Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается необходимость модернизации государственного управления, направленное на повышение эффективности и результативности работ государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Актуальность государственного управления обусловлена еще и тем, что без существования государственного управления невозможно существование российского гражданского общества.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного управления. Для достижения поставленной цели были выработаны задачи по проведению анализа методов, средств и технологии государственного управления.
В качестве объекта исследования выступает система государственного управления в современной России, а в качестве предмета – методы, средства, технологии государственного управления.
Изучение сопровождалось использованием общенаучных и частных методов исследования. К общенаучным методам исследования относятся анализ, метод сравнения и др. К частным методам можно отнести, например, сравнительно–правовой метод.
Степенью изученности темы является та совокупность материалов, которые применялись в ходе исследования. Условно источники можно разделить на два блока.
В первый блок входят нормативные правовые акты. Нормативной основой исследования выступают Конституция Российской Федерации, федеральное законодательства.
Второй блок источников составляют диссертации, учебные пособия, статьи периодических изданий различных авторов. Изучение теоретических основ осуществлялось на основе исследований специалистов в сфере государственного управления, например, Г.В. Атаманчук, Р.И. Балкина, М.В. Буторина, И.А. Василенко, В.В. Гриб, В.П. Орешина, В.И. Осейчук, Е.В. Охотского, В.Е. Чиркина, В.В. Яновского и др.
Практическая значимость исследования заключается в анализе системы государственного управления.
Методами исследования в работе являются: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Теоретические аспекты построения системы государственного управления
1.1. Государственное управление: понятие, признаки, правовое обеспечение
Существуют различные определения и подходы к трактовке понятия «государственное управление». Ю. М. Козлов пишет, что государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Г.В. Атаманчук отмечает, что « государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу» .
Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов говорят о возможности рассматривать государственное управление в узком и широком смысле. В узком смысле это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных и исполнительно–распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В широком смысле государственное управление – это регулирующая деятельность государства в целом, т. е. деятельность представительных органов, судов, прокуратуры.
На основании вышеизложенных подходов необходимо заметить, что не оправдано ограничение государственного управления лишь деятельностью органов исполнительной власти по реализации норм законодательства. Поскольку законодательная и судебная власть реализуют функции управления, и существуют для упорядочивания внутренней системы (государства).
Рисунок 1. Составляющие государственного управления
Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную закреплено в ст. 10 Конституции РФ . Система органов исполнительной власти не может функционировать при отсутствии законодательной базы, так как ее деятельность основана на реализации правовых норм. Деятельность судебных органов направлена на разрешение внутрисистемных противоречий, в данном случае можно говорить о властном воздействии субъекта управления на объекты управления с целью согласования их воли и устранения противоречий. Функционируя совместно, все три ветви государственной власти образуют единый, целостный аппарат, реализующий государственное управление в полном объеме.
На основе всего вышеуказанного необходимо сформулировать следующее понятие государственного управления: это осуществляемое на основе законов и иных нормативных актов целенаправленное воздействие государственных органов на общественные отношения, для их упорядочения, преобразования и изменения в соответствии с целями государственной политики.
Далее необходимо рассмотреть основы правового обеспечения государственного управления. Необходимо отметить, что оно не сводится к сумме существующих законодательных источников правового регулирования соответствующей деятельности, представляя собой единство трех аспектов:
1) нормативного;
2) социологического;
3) практического.
Несмотря на разноплановость правового обеспечения его основу составляет нормативный аспект, заключающийся в разработке и юридическом закреплении правил поведения людей во взаимоотношениях между собой и в процессе взаимодействия с органами государственной власти.
Социологический аспект правового обеспечения государственного управления обнаруживается при анализе тех реально существующих сторон взаимодействия государства в лице его органов, общества и граждан, в результате которых формируется государственно–властное воздействие, то есть управление обществом со стороны государственного аппарата. Основополагающее значение здесь имеют установленные механизмы внутригосударственного взаимодействия, в том числе:
отношения между органами государственной власти по поводу предметов ведения и полномочий;
отношения между людьми, возникающие как результат свободного волеизъявления, как по поводу занятия должностей государственной службы, так и при обращении граждан в органы власти для решения собственных проблем и т. д.
Говоря о практическом аспекте, следует указать на его реализацию в процессе каждодневной деятельности органов государственной власти. В этой связи, необходимо четко понимать правовой статус государственных органов, то есть ту совокупность прав и обязанностей, реализация которых позволяет определить их место внутри государственно–властного механизма. Так, правовой статус государственного органа представляет собой совокупность трех ключевых элементов:
1. Положение конкретного государственного органа в системе государственных органов страны.
