Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивость положения фирмы на рынке в условиях современной экономики во-многом определяется стабильностью показателя высокого качества выпускаемой продукции. Этим и определяется актуальность выбранной темы курсовой работы.
Именно способность выдерживать конкуренцию с другими компаниями, действующими на рынке и производящими аналогичную продукцию, получая при этом по сравнению с ними больший размер прибыли, и определяет успешность компаний.
Важным фактором, который влияет на конкурентоспособность продукции является ее качество. В результате этого, практика управления современным предприятием основывается на принятии и исполнении тех управленческих решений, которые направлены на улучшение качества выпускаемой продукции.
Цель достижения высокого качества выпускаемой продукции, которое отвечает требованиям потребителей - основной элемент экономической стратегии и важный фактор повышения уровня экономической эффективности любого предприятия.
Вышеизложенным обосновывается актуальность данного исследования, проблемы необходимости осуществления управления качеством и конкурентоспособностью продукции на предприятии, что позволило сформулировать цель, задачи, объект и предмет исследования.
Объект исследования: ПАО «АВТОВАЗ».
Предмет исследования: качество и конкурентоспособность продукции ПАО «АВТОВАЗ».
Цель исследования: разработка путей повышения качества и конкурентоспособности продукции, на примере ПАО «АВТОВАЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить особенности взаимосвязи качества и конкурентоспособности продукции.
2. Изучить влияние факторов, влияющих на качество продукции.
3. Сформулировать возможные пути роста конкурентоспособности товара.
4. Изучить влияние факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции.
5. Попытаться определить факторы, оказывающих негативное воздействие на проблему улучшения качества продукции.
6. Применить полученные знания на практике (глава 2).
Теоретическая основа исследования возможностей повышения качества и конкурентоспособности продукции - труды ведущих зарубежных и отечественных специалистов в данной области. Например, изучение связи организации производства и деятельности по обеспечению качества продукции занимались рассматривалось в трудах Б.Ю. Сербиновского, В.Б. Родинова, О.Г. Туровец, В.Н. Васильева, И.В. Каблашова и др.
Вопросы научного исследования и практических разработок в области затрат в целях обеспечения качества и управления ими, отражены в трудах: И.Г. Леонова, Дж.Ч. Шоттмилер, Дж.Х. Харингтон, Л. Скрипко и К.М. Рахлина, Ю.П. Адлера и С.Е. Щепетовой, И.М. Ченуха и Г.Ю. Макаренковой, и др.
Среди российских ученых, которые внесли огромный вклад в развитие современной теории конкуренции и конкурентоспособности, прежде всего необходимо отметить работы В. Леонтьева, Г.Л. Азоева, А.А. Дынкина, Л.Г. и др. Так же анализ концепций конкурентного преимущества был дан в работах И. Ансоффа, Е.П. Голубкова, Р.А. Фатхутдинова и др.
Изучение поставленной проблемы в современных экономических реалиях требует дальнейшей ее разработки. Прежде всего это связано с современным мировым политическим и финансовым кризисом, который негативно сказывается на конкурентоспособности отечественных предприятий и качестве производимой ими продукции.
Для решения поставленных задач в курсовой работе используем методы анализа, синтеза и сравнения, приемы экономического и статистического анализа, конкурентного анализа, финансового анализа, методы графической и табличной интерпретации и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников литературы.
1 ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ ОЦЕНКЕ
1.1 Понятие качества и конкурентоспособности продукции
Качество является показателем, который отражает совокупную сумму факторов динамики и уровня развития национальной экономики, организации и управления формирования качества на уровне хозяйственного субъекта.
Показателем качества продукции является количественная характеристика свойств продукции, которые рассматриваются в определенных условиях её эксплуатации или потребления. [7]
К показателям качества продукции относят:
1. Показатели качества товара – это свойство, которые характеризуют его использование и отдачу.
2. Надежность товара – это свойство его качества, которое прежде всего характеризуется его безотказностью, ремонтопригодностью и долговечностью.
