Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Акционерное общество – это одна из организационно-правовых форм предприятий. Оно создается путем централизации денежных средств (объединения капитала) различных лиц, проводимой посредством продажи акций с целью осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли.
Акционерные общества обладают рядом преимуществ по сравнению с другими видами деловых организаций, делающими их наиболее подходящей формой для крупного бизнеса в силу целого ряда причин. Прежде всего, акционерные общества могут иметь неограниченный срок существования, в то время как период действия предприятий, основанных на индивидуальной собственности или товариществ с участием физических лиц, как правило, ограничен рамками жизни их учредителей. Акционерные общества, благодаря выпуску акций, получают более широкие возможности в привлечении дополнительных средств по сравнению с не корпоративным бизнесом. Поскольку акции обладают достаточно высокой ликвидностью, их гораздо проще обратить в деньги при выходе из акционерного общества, чем получить назад долю в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью.
Актуальность выбранной темы для исследования вытекает из вышесказанного.
Цель работы – охарактеризовать особенности организации финансов акционерных обществ.
Для достижения указанной цели перед автором были поставлены следующие задачи:
выявить правовые основы деятельности акционерных обществ;
рассмотреть формирование дивидендной политики акционерного общества;
выявить показатели, отражающие деятельность акционерных обществ;
дать характеристику финансовым отношениям акционерных обществ.
Объектом исследования послужили финансы акционерных обществ.
Предметом исследования стали особенности их формирования.
Проблемам финансов акционерных обществ уделяется внимание как в зарубежной, так и в отечественной литературе, в работах таких авторов, как Ю. Бригхэм, М. Эрхардт, Б. Нил, Л. Пайк, И.Я. Лукасевич, Ю.И. Юшко. Тематика структуры капитала освещена в аналитических статьях, авторами которых являются И. Ивашковская, А. Куприянов, Д. Ушаков.
Теоретико-методологической базой исследования послужила отечественная научная монографическая и учебная литература по тематике работы, публикации в специализированной периодической печати, материалы официальных сайтов Internet. Проблемы оптимизации финансовой политики АО рассматриваются в публикациях журналов «Эксперт», «Управление корпоративными финансами». В то же время, недостаточно внимания в литературе уделено проблемам разработки, например, дивидендной политики в отечественных условиях, перспективным направлениям развития, анализу влияния дивидендной политики на стоимость фирмы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
1.1. Понятие и методы управления компанией
Система управления предприятием в условиях кризисной экономики принимает нормативный, функциональный вид реализации технологий, позволяющий решать конкретную проблему в системе управления предприятием, а разносторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования.
Во многих ведущих странах механизмы управления предприятием с каждым годом совершенствуются, и с переходом отечественной экономики к рынку, для лучшей работы российским предприятиям приходится адаптироваться к новым условиям.
Механизмы управления предприятием – это совокупность методов и инструментов воздействия на управляемый объект, для улучшения эффективности деятельности предприятия с меньшими затратами.
То есть это сложный механизм, который включает в себя:
• материальное стимулирование, выраженное не только в форме выплаты премий, отпускных и тому подобное, но и санкциями за некачественное выполнение трудовой деятельности;
• экономическое планирование результатов деятельности, которое устанавливает цели, задачи и сроки их реализации;
• нормирование экономических показателей деятельности предприятия как база для контроля, стимулирования и планирования на предприятии;
• осуществляет контроль над экономическими показателями деятельности предприятия.
Воздействие на экономический механизм управления предприятием осуществляется с помощью различных методов. Они позволяют обеспечить эффективное развитие и функционирование организации в системе рыночной экономики.
Методы эффективного механизма управления на предприятии можно разделить нам две большие группы [15, c. 84]:
• метод прямых центральных расчетов;
• метод хозяйственных расчетов.
В состав экономических методов входят:
• метод коммерческих расчетов;
• экономические регуляторы деятельности предприятия;
• метод планирования на предприятии;
• метод комплексных целевых программ.
К основному экономическому методу управления предприятием можно отнести планирование, это разумная, систематическая подготовка будущих проектов. Оно основывается на разработке важных показателей, определяющих деятельность предприятия и охватывающие все сферы. Такие как: закупку сырья, производство и реализацию продукции, финансовую сферу и тому подобное.
Следует различать планирование, в зависимости от срока его составление, и степени детализации его расчетов:
• Долгосрочное или перспективное, охватывающее период более 5 лет;
• Среднесрочное, от 1 года до 5 лет;
• Краткосрочное или текущее планирование, менее 1 года.
Метод комплексных целевых программ создается в результате планирования. Они позволяют обеспечить эффективность хозяйственной деятельности предприятия. В комплексной программе отражается:
• основная цель программы и ее место в организации;
• задачи данной программы;
• проблемы и пути их решения;
• способы достижения целей и задач;
• данные о ресурсах (благодаря которым происходит реализация программы) и о сроках ее осуществления;
• оценка результатов выполненной программы.
Но эффективное использование планирования, а значит и метода комплексных целевых программ, зависит от метода коммерческих расчетов, который позволяет регулировать систему экономических взаимоотношений в организации. В свою очередь метод коммерческих расчетов реализуется с помощью системы регуляторов. Из чего можно утверждать, что все методы экономического механизма управления предприятием взаимосвязаны и взаимозависят друг от друга. Не стоит так же забывать и о роли государства, оно должно осуществлять контроль над деятельностью экономического механизма. Регулировать цены, тарифы и пошлины. Рационализировать структуру спроса и размещать государственные заказы в целях достижения рентабельности предприятия.
