Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Научное исследование различных аспектов, связанных с дея¬тельностью политических партий, приобретает в современных условиях особое значение в силу целого ряда обстоятельств.
Во-первых, политические партии выступают важным элементом совре-менной демократической системы, занимают одно из централь¬ных мест в ме-ханизме народовластия.
Во-вторых, политические партии справедливо рассматриваются как важный элемент гражданского общества, которое в современной России находится в стадии формирования.
В-третьих, исторические исследования показывают, что на разных эта-пах от деятельности политических партий и их програм¬мных установок за-висела реализации основных прав человека и гражданина, например, такого важного права, как право на образование.
В-четвертых, сегодня деятельность политических партий приобретает новые содержательные и организационно-формальные аспекты в связи с процессами глобализации и информатизации. Информационное общество существенно меняет структуру государ¬ственно-властного механизма, что неминуемо сказывается и на деятельности политических партий.
В-пятых, политические партии оказывают влияние на форми¬рование правовой политики современного государства, что, в свою очередь, получа-ет отражение в принимаемом законодательстве и практике его реализации.
Сотрудничество между государством и партией в современной России развивается. Вместе с процессом становления законодательства о политиче-ских партиях, возникают проблемы и противоречия в соотношении с такими институтами как гражданское общество и государство. Поэтому проблемы взаимодействия политических партий и государства становится одними из центральных для права.
Все это обусловливает актуальность исследования феномена политиче-ских партий современной России. Но оно еще более значимо, если рассмат-ривать политические партии, как важный инструмент демократизации обще-ства, его политической, социально-экономической стабильности, укрепления государственности, формирования правового государства и гражданского общества, защиты прав и свобод граждан.
Научные исследования таких авторов, как С. А. Голубок, В. А. Томси-нов, Е.А. Лашманкин, М.В. Варлен, А.И. Соловьев, П. П. Глущенко, В. Ю. Войтович и других, посвящены определениям, выявлениям и обоснованиям роли политических партий фракций в системе государственной власти и в за-конотворческой деятельности.
На основании анализа трудов, связанных с данным видом деятельно-сти, возникла методологическая и теоретическая основа для проведения ис-следований.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связан-ные с участием партий в осуществлении государственной власти, а предме-том - формы взаимодействия органов власти и политических партий.
Цель работы заключается в исследовании аспектов взаимодействия государства и политических партий.
В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть взаимодействие политических партий и государства как конституционно-правовая категория.
2. Выявить особенности взаимодействия государства и политиче-ских партий в Российской Федерации.
3. Раскрыть цели и задачи политических партий.
4. Проанализировать современные проблемы участия политических партий в осуществлении государственной власти.
Теоретическую основу настоящей курсовой работы составили научные труды таких авторов, как Авакьян С.А, Баглай М. В, Бацев Ю.Н, Волкова Е.А., Голик Ю.В., Кабышев С.В. и другие.
Значительный вклад в исследование вопросов, посвященных взаимо-действию политических партий, государства и права внесли виднейшие за-падные исследователи: Р. Арон, М. Вебер, Г.Ф.В. Гегель, Э. Дюркгейм, И. Кант, П. Козловски, О. Конт, К. Маркс и многие другие.
Исследованию места и роли политических партий и объединений в жизнедеятельности государственности, как в целом в мировой истории, так и применительно к функционированию Российского государства, посвятили свои работы виднейшие российские ученые XIX и XX столетий: Н.Н. Алексе-ев, М.А. Бакунин, Н.А. Бердяев, А.В. Васильев, Г.Д. Гурвич, Н.Я. Данилев-ский, Н.А. Зверев, В.В. Ивановский, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, П.А. Кропоткин, С.А. Котляровский, С.А. Муромцев, Г.В. Пле-ханов, К.П. Победоносцев, Г. Сафаров, В.В. Соловьев и др.
