Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главная идея обновления среднего (полного) общего образования - его профилизация. В концепции профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений и концепции модернизации российского образования обозначены цели перехода к профильному обучению. Для реализации данной цели помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся так называемые элективные курсы - это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, представляющие широкие возможности для реализации принципов дифференцированного обучения, так как позволяют учитывать интересы учащихся, которые хотели бы получить углубленные знания по интересующему их направлению.
Введение элективных курсов на этапе профильной подготовки приобретает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам, в частности, математике. Следует отметить, что в последние годы происходит разрыв между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями, предъявляемыми вузами.
Разработка программ таких курсов является важной и новой задачей современного школьного математического образования. Все выше сказанное обусловливает актуальность темы работы.
Объект исследования - процесс обучения учащихся старших классов. Предмет исследования - организация элективных курсов
Цель работы - разработать элективный курс по математической логике для учащихся старших классов.
В соответствии с целями, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи работы:
1. выявить суть и виды элективных курсов в школьном образовании;
2. изучить нормативную, педагогическую и методическую литературу с целью выделения требований к разработке элективных курсов;
3. разработать элективный курс по математической логике.
Глава 1.Педагогические требования к разработке элективных курсов по математическим направлениям
1.1.Понятие и классификация элективных курсов
Профильное обучение является одним из основных направлений современной образовательной системы Его цель - это личностное и профессиональное самоопределение. Для достижения данной цели могут применяться элективные курсы, которые зарекомендовали себя как эффективный способ предоставления учащимся дополнительных знаний в интересующей их области знаний.
Элективные курсы (electus - это «избранный» с лат.) - это «курсы, обязательные для изучения, направленность которых школьник выбирает самостоятельно». Подобные курсы не должны повторять программу среднего образования. [4]
Элективные курсы развивают умственные способности школьников, способствуют формированию у учащихся предусмотренных стандартом универсальных учебных действий, а также учат их анализировать обсуждаемый материал. Элективные курсы позволяют использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала: школьники с удовольствием изучают электронные учебники, а также ищут дополнительную информацию в специально подготовленных электронных библиотеках.
Назначение элективных курсов:
1. они помогают учащимся определиться со специализацией и дальнейшим выбором своей профессии.
2. элективные курсы выполняют роль некоторого дополнения к базовому курсу, что позволяет углубить и расширить знания обучающегося в интересующем его направлении.
Три основных вида элективных курсов:
Предметные. Они расширяют знания по определенному школьному предмету;
Межпредметные. Они объединяют знания по нескольким предметам;
курсы по предметам, которые выходят за рамки школьного курса. Элективные курсы решают следующие задачи:
удовлетворение образовательных потребностей учеников;
реализация индивидуализации обучения;
создание условий для проверки учащимся правильности выбора направления дальнейшего обучения, который связан с определенным видом профессиональной деятельности;
помощь старшекласснику, который выбрал образовательную область для более детального изучения, увидеть многообразие видов деятельности, которые связаны с ней. [16]
развитие содержания базового курса математики, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать на профильном уровне по математике;
дополнение содержания профильного курса математики, выступают его надстройкой, что позволяет профильному курсу быть в полной мере углублённым;
удовлетворение разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля, в различных сферах человеческой деятельности;
развитие математического мышления, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углублённого изучения математики. [12]
Одним из основных моментов в обучении с помощью элективных курсов является самообразование. Это выражается в том, что школьник ответственно подходит к подготовке, так как самостоятельно выбрал данный предмет, и он его действительно интересует. Необходимо также сказать, что ученики, изучающие определенный предмет в малой группе учащихся, всегда могут попросить учителя уделить больше внимание той теме, в которой у них возникли наибольшие трудности.
Таким образом, элективные курсы дают возможность поддержать изучение математики, являющейся профильным предметом, на выбранном профильном уровне, а также используются для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Существуют несколько типологий элективных курсов. Рассмотрим их.