Экономический механизм управления предприятием включает в себя основные методы управления хозяйственной деятельности предприятия или организации, которые позволяет повысить производительность и эффективность производства при современных рыночных условиях. Не стоит забывать и о конкурентоспособности хозяйственных субъектов, она так же повышается при качественном выполнении всех методов экономического механизма управления, что благоприятно сказывается и на прибыли компании.
Таким образом, механизм управления предприятием представляет собой ряд взаимосвязанных инструментов, при помощи которых достигаются цели деятельности предприятия. При этом, используется материальное стимулирование, экономическое планирование результатов деятельности, нормирование экономических показателей деятельности, контроль над экономическими показателями деятельности предприятия.
1.2. Особенности регулирования деятельности акционерных обществ и роль информационных систем в управлении ими
Правовая конструкция акционерного общества как организационно-правовой формы коммерческой корпоративной организации привлекает внимание представителей юридического сообщества интересы которых лежат в плоскости различных отраслей права.
Акционерное общество – корпоративное юридическое лицо. Общие положения об управлении в корпорации указаны в ст. 65.3 ГК РФ. Правила ст. 65.3 ГК РФ распространяются на все корпоративные организации. Кроме того, применяются общие положения об органах юридического лица (ст. 53 ГК РФ). Эти общие положения действуют в новой редакции, а именно в редакции федерального закона от 05.05.2014 г. № 210-ФЗ.
Существенные изменения внесены в ст. 53 ГК РФ федеральным законом от 22.06.2015 г. № 210-ФЗ. Анализируя новые положения следует сделать вывод о расширении круга лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица. Кроме того, новеллой являются правила об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллективных органов и лиц, определяющих действия юридического лица (ст. 53.1 ГК РФ).
В соответствии со ст. 65.2 ГК РФ и федеральным законом «Об акционерных обществах» управление в акционерном обществе осуществляется следующим образом.
Высший орган акционерного общества – общее собрание его участников. Образуется и коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный совет), а также единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель), или же коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). Общее руководство деятельностью акционерного общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
5. Абалакин А.А. Финансовый контроль и его развитие в рыночных условиях. Межвузовский научно-практический сборник: «Экономика. Право. Лингвистика.», 2014.
6. Абалакина Т.В. Стоимость компании как основной критерий эффективности бизнеса. Материалы международной (заочной) научно-практической конференции - Ярославль- Москва: Издательство «Канцлер», 2017.
7. Бланк, И.А. Управление формированием капитала / И.А. Бланк. - К.: «Ника-центр», 2018. - 512 с.
8. Бочаров, В.В. Корпоративные финансы / Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. - СПб.: Питер, 2018. - 592 с.
9. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов.- М.: Олимп- Бизнес, 2016.
10. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов / Ричард Брейли, Стюарт Майерс; пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2011. - 1120 с.
11. Бригхэм, Ю. Финансовый менеджмент / Ю. Бригхэм, М. Эрхардт. - СПб.: Питер, 2018. - 960 с.
12. Ван Хорн, Дж. Основы финансового менеджмента / Дж. Ван Хорн, Дж. Вахович. - 11-е изд. - М.: Вильямс, 2018. - 992 с.
13. Ковалев В.В.Финансовый менеджмент: теория и практика.- М.: ООО «ТК Велби», Проспект, 2011.
14. Корпоративные финансы: Учебник для вузов // Под ред. М.В. Романовского, А.И.Вострокнутовой.- СПб.: Питер, 2015.
15. Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Мурин. - М.: Олимп-Бизнес, 2018. - 576 с.
16. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент,- М.: Эксмо, 2013.
17. Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. - М.: Эксмо, 2017. - 768 с.
18. Нил, Б., Пайк, Л. Корпоративные финансы и инвестирование / Б. Нил, Л. Пайк . - СПб.: Питер, 2017. - 784 с.
19. Теплова Т.В. Влияние дивидендных выплат на рыночную оценку российских компаний: эмпирическое исследование методом событийного анализа на российских и зарубежных торговых площадках// Аудит и финансовый анализ, 2012 №2.
20. Хитчнер, Дж.Р. Три подхода к оценке стоимости бизнеса / Дж.Р. Хитчнер. - М.: Маросейка, 2016. - 306 с.
21. Юшко, Ю.И. Корпоративные финансы: теория, методы и модели управления: учеб.- метод. по собие / Ю.И. Юшко. - Минск: ФУ Аинформ, 2015. - 576 с.
22. Авакян А. Р. Регулирование и контроль рынка ценных бумаг как средства ограничения свободы // Государство и право. - 2016. - № 4. - С. 111-114.
23. ЦБ РФ // www.cbr.ru
24. Ивашковская, И. Структура капитала: резервы создания стоимости для собственников компании // Управление компанией [Электронный ресурс]. - 2008. - № 2. - Режим доступа: http://www.cfin. ru/press/zhuk/ 2008-2/16.shtml - Дата доступа: 15.04.2019.
25. Фридкин, Л. Дивиденды: кому, зачем и сколько // Экономическая газета [Электронный ресурс]. - 2017. - № 49(666). - Режим доступа: http://neg.by/publication/ 2006_07_01_2561.html - Дата доступа: 15.04.2019.
26. Официальный сайт нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» // www.lukoil.ru