Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коммуникация является многоплановым процессом. Она представляет собой организованное пространство для использования таких инструментов, как языки, знаки, схемы.
В современном обществе происходит превращение коммуникации в глобальный процесс. В отечественной и зарубежной науке существуют мнения, что XXI век - это век коммуникаций, и именно они определяют весь уклад жизни современного общества и его молодежной аудитории в частности.
Актуальность исследования обусловлена растущим интересом исследователей к мегаполисам. Он связан с изучением современных урбанизационных процессов, оказывающих влияние не только на городскую инфраструктуру, но и на стиль жизни, культуру, ценностные представления горожан в целом. Мы разделяем точку зрения Е.В. Власовой, которая полагает, что феномен мегаполиса не ограничивается географическими и социодемографическими параметрами, но также представляет собой ментальное образование, которое складывается благодаря специфическим культурно-историческим факторам, определяющим особенности возникновения, конструирования и развития на той или иной территории мегаполисного сознания и мегаполисной идентичности.
В условиях мегаполиса быстрое развитие системы коммуникации на основе информационно телекоммуникационных технологий оказывает существенное влияние на изменения, происходящие в сфере молодежных социальных коммуникаций, то есть в сфере общения молодежи. Рост числа информационных источников, с которыми вступают в контакт люди, в том числе молодежь, увеличение объема и разнообразия сведений, получаемых по их каналам, ведет к повышению степени их информированности по самым различным сторонам жизни общества, вовлеченности в различные сферы жизни общества.
Несмотря на частое обращение исследователей к проблематике коммуникаций в мегаполисах, социокультурное пространство мегаполиса до сих пор практически не стало темой и проблемой специального исследования. В рамках традиционных научных подходов основной характеристикой культуры мегаполиса выступала категория времени, подчеркивающая ее изменчивость, подвижность. Однако, немаловажен анализ городской культуры с точки зрения ее пространственных характеристик. Собственно пространственная парадигма позволяет увидеть культуру и социум как системное единство, обладающее особой структурой, определенными элементами однородности и, одновременно, - многомерности. [5]
Социокультурное пространство мегаполиса как коммуникативной сферы молодежи и развитие его градообразующей основы, происходит как под влиянием внешней среды, так и под влиянием внутренних закономерностей развития самого города. С точки зрения социальной философии, одним из наиболее значительных последствий данных процессов является актуализация проблемы сохранения социокультурной идентичности, как самими мегаполисами, так и людьми, их населяющими.
Быстрые темпы социокультурных преобразований, изменение самих механизмов коммуникации внутри городского пространства между индивидами делают особенно актуальной проблему ценностных ориентаций молодежи. Необходимым является исследование пространства мегаполиса с позиций социальной философии, способной синтезировать разработки всех существующих подходов, а также обобщить опыт, полученный в результате исследования современных социокультурных процессов.
Представители средового подхода к феномену города, К. Линч и Л.Б. Коган, исследуют в своих работах специфику городского пространства и явлений, обусловленных пространственной организацией города. А.В. Иконников, О.Е. Трущенко, В.Л. Глазычев используют термин «городская среда» для обозначения особого уровня развития города, для которого свойственны не просто организация физических объектов, но существование духовной компоненты, под которой понимается городская культура. Данное направление объединяет психологические, социологические научные разработки в изучении городов, связанные с вопросами архитектуры и градостроительства.
Исследованием социокультурного пространства занимались филологи, фольклористы, лингвисты, литературоведы, особенно сторонники семиотического подхода. Культурно-семиотический подход к социокультурному пространству города может быть представлен работами Р. Барта, В.В. Абашева, М.В. Горбаневского, О.А. Лавреновой, Е.В. Макарова, Л.М. Дмитриевой. Наиболее полно проблема исследования структуры «городского текста» как явления культуры была представлена в работах В.Н. Топорова и Ю.М. Лотмана. Ценностно-символический аспект существования социокультурного пространства представлен в работах Э. Кассирера, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, К.Г. Юнга, Н.С. Рыбакова.