1. По разрешаемым задачам:
Элективные курсы выполняют следующие задачи:
создание условий для того, чтобы учащийся убедился в правильности выбранного им направления дальнейшего учения и скоординированного с ним определенного вида профессиональной деятельности или отказался от него;
помочь ученику старшего класса, который совершил выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных;
удовлетворение естественного любопытства обучающего к какой-либо области знаний, не представленной в учебном плане.
ознакомление учащихся с вспомогательными разделами учебного материала.
Разновидности элективных курсов, решающие данные задачи:
Пробные: их можно сравнить с факультативными курсами, программы которых ориентированы на знакомство с видами деятельности, характерными для работы в той или иной деятельности;
Ориентационные;
Общекультурные;
Углубляющие: на данных элективных курсах происходит углублённое рассмотрение вспомогательного раздела.
2. По связи с предметом:
предметные;
межпредметные;
элективные курсы по предметам, выходящим за рамки школьной программы.
3. По содержанию:
элективные курсы продвинутого уровня, которые направлены на более детальное изучение математики;
элективные спецкурсы повышенного уровня, которые направлены на детальное изучение некоторых тем основного курса математики, которые входят в обязательную программу изучения;
элективные спецкурсы повышенного уровня, которые направлены на углубленное изучение отдельных тем основного курса математики, которые не входят в обязательную программу изучения;
прикладные элективные курсы, которые направлены на знакомство учащихся с важными способами и методами применения знаний и умений по математике на практике;
элективные курсы, которые посвящены изучению методов и способов решения различных математических задач (уравнений, неравенств и другое). [4]
1.2.Порядок отбора задач для занятий элективного курса
Каждый элективный курс обязан содержать определенную совокупность задач. Она должна соответствовать данному курсу. Задачи выступают в нескольких ипостасях:
• как эффективное средство усвоения учащимися понятий, методов и математических теорий,
• как действенное средство развития мышления учеников,
• как средство привития обучающимися техничности и навыков в практических применениях математики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Виноградова Л.В. Методика преподавания в средней школе: учебное пособие. Ростов: Феникс, 2005. 213 с.
2. Гельфанд И. М., Глаголева Е. Г., Кириллов А. А.Метод координат. МЦНМО, 2009. 189с.
3. Гузеев И. С Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. 2002. №9. С. 113-123.
4. Гусак А.А., Гусак Г.М., Бричикова Е.А. Справочник по высшей математике. 9-е изд. Минск: Театр-Система, 2009. 640с.
5. Колосов В. Углублённое математическое образование // Математика. 2004. №. С. 2-7.
6. Кузнецов А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание // Педагогика. 2004. №2. с. 28-33.
7. Марков В.И. Деятельностный подход в обучении математике в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Киров. 2006. с. 200.
8. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учебное пособие для студентов педагогических институтов по физико-математической специальности / А.Я. Блох [ и др. ]. М.: Просвещение, 1985. с. 336
9. Программа спецкурса «Элективные курсы для предпрофильной подготовки и профильного обучения» // Центр дистанционного обучения ГОУ «ПГИРО». URL: http://distpgiro.3dn.ru/OD/speckurs/matem.doc (дата обращения: 23.04.2019)
10. Сачкова Л.А. Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. Нижний Новгород, 2011. 315 с.
11. Синько Т.П. Элективные курсы // Наука. Образование. Культура. URL: http://www.den-zadnem.ru/page.php?article=34 (дата обращения: 23.04.2019)
12. Титаренко А.М., Роганин А.М. Новейший полный справочник школьника 5-11 классы. Математика. «Эксмо», 2008. 304 с.
13. Шарыгин И.Ф. Математика для поступающих в вузы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2006. 479 с.
14. Элективные курсы по математике: учебно-методические рекомендации. / М.В. Крутихина [и др.]. Киров, ВятГГУ, 2006. 40 с.
15. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. №2. 1995. С. 31 - 42.
16. Ященко И.В. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. М.: Айрис-пресс, 2003. 432 с.