Под безотказностью понимают свойство товара сохранять свою работоспособность в течении определённой наработки (обычно выражается в часах) без вынужденных отказах. К показателям безотказности относят: средняя наработка до первого отказа, гарантийная наработка, параметры отказов, наработка на отказ, интенсивность отказов.
Под ремонтопригодностью понимается свойство товара, которое заключается в его приспособленности к проведению профилактических регламентных работ для предупреждения причин отказа и поддержания и восстановления его работоспособности.
Сохраняемость свойств качества товара характеризуется долей снижения показателей его качества: надежности, эстетичности, эргономичности, экологичности по мере его использования по прямому назначению. Эти показатели имеет свою зависимость снижения первоначальных свойств по мере использования объекта.
Долговечность товара характеризует его свойство сохранять работоспособность до наступления его предельного износа, который устанавливается системой планово-предупредительных работ. К показателям долговечности относятся нормативный срок службы, наработка до проведения первого капитального ремонта и т.д.
3. Экологичность и безопасность применения товара. Экологичность товара является одним из важнейших показателей его качества. К показателям экологичности относят такие показатели, которые оказывают вредное воздействие на окружающею среду, биосферу:
выброс вредных примесей в окружающею среду от использования агрегатов, машин, оборудования;
выброс вредных веществ в окружающею среду от различных производств (нефтехимических, металлургических и т.д.);
выбросы радиоактивности от использования атомной энергетики.
Все перечисленные показатели регламентируются в нормативных документах и актах.
4. Показатели эргономичности товара – используют для определения эргономических его свойств: размер, форма, цвет и элементы конкурентоспособности. Эти показатели охватывают всю область товаров, которые влияют на рабочего и само изделие. Они классифицируются:
гигиенические – используют для определения соответствия изделия условиям гигиены при их взаимодействии с человеком и характеризуют соответствие изделия санитарно-гигиеническим нормам и рекомендациям;
антропометрические – определяют соответствие изделия размерам и форме человеческого тела;
физиологические и психофизиологические - определяют соответствие изделия физиологическим свойствам и особенностям функционирования органов чувств человеческого организма;
психологические – определяют соответствие изделия психологическим особенностям человека, которые предъявляют к промышленным изделиям.
5. Показатели технологичности товара показывают соответствие конструкции товара особенностям технологии производства, транспортировки, технологичности его обслуживания. Технологичность конструкции должна обеспечивать минимальные затраты на обслуживание, ремонт и его эксплуатацию на всех стадиях технологического процесса. К основным показателям относят: коэффициент межпроектной унификации компонентов конструкции и технологических процессов, коэффициент прогрессивности технологических процессов, удельный вес деталей с механической обработкой. Эти показатели зависят от массы изделий, трудоемкости их производства, технологического обслуживания и восстановления объектов в процессе их жизненного цикла.
6. Эстетичность товара – это свойство характеризующее комплексное восприятия человеком изделия с точки зрения внешнего вида: форма, композиция, стиль и т.д. Основой соблюдений эстетических требования является соответствие форм, размеров проектной документации и условиям его будущей эксплуатации, сочетание форм изделия технологии выполняемых работ, соблюдение гармоничности геометрических размеров изделия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья, четвертая в 3 т. – М.: Юристъ, 2014. – 1056 с.
2. Агеева Н.А., Лопаткина Н.Ю. Экономический анализ маркетинговой деятельности предприятия. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. — 63 с.
3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. – 415 с.
4. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 216 с.
5. Алтунина Л.Н. Управление качеством продукции промышленного предприятия в целях повышения его конкурентоспособности: монография. — Курск: РОСИ, 2013. — 151 с.
6. Акмаева Р.И. Стратегический менеджмент. М.: Изд-во «Wolters Kluwer», 2010.
7. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2005.
8. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. – М.: Вершина, 2012. – 480 с.
9. Бобков А.Л., Бобков Л.В. Экономия ресурсов как фактор повышения конкурентоспособности промышленности России. — М.: Дашков и К, 2013. — 147 с.
10. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Издательство "Фирма Гардарика", 2005
11. Герасимов Б.И. Управление качеством. — М.: Кнорус, 2013. — 272 с.