В работе был использован ряд специальных методик, позволяющих исследовать поставленный в работе вопрос: горизонтальный анализ деятель-ности объединений; вертикальный анализ, позволяющий исследовать влия-ние каждой из рассматриваемых структур друг на друга и на законодатель-ство в целом; сравнительный анализ - при анализе современного положения с предыдущими периодами и с зарубежной практикой; факторный анализ для изучения влияния отдельных факторов на деятельность указанных структур; абстрактно-логический - для теоретических обобщений и форми-рования выводов; табличный метод - для наглядного представления матери-ала.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Политические партии как элемент политической системы общества
1.1 Взаимодействие политических партий и государства как кон-ституционно-правовая категория
Политические партии — это общественные объединения, участвующие в формировании и функционировании государственного меха¬низма. Они явля-ются особым субъектом госу¬дарственно-правовых отношений, поскольку имеют сложную правовую природу. О двой¬ственной природе политических партий пишет В. Д. Зорькин: «Партия зарождается в недрах гражданского общества и в этом смысле яв¬ляется институтом гражданского общества, то есть структурным элементом сферы частных отношений, не зависящих от государственной власти. Но та же партия, проходя через проце¬дуры выборов государственной власти разных уровней — федеральных, региональных, му-ни¬ципальных, становится частью государственной властно-политической си-стемы» . А. С. Никола¬ев отмечает, что политические партии, в отличие от других субъектов гражданского общества, имеют реальные возможности участвовать в формировании органов государственной вла¬сти, воздейство-вать на внутреннюю и внешнюю политику страны, поэтому их роль во взаи-моот¬ношениях государства и гражданского общества особенно велика . Такая особенность полити¬ческих партий, в свою очередь, обуславливает особенно-сти формального основания взаимо¬действия с государством. Следует отме-тить, что, несмотря на отсутствие конституционной нормы о политических партиях, место указанного пра¬вового института достаточно четко определено в механизме государства. Политические партии являются элементом консти-туционного строя Российской Федерации. Основы конституцион¬ного строя устанавливают принципы экономи¬ческой, политической и социальной орга-низа¬ции общества и государства, и политическим партиям в этом отводится существенная роль. Российская Федерация является демократиче¬ским федера-тивным правовым государством, в котором единственным источником власти является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Полити¬ческие партии являются тем правовым ин-сти¬тутом, который обеспечивает указанные кон¬ституционные правоотноше-ния. Политические партии обладают правом выдвижения канди¬датов (списков кандидатов) на выборах Пре¬зидента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, высших должност¬ных лиц субъектов Российской Федерации (ру¬ководителей высших исполнительных органов государствен-ной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представи-тель¬ные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представи¬тельные органы муниципальных образований; участия в указанных выборах; участия в работе избранных органов. В Российской Федерации признаются политиче-ское многообразие и мно¬гопартийность. Как отмечает Н. С. Бондарь, речь идет не просто о неких количественных показа¬телях, характеризующих мно-жественность пар¬тий, а прежде всего о формировании демокра¬тического ка-чества политической системы, при котором партии в состоянии выполнять функции проводников действительной воли народа и в их деятельности могут получить реальное выра¬жение политически значимые интересы . При этом политические партии должны соответство¬вать конституционной модели об-щественных объединений, которая предполагает их равен¬ство перед законом, а также запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на на¬сильственное изменение основ конститу-цион¬ного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, раз-жигание социальной,расовой, национальной и религиозной розни. Соответ-ственно, консти¬туционная модель политической партии зиж¬дется не на объ-единении вокруг какой-либо идеи или идеологии, а на соответствии цели их деятельности основам конституционного строя Российской Федерации. Поли-тические партии обеспечивают реализацию конституционных прав граждан — права на участие в управлении делами государства и права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправле-ния. Указанные права относятся к числу основных политических прав, во-площающих сущность демократической идеи народовластия. При этом дея-тельность полити¬ческих партий в механизме реализации указан¬ных конститу-ционных прав граждан относится к средствам реализации этих прав, по-скольку они представляют собой коллективное выра¬жение мнений входящих в партию граждан . Таким образом, конституционно-правовым фундаментом взаимодействия политических партий и государства являются нормы ст. 13 и 32 Конституции РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. – 25.12.1993. – № 237.
2. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.
3. Постановление ЦИК России от 23.08.2011 N 27/258–6 «О По-рядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Гос-ударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ше-стого созыва и иных связанных с ними документов, о Рекомендациях по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об ито-гах сбора подписей избирателей...» // СПС Консультант Плюс.