На Западе исследования социокультурной коммуникации как одной из основных характеристик современного общества осуществлялись Г. Гербнером, П. Лазарсфельдом, Г. Лассуэллом, Э. Личем, Н. Луманом, Г. Маркузе, Р. Мертоном, А. Молем, Ю. Хабермасом и др. Среди отечественных следует выделить работы таких авторов, как Г.П. Григорян, В.П. Конецкая, О.В. Костина, И.А. Манкевич, М.М. Назаров и др.
Цель: на основе анализа теоретических аспектов, определить особенности молодежных коммуникаций в мегаполисе.
Задачи:
1. изучить теоретические основы коммуникационной среды и молодежных коммуникаций;
2. рассмотреть мегаполис как особую коммуникационную среду;
3. выявить особенности молодежных коммуникаций в мегаполисе.
Структура работы включает введение две главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы коммуникационной среды
1.1.Понятие коммуникативной среды
Коммуникативная среда – это определенная инфраструктура, организованная на основе информационно-телекоммуникационных технологий и предназначенная для хранения, передачи, обработки больших массивов информации (коммуникационная функция).
Также информационно коммуникативная среда – это сетевая структура, объединяющая взаимозависимых социальных субъектов, координирующих и согласующих свою совместную деятельность для удовлетворения возникающих информационно-коммуникативных потребностей (коммуникативная функция) [2].
Другими словами, информационно-коммуникативная среда – масштабная телекоммуникационная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных, социально-групповых и общественных информационно-коммуникационных потребностей за счет использования информационно телекоммуникационных технологий. На сегодня это Интернет и мобильная телефония, расширившие свои возможности за счет многопользовательских режимов.
На наш взгляд, под средствами коммуникации надо понимать различные материальные носители информации, которые обеспечивают перенос информации от источника к потребителю, устанавливая определенный канал связи. Другими словами, средствами коммуникации обеспечивают фиксацию в определенном виде социальной информации и ее доставку адресату или обеспечение возможности получения ее адресатом. Отсюда, под средством массовой коммуникации понимают такие средства коммуникации, которые обеспечивают возможность одновременной передачи одной и той же информации от одного человека ко многим.
Сегодня нельзя отрицать, что образ жизни молодежи как группы, находящейся на заключительной стадии первичной социализации, во многом определяется тем набором информационных источников, которые воздействуют на нее. В связи с этим мы задали респондентам вопрос о том, что является основным источником информации для них и что в наибольшей мере оказывает влияние на взгляды и убеждения молодых людей. Первое место среди источников информации в молодежной среде занимает телевидение (30 %), далее следует Интернет (16 %), друзья (14 %), радио (11 %) и газеты (11 %). Отметим, что в силу особенностей организации массмедиа и гипермедиа их роль в формировании молодежи как социальной группы различна. Рассмотрим их более подробно. При выявлении, в каком из видов деятельности респонденты чаще используют информацию, доступную в Интернете и других средствах мультимедиа, нами были получены следующие результаты. Молодежь в основном использует информацию, размещенную в сети Интернет и/или в других средствах мультимедиа, в учебном процессе – 74,4 %. Также достаточно высокий процент использующих Интернет и другие средства мультимедиа для развлечения – 34,1 %. Особую роль в современном коммуникационном пространстве занимает Интернет, так как это наиболее распространенный и популярный в молодежной среде источник информации. Как видно из результатов проведенного нами исследования, Интернет также занимает важное место в процессе приобщения молодого человека к культурным ценностям его поколения. При выявлении того, что же движет, в первую очередь, молодыми людьми, когда они обращаются к Интернету, были получены следующие ответы. На первое место среди потребностей обращения к Интернету выходит обогащение профессиональной информацией (32,2 %), далее следует интерес, любопытство (24,1 %) и, наконец, потребность в общении (22,8 %). Как показывают результаты нашего социологического опроса, молодежь, регулярно посещающая глобальную компьютерную сеть, более высоко ценит дружбу и общение. Они используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); возможности творить, вызывая