Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Себестоимость – одно из основных понятий в множестве экономических дисциплин.
С одной стороны, себестоимость выражает лишь величину, которую предприятие должно возместить себе в денежном выражении с целью безубыточного производства. С другой стороны, себестоимость продукции неразрывно связана с таким понятием как цена.
Поэтому цена продукции – центральная распределительная категория экономики, изначально формируется на основе величины себестоимости. Себестоимость продукции, таким образом, служит основой экономических связей между экономическими агентами.
Цена и себестоимость продукции предприятия, это два фактора, которые безусловно являются основными в определении конкурентоспособности и востребованности продуктов, производимых на предприятии.
На современном этапе развития национальной экономики идет борьба за ниши рынка. Увеличение плотности конкурентной среды не позволяет предприятиям быть статичными в данном вопросе, что требует от производителей разработки и принятия совокупности мер по улучшению показателей динамики снижения себестоимости продукции.
Актуальность работы обусловлена текущими условиями деятельности производственных предприятий, в макросреде которых нарастает необходимость поиска новых путей и способов снижения себестоимости производства и реализации продукции.
Целями работы является обнаружение и разъяснение категории «себестоимость» в деятельности предприятий, анализ основных элементов и мер для снижения себестоимости, практическое использование методов определения себестоимости на предприятии с целью определения плановой прибыли.
Для достижения целей работы, автором были поставлены следующие задачи:
• описать экономическую сущность себестоимости;
• определить группы затрат, включаемые в себестоимость;
• выявить признаки, указывающие на взаимоучастие понятий себестоимости и цены;
• проанализировать структуру себестоимости продукции;
• определить основные пути снижения себестоимости продукции;
• найти связь между фактором снижения себестоимости и эффектом увеличения прибыли на предприятии;
• применить теоретические основы для расчетов себестоимости и прибыли на реальном примере;
• выявить основные слабые и сильные стороны методов определения себестоимости.
Объект исследования – экономика производственных предприятий, предметом исследования является – категория себестоимости в различных аспектах (технологическом, хозяйственном, финансовом).
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью предприятий проведения постоянного мониторинга ценовых решений с целью оптимизации подходов в рамках экономической деятельности предприятия.
Методология исследования основана на применении теоретических и эмпирических походов. Первая часть (1, 2 глава) работы выполнена с помощью анализа теоретической литературы по ценообразованию, вторая часть – практические подходы, основанные на эмпирических методах (расчеты).
Результаты данной работы могут быть использованы для дальнейших изысканий на предмет теоретического обоснования подходов к определению себестоимости, а также применения лучших практик снижения себестоимости на предприятии.
Глава I. СЕБЕСТОИМОСТЬ В АСПЕКТЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность себестоимости продукции, её виды
Себестоимость продукции на предприятии выражается в совокупности издержек, понесенных предприятием в части производства определенного объема товара и услуг. Себестоимость как правило выражается в денежном выражении, относительно различных статей затрат, задействованных в производстве для производства объема продукции либо единицы продукции.
Категория себестоимости имеет количественную и качественную определение. Количественная сводится к отражению в себестоимости величины текущих затрат, необходимых для обеспечения простого воспроизводства в форме определенной денежной суммы, размер которой обуславливает возможность простого воспроизводства.
Качественная обозначает себестоимость как отражение степени использования основного и оборотного капитала предприятия, иными словами, является косвенным показателем результатов экономической деятельности. Это свойство себестоимости позволяет его использовать в качестве критерия оценки качества и эффективности деятельности предприятий.
В связи с этим, себестоимость производства и реализации продукции (наряду с доходом и прибылью) считают конечным показателем работы предприятия. Себестоимость продукции не тождественна понятию стоимости продукции: последняя включает величину фонда накопления предприятия.
Себестоимости продукции присущ ряд функций, а именно:
1) Учетная – учет затрат на производство и реализацию продукции, что также выступает основой расчета оптовых цен, прибыли и рентабельности производства и продаж.
2) Контрольная – контроль за названными затратами.
3) Аналитическая – себестоимость служит важнейшим экономическим показателем, основываясь на котором (разумеется, не только на нем), определяется наиболее эффективный масштаб предприятия, разрабатываются оптимальные управленческие решения, решаются вопросы осуществления капитальных вложений в те или иные инвестиционные проекты.
Себестоимость, в зависимости от места возникновения затрат в хозяйственной деятельности предприятия, делится на следующие виды:
1. Цеховая отражает затраты цеха на производство продукции – отражает расходы, связанные непосредственно с производством. Как правило складывается из прямых затрат по цеху (сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, и пр.)
2. Производственная (фабрично-заводская) себестоимость – этот вид себестоимости как правило уже содержит в себе определенную часть цеховых расходов, однако дополнительно в таком виде себестоимости участвуют общепроизводственные расходы, выраженные в косвенных расходах, которые невозможно напрямую и в полном объеме отнести на отдельные виды деятельности предприятия. Этот вид себестоимости включает общезаводские расходы в процентном отношении от общезаводской себестоимости, что отражает следующая формула:
СФЗ = СЦ Ч (1 + бзр), (1.1.1)
где СФЗ – производственная себестоимость, СЦ – цеховая себестоимость, бзр – общезаводские расходы (в долях единицы).
