достигнут почти 40 % рост производительности труда, практически впервые произошло снижение материалоемкости и рост фондоотдачи в экономике.
Особенно заметны результаты реформ при сопоставлении динамики основных показателей социально-экономического развития страны за восьмую пятилетку с аналогичными показателями за предшествовавшую и последующие пятилетки.
Восьмая пятилетка, изменила вектор развития экономики, кривая ее динамики устремилась вверх. Были достигнуты неплохие темпы прироста показателей. Предыдущей седьмой пятилетки «кроме промышленности». Примечателен даже сам факт приостановки падения темпов роста экономики. Темпы прироста национального дохода в течение пятилетки были такими же, какими они были в Японии, и более чем в 2 раза выше, чем в США и ФРГ.
Начатые А. Н. Косыгиным реформы, давшие высокие темпы роста экономики, к сожалению, не получили дальнейшего развития. Масштабные преобразования, меняющие внутриэкономическую политику государства, требовали для успешной реализации время и последовательных, неотступных, продуманных действий.
В 11-й пятилетке темпы роста основных показателей развития были более чем в два раза ниже, чем в 8-й пятилетке, а в 12-й уже наступила стагнация, завершившаяся коллапсом.
Главной причиной свертывания реформы явилось отсутствие единства по отношению к ним в составе руководства партии и правительства. Негативное отношение к ним имели такие ортодоксальные руководители, как Д. Ф. Устинов и Н. А. Тихонов. Генеральный секретарь КПСС Л. И. Брежнев был безразличен к реформам, а по некоторым воспоминаниям соратников, банально не понимал их.
Начавшееся в 1970-е гг. снижение темпов развития вынудило руководство страны в начале 1980-х гг. создать комиссию по совершенствованию управления народным хозяйством. Возглавил ее Председатель Совета Министров СССР Н. А. Тихонов, сменивший А. Н. Косыгина на этом посту. Проект экономических реформ, предусматривающий введение элементов рыночной экономики, был отвергнут аппаратом ЦК КПСС по идеологическим соображениям.
В этой обстановке имело решающее значение, кто возглавит руководящую и направляющую силу советского общества - КПСС, кто станет ее новым Генеральным секретарем.
Власть Генерального секретаря ЦК КПСС, который одновременно являлся Председателем Президиума Верховного Совета СССР, то есть главой государства, была безгранична. Это во многом определяло роль в судьбе страны личности, пришедшей на эту должность. Особое значение это имеет в переломные периоды истории, какими становились 1980-е гг. в связи с угрожающим падением темпов социально-экономического развития. От нового Генерального секретаря ЦК КПСС, во-первых, требовалось обеспечить кардинальную модернизацию экономической политики для ускоренного оживления хозяйственной жизни, подъема темпов роста и эффективности производства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абалкин Л. И. Советское общество: революционное обновление. М., 1989. С. 96.
2. Бурлацкий Ф. Записки современника. М., 1989. С. 16.
3. Бутенко А. П. Советская многопартийность: проблема формирования. М., 1991. С. 63.
4. Виттенберг Е. Я. Активность масс в условиях перестройки диалог с советологами. М., 1989. С. 62.
5. Громов А. В., Кузин О. С. Неформалы: кто есть кто? М., 1990. С. 269.
6. Добрынина В. И., Суслова Е. А., Ювкин М. И. Самодеятельные инициативные организации: проблемы и перспективы развития. М., 1990. С. 48.
7. Ельцин Б. Н. Записки президента. М., 1994. С. 28.
8. Жуков В. И. Реформы в России. 1985-1995 гг. М., 1997. С. 45.
9. Клепикова Е., Соловьев В. Борис Ельцин: политические метаморфозы. М., 1992. С. 22.
10. Коржихина Т. П., Фигатнер Ю. Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы. 1993. С. 25.
11. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую. 1995. С. 51-65.
12. Кузнецов В. Б. Политические принципы перестройки: вопросы и ответы. К., 1989. С. 149.
13. Попов С. И. Политика, экономика, мораль. М., 1989. С. 238.
14. Рыжков Н. И. Перестройка: История предательства. М., 1992. С. 87.
15. Смирнов Г. Л. Уроки минувшего. М., 1997. С. 126.
16. Соловьев В. М. Неформалы: кто они? Куда зовут? М., 1990. С. 334.
17. Фурман Д. Е. Наша странная революция. 1993. С. 9-17.
18. Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. 1991. С. 37.