2. Компетенция государственного органа, то есть нормативного закрепленная совокупность управленческих функций и полномочий, реализуемых в отношении управляемых объектов.
3. Юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования.
Кроме этого, правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности совокупности существующих в обществе явлений, процессов и отношений. К числу таких требований традиционно относят:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных истчоников
I. Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197–ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.; опубликован на Официальном интернет–портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru
3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58–ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации»// «Российская газета», N 104, 31.05.2003
4. Федеральный закон от 31.07.1995 N 119–ФЗ (ред. от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации» – утратил силу// «Российская газета», N 149, 03.08.1995
5. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25–ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)// «Парламентская газета», N 34, 07.03.2007.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131–ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018)// «Российская газета», N 202, 08.10.2003.
7. Указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 (ред. от 08.03.2015) «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 203.
8. Постановление Правительства РФ от 17.04.2008 (ред. от 15.03.2016) № 284 «О реализации функций по организации формирования и исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих». // Консультант Плюс.
9. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (ред. от 02.06.2016) «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.05.2008, № 19, ст. 2194.
II. Научная литература
10. Быкова А.Г. К вопросу о способах замещения должности главы муниципального образования / А.Г. Быкова // Вестник Омской юридической академии. 2016. N 2. С. 17 – 23.
11. Взаимодействие населения и органов местного самоуправления (на примере о. Муром) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2014. N 3. С. 27 – 30.
12. Дементьева О.А. Правовые механизмы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с субъектами экономической деятельности в инвестиционной сфере при осуществлении капитальных вложений // Журнал российского права. 2015. N 7. С. 121 – 130
13. Деребизова С.А., Никитина Е.В., Ерлашова Ю.А., Овчарова С.Н., Кудряшова Т.В. Вопросы развития сервисов государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах для физических лиц // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2017. N 3. С. 50 – 55
14. Изолитов А.С. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе и противодействие коррупции: монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2013. С. 50.
15. Ильяков А.Д. Правовые основы урегулирования конфликта интересов лиц, занимающих государственные должности М.: Юрайт 2016. – 348 с.
16. Павлущенко И. А. Эффективность государственного и муниципального управления в России // Молодой ученый. – 2018. – №24. – С. 152–154. – URL https://moluch.ru/archive/210/51402/
17. Романенко Н., Ермолаева А.В. Документационное обеспечение государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах // Делопроизводство. 2017. N 4. С. 49 – 57.
18. Селютина Е.Н. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления: современные тенденции развития / Е.Н. Селютина, Е.Ю. Тихалева, В.А. Холодов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 1. С. 15 – 18.
19. Свиридов Н.Н. Механизм совершенствования конституционно–правового регулирования взаимодействия исполнительно–распорядительных органов местного самоуправления с органами государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 7. С. 28 – 33.
20. Телешина Н.Н. Механизмы современной демократии (опыт Владимирской области) // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 3. С. 13 – 18.
21. Черкасов А.И. Демократия и эффективность в системе местного управления зарубежных стран // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 7. С. 69 – 75.
22. Черкасов А.И. Кризис представительной демократии на местном уровне в зарубежных странах и механизмы его преодоления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2014. N 1. С. 27 – 29.
23. Винник Н.В. Понятие и признаки организационной самостоятельности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2013. N 7. С. 709 – 712.
24. Выдрин И. В. Новые тенденции в территориальной организации местного самоуправления // Российская юстиция. 2012. № 5. С. 11.
25. Захаров И. В., Карасев А. Т. Муниципальное право России: Учебник для бакалавров / под ред. Кокотова А. Н. – 4– е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. С. 34.
26. Искужина Г.Р., Аминов И. Р. Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации // Научно–методический электронный журнал «Концепт». Киров. 2014. Т. 26. С. 255.
27. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4–е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2016. 456 с.
28. Прудников А. С., Чепурной А. Г. Муниципальное право России: Учебник / под ред.: Антоновой Н. А. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА: Закон и право, 2013. С. 91.
29. Сергеев А.А. Государственное управление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2016. – 789с.
30. Шугрина Е.С. Организационные модели самоуправления: от земских до современных реформ // Совершенствование местного самоуправления сквозь призму конституционной экономики: коллективная монография / под ред. А.Н. Костюкова. Омск: Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2015. С. 56 – 63.
III. Электронные ресурсы
31. Научная электронная библиотека. https://elibrary.ru/