12. Герасимов Г.Е. Все о качестве. Зарубежный опыт. Планирование качества. Выпуск 5. — М.: НТК Трек, 2012. — 96 с.
13. Герасимов Г.Е. Философия качества по Тагути. — М.: НТК «Трек», 2011. — 152 с.
14. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. - М.: Издательство «Дело», 2006.
15. Грани конкурентоспособности: государство, регион, предприятие, товар / Под ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. — 186 с.
16. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности. — М.: Изд-во МГОУ, 2013. — 441 с.
17. Иванов С.В. Оценка и формирование конкурентоспособности системы управления компанией: монография. — Калининград: Аксиос, 2012. — 127 с.
18. Инновация и конкурентоспособность предприятий / Под ред. Н.А. Кравченко. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. — 322 с.
19. Исикава К. Японские методы управления качеством. — М.: Экономика, 2013. — 115 с.
20. Керимов В.Э. Методы управления затратами и качеством продукции. — М.: Маркетинг, 2012. — 247 с.
21. Керимов В.Э. Методы управления затратами и качеством продукции: учебное пособие. — М.: Изд.-торг. центр «Маркетинг», 2011. 402 с.
22. Клименко Т.В. Качество и конкурентоспособность в системе управления предприятием. — М.: Изд-во РЗИТЛП, 2013. — 149 с.
23. Кожевников А.Н. Формирование и мониторинг системы управления качеством продукции промышленного предприятия: монография. Тамбов: Изд-во Тамбовполиграфиздат, 2012. 96 с.
24. Круглова Н. Ю.: Стратегический менеджмент//Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов-М.: «РДЛ»,2003-464с.
25. Крюков А.Ф. Управление маркетингом. – М.: Кнорус, 2012. – 422 с.
26. Мазур И.И. Управление качеством. — М.: Высшая школа, 2014. — 324 с.
27. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. — СПб.: Питер, 2012. – 258 с.
28. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки // Проблемы современной экономики — № 1 (37) — 2011 — С. 32-35.
29. Методические основы оценки конкурентоспособности в малом бизнесе с целью ее повышения / Под ред. В.А. Романова. — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2013. — 158 с.
30. Минченкова О.Ю. Повышение конкурентоспособности организации на основе управления знаниями. — М.: Изд-во ГУУ, 2012. — 222 с.
31. Молочников Н.Р., Пономарева Т.Г. Развитие многоуровневой конкурентоспособности. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2014. — 97 с.
32. Окрепилов В.В. Управление качеством. — М.: Экономика, 2013. — 567 с.
33. Попадюк Т.Г. Конкурентоспособность в новой экономике: вопросы управления. — М.: МГСУ, 2013. — 200 с.
34. Ракшня А.Ю. Формирование и развитие системы менеджмента качества коммерческой организации. Монография. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2013. — 111 с.
35. Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. 131 с.
36. Роман М.И. Научные основы управления конкурентоспособностью. Учеб.-метод. пособие. — Владимир: Изд-во ВГУ, 2012. – 156 с.
37. Рыбаков И. Перспективное планирование качества продукции и план управления (APQP). — Н. Новгород: Приоритет, 2012. — 95 с.
38. Салимова Т.А. Управление качеством: учебное пособие. — Саранск: Красный Октябрь, 2011. — 118 с.
39. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентоспособность: теория и методология. — Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 162 с.
40. Степанов Л.В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. — Воронеж: Научная книга, 2013. — 203 с.
41. Степусь А.Ф. Система обеспечения ценностной конкурентоспособности предприятия. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 2013. — 227 с.
42. Сурнина Е.А., Иванова В.А. Исследование методов оценки конкурентоспособности товара и разработка модели для управления конкурентоспособностью. — Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2012. — 88 с.
43. Ултургашева О.Г. Приоритетные стратегии конкурентоспособности предприятий. — Красноярск: Изд-во Красноярского гос. аграрного ун-та, 2013. — 199 с.
44. www.lada-auto.ru – Официальный сайт «АвтоВАЗ»