4. Постановление ЦИК России от 07.09.2011 N 31/276–6 (ред. от 12.08.2015) «О Порядке электронного голосования с использованием ком-плексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Россий-ской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
5. Постановление ЦИК России от 11.11.2011 N 56/490–6 «О Пе-речне и формах документов, представляемых кандидатами, уполномочен-ными представителями политических партий в Центральную избиратель-ную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президен-та Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
6. Постановление ЦИК России от 13.04.2016 N 3/23–7 «О Поло-жении о Контрольно–ревизионной службе при Центральной избиратель-ной комиссии Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
Научная литература
7. Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: учеб. пособие. – М., 2011.
8. Аристов Е. В. Политические партии и социальное государство: подходы и влияние // Современная научная мысль. – 2016. – № 6. – С. 254–259.
9. Васильев С. А. Взаимодействие субъектов конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 1. – С. 20–23.
10. Васильева С. В. Злоупотребление политической партией своим доминирующим положением // Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6. – М., 2011. – С. 43–63.
11. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юри-дических вузов. – М.: Омега-Л, 2014. – 607 с.
12. Войтович В.Ю. Теория права и государства. Учебное пособие. – Ижевск: ФГБОУ ВПО УдГУ, 2014. – 248 с.
13. Волкова М. А. Политические партии как конституционно–правовой институт реализации права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 2016. – 26 с.
14. Григорьев В.В. «Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95–ФЗ «О политических партиях» // СПС Консультант Плюс
15. Добрынин Н. М. О категории целеполагания в контексте кон-ституционализма // Государство и пра¬во. – 2017. – № 11. – С. 5–14.
16. Заславский С.Е., Зотова З.М. Организационно-правовые осно-вы участия политических партий в выборах. – М.: РЦОИТ, 2017. – С. 35.
17. Зорькин В. Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда // Журнал конституционного правосу-дия. – 2012. – № 6. – С. 37–45.
18. Книгин А. Н. Учение о категориях : учеб. пособие. – Томск : Изд-во Томского ун–та, 2012.
19. Макарцев А. А. Эффективность норм избирательного права: проблемы целеполагания и «конфликт целей» // Конституционное и муни-ципальное право. – 2014. – № 1. – С. 38–41.
20. Николаев А. С. Конституционно–правовые основы участия по-литических партий в формировании ор¬ганов государственной власти в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Тюмень, 2007. – 29 с.
21. Основы теории политических партий : учебное пособие / под ред. С. Е. Заславского. – М. : Европа, 2017. – 264 с.
22. Панченко В. Ю. Правоотношение и правовое взаимодействие: аспекты соотношения // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 4. – С. 85–92.
23. Подоляк А. А. Проблемы взаимодействия политических партий и государства в России на современном этапе / А. А. Подоляк, В. В. Яцен-ко // Актуальные проблемы правового регулирования деятельности обще-ственных объединений: российский и зарубежный опыт. Региональный научный круглый стол. Сборник научных статей. Ответственный редактор В. В. Коровин. – Курс, 2016. – С. 175–178.
24. Правовые позиции избирательных комиссий России / Под ред. С.В. Кабышева. – М.: Формула права. 2016. – 376 с.
25. Ромашов Р. А. Теория конституционно–правового отношения // Юридическая наука: история и совре¬менность. – 2016. – № 9. – С. 25–32.
26. Чуров В.Е., Эбзеев Б.С. Демократия и управление избиратель-ным процессом: отечественная модель// «Журнал российского права». 2011. N 11.
27. Шаклеин Н.И. Динамика и качество законотворческого процес-са в Российской Федерации //Журнал российского права. – 2008. – № 9. – С. 47 – 50.
28. Юсов С.В. Практика проведения выборов в России: реальные проблемы и перспективы (на примере Ростовской области) / С.В. Юсов // Избирательная кампания: взгляд изнутри. – Сборник статей. – М.: Инсти-тут развития избирательных систем (ИРИС), 2012. – С. 28–35.
29. Яценко В. В. Конституционно–правовая институализация пар-ламентского контроля в России как механизм повышения эффективности властной вертикали / В. В. Яценко, А. Н. Грохотов // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 166–170.