Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Рыночная экономика – сложная и динамичная система, с множеством связей между продавцами, покупателями и другими участниками деловых отношений. Поэтому рынки по определению не могут быть однородными. Они различаются по целому ряду параметров: количество и размер фирм, действующих на рынке, степень их влияния на цену, вид предлагаемых товаров и многое другое. Эти характеристики определяют типы рыночных структур или иначе рыночных моделей. Сегодня принято выделять четыре основных типа рыночных структур: чистая или совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая (абсолютная) монополия. Рассмотрим их более подробно.
Важнейшая характеристика типа рыночной структуры – уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама). Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции:
- совершенная (чистая) конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- чистая (абсолютная) монополия.
Структура рынка определяется количеством и размерами продавцов и покупателей, характером продукции, барьерами входа и выхода, доступностью информации, дифференциацией продукции.
Цель исследования – изучить и проанализировать теорию и практику типов рыночных структур.
Задачи исследования:
1) изучить теорию и практику типов рыночных структур.
2) проанализировать поведение фирм на разных типах рынков.
Объект исследования – теория и практика.
Предмет исследования – типы рыночных структур.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Рыночная структура: основные черты и сущность
1.1 Общая характеристика рыночных структур
Рынок – это важнейшее достижение человеческой цивилизации. Как социальноэкономическая категория рынок прошёл длительный путь развития от простейших форм к сложным. В процессе эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, используемых в личном и производственном потреблении, неоднократно менялось не только на бытовом уровне, но изменялось и научное представление о рынке и рыночных отношениях .
Некоторые учёные считают, что рынок – это особый способ организации экономических отношений, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена и на этом основании отождествляют понятия «рынок» и «рыночная экономика»; другие – предлагают рассматривать рынок как организационную структуру, которая обеспечивает взаимодействие производителей и потребителей, то есть как место купли-продажи товаров и услуг и заключения торговых сделок. Сегодня, с точки зрения практически всех учёных и специалистов в области рыночных отношений, рынок представляет собой не только как физическое либо виртуальное место торговли, на котором встречаются продавцы и покупатели, но и как экономическая система, основанная на обмене товарами между независимыми продавцами и покупателями.
Альфред Маршалл, цитируя классический труд Антуана Курно «Исследование математических принципов теории богатства» (Antoine Augustin Cournot. Recherches sur les Principes Mathematiqucs de la Theorie des Richesses, 1838), писал: «Экономисты подразумевают под термином «рынок» не какую-либо конкретную рыночную площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».
Именно эта точка зрения лежит в основе всех современных теорий развития рынка и рыночных отношений. В зависимости от объектов рыночных отношений рынки могут быть товарными либо финансовыми, рабочей силы или каких-либо конкретных услуг . Если рынки классифицировать по пространственному признаку, то можно выделить международный, национальный, региональный; если в соответствии с действующим в стране законодательством, то рынки могут быть легальными или нелегальными; если за основу принять активность субъектов рынка, то можно говорить о рынках продавцов и рынках покупателей; могут быть и другие разновидности рынков. Однако общим для всех видов рынков является факт возникновения и развития товарно-денежных отношений, в основе которых лежат процессы разделения труда и обособления производителей, регулярные обменные операции между субъектами рынка. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок хозяйствующих субъектов обмен происходит в условиях конкуренции.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают физические лица, домохозяйства, фирмы, государство. Часто субъекты рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Объекты рынка – это товары (услуги) и с некоторых пор деньги, которые при развитых рыночных отношениях становятся эквивалентом любых товаров (услуг). Товар (услуга), то есть продукт труда, который произведён не только для собственного потребления, но и для обмена на другие товары либо продажи, является основной категорией рыночного хозяйства. Со временем в качестве товаров стали выступать не только готовые к потреблению материальные и нематериальные, но также и важнейшие факторы производства (земля, труд, капитал).
Современная экономика не стоит на месте. Вместе с ней развивается и рынок, который включает в себя множество рыночных структур. Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. Определение рыночной структуры является весьма актуальным для многих субъектов рынка, так же, как и изучение факторов, определяющих структуру рынка. В наше время существует множество разновидностей структур рынка. Но, пожалуй, можно выделить одну классификацию, согласно которой выделяют совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию .
Теперь рассмотрим то, от чего зависит преобладание той или иной структуры на рынке. Определим, какое количество фирм допустимо для определенного вида рынка, какой продукцией характеризуется та или иная отрасль. Принято выделять несколько основных факторов, определяющих структуру рынка. Первый фактор – это число продавцов на рынке; второй – характеристика продукции; третий – наличие барьеров входа-выхода; и четвертый фактор – это доступность информации на рынке
Теперь с помощью основных факторов разберем каждый тип рыночной структуры по отдельности. Совершенная конкуренция характеризуется множеством мелких фирм на рынке, свободными условиями входа и выхода, однородной продукцией и равным доступом ко всем видам информации. Монополистическая конкуренция так же, как и совершенная, характеризуется множеством мелких фирм на рынке и свободными условиями входа-выхода, но продукция на рынке уже разнородная и доступ к информации с некоторыми затруднениями. Следующий тип рыночной структуры – олигополия. Она отличается от двух предыдущих небольшим количеством крупных фирм на рынке, а также однородной и разнородной продукцией, с некоторые ограничениями при доступе к информации и возможными отдельными препятствиями при входе на рынок или при выходе с него. Последний тип рыночной структуры в этой классификации – монополия. Она кардинально отличается от трех предыдущих типов и подразумевает под своим названием одну фирму с уникальной продукцией, с непреодолимыми барьерами входа-выхода и закрытой информацией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Айзенберг Н.И., Зоркальцев В.И., Мокрый И.В. Исследование нестационарных олигопольных рынков // Сибирский журнал индустриальной математики. — 2017. — Т. 20, № 1.
2. Алгазин Г.И., Алгазина Д.Г., Пятковский О.И. Неравновесие по Штакельбергу и динамика коллективного поведения // Изв. Алт. гос. ун-та. — 2017. — № 1 (93)
3. Алгазин Г.И., Алгазина Д.Г. Информационное равновесие в модели динамики коллективного поведения на конкурентном рынке // Управление большими системами. — 2016. — № 64.
4. Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Микроэкономика.– П.: 2012. – 464с
5. Денисова С.С. Экономика отраслевых рынков. - Тюмень: ТюмГУ, 2010. - 204 с.
6. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика.– М.: 2014. – 934 с.
7. Корепанов В.О., Новиков Д.А. Метод рефлексивных разбиений в моделях группового поведения и управления // Проблемы управления. — 2011. — № 1
8. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. - М.: Юрайт, 2011. - 906 с.
9. Рудалева И.А., Зульфакарова Л.Ф. Экономика отраслевых рынков. - Казань, 2013. - 133 с.
10. Общая характеристика рыночных структур. - https://life-prog.ru/2_75186_obshchaya-harakteristika-rinochnih-struktur.html
11. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.- http://www.bc.kiev.ua/british/library/enterprise/concurrent/perfect/
12. Современный рынок как сложная социально-экономическая категория. - https://elibrary.ru/item.asp?id=29462963
13. Филиппова И.А., Гараева С.Г. Экономика России в 2014 г. Юком. Ч. 7. С. 146-148. - http://elibrary.ru/item.asp?id=23041152
14. Экономическое поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции. - https://elibrary.ru/item.asp?id=21358914