3. Полная себестоимость – выражается в сумме всех затрат на производство (цеховых и производственных) а также затрат, участвующих в процессе сбыта продукции. Данный вид себестоимости является основным для прогнозирования и составления сводной информации по управленческому учету. Полная себестоимость связана с фабрично-заводской себестоимостью следующей формулой:
Спол = СФЗ Ч (1 + бнпр), (1.1.2)
где Спол – полная себестоимость, бнпр – непроизводственные расходы (также в долях единицы).
В соответствии с целями планирования, учета, анализа и т.п. величину себестоимости рассчитывают по валовой, товарной, реализованной продукции.
В зависимости от уровня расчета, выделяют индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость отражает стоимость производства всего объема продукции конкретного предприятия.
Среднеотраслевая себестоимость определяется в целях экономического анализа целых секторов экономики и отражает средневзвешенную величину производства единицы продукции по всем предприятиям отрасли.
С управленческой позиции можно также выделить в качестве самостоятельных видов:
- расчетная себестоимость
- плановую себестоимость
- отчетная себестоимость
Себестоимость продукции неразрывно связана с такими базовыми понятиями экономики предприятия как рентабельность, фондоотдача, цена реализации и пр.
Снижение себестоимости в аспекте основной цели предприятия (получение и максимизация прибыли) является одной из основных задач финансового менеджмента на предприятии.
Из этого следует что предприятия, которые могут обеспечить наиболее низкий уровень себестоимости своей продукции при неизменных характеристиках качества продукции являются более конкурентоспособными на рынке и могут обладать большим «запасом прочности» и устойчивости по отношению к своим конкурентам, что будет являться их большей привлекательностью в аспекте инвестиций и плановых показателей рентабельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / П. Н. Шуляк. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2014. — 193 c.
2. Агапова, А. В. Ценообразование во внешней торговле [Электронный ресурс] / А. В. Агапова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Интермедия, 2017. — 134 c.
3. Азракулиев З. М., Абдулкеримова М. М. Современные подходы к калькулированию себестоимости продукции // Вестник СПИ. 2011. №2 (3).
4. Андреева Татьяна Викторовна, Ермакова Жанна Анатольевна Добавленная стоимость в системе анализа цепочки производства продукции // Вестник ОГУ. 2011. №10 (129).
5. Артамонов Владимир Николаевич, Малев Владимир Александрович Факторный анализ себестоимости продукции предприятия // Вестник ЧелГУ. 2004. №1.
6. Афонин, П. Н. Ценообразование во внешней торговле [Электронный ресурс] : учебное пособие / П. Н. Афонин, Е. В. Дробот. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Троицкий мост, 2016. — 232 c.
7. Беристенов А. Т., Лысова Н. М., Москвин В. Н. Ценообразование на рынке новых товаров // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2006. №2-2.
8. Булычева Татьяна Валерьевна Развитие теории затрат и калькулирования себестоимости в современных условиях // Теория и практика общественного развития. 2014. №3.
9. Бутова В. Г., Бойков М. И. Методология ценообразования на медицинские услуги // Российский стоматологический журнал. 2014. №1.
10. Гарифуллин Казим Мугаллимович, Мусаллямова Миляуша Фаритовна Теоретические основы учета себестоимости продукции // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №1 (047).
11. Горина, Г. А. Ценообразование [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Г. А. Горина. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 127 c. — 978-5-238-01707-5.
12. Гринчак Александра Викторовна Особенности ценообразования в условиях кризиса // Economics. 2015. №3 (4).
13. Ермоленко Анна Игоревна Затратные методы ценообразования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zatratnye-metody-tsenoobrazovaniya (дата обращения: 16.04.2019).
14. Зенина Елена Вячеславовна Аналитические преимущества нетрадиционных методов ценообразования // Universum: экономика и юриспруденция. 2014. №6 (7).
15. Иванова Наталия Георгиевна, Петухова Римма Алексеевна Методология и практика налогового регулирования трансфертного ценообразования // Известия БГУ. 2015. №3.
16. Клейнер Георгий Борисович Государство — регион — отрасль — предприятие: каркас системной устойчивости экономики России Часть 2 // Экономика региона. 2015. №3.
17. Ковалев Анатолий Павлович, Подколзин И. А. Определение ликвидационной скидки с позиций теории ценообразования применительно к машинам и оборудованию // Имущественные отношения в РФ. 2014. №10 (157).
18. Крестьянинов, А. Н. Основы ценообразования [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Н. Крестьянинов, Ю. Н. Жулькова, А. А. Сазонов. — Электрон. текстовые данные. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 110 c.
19. Лев, М. Ю. Цены и ценообразование [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / М. Ю. Лев. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 382 c.
20. Логиновский Олег Витальевич, Баль Александр Вячеславович Математическая модель для расчета розничных цен с коррекцией прогноза спроса на товары // Вестник ЮУрГУ. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2015. №1.
21. Малимонова Альбина Васильевна Регулирование ценообразования на сельскохозяйственную продукцию // Известия ОГАУ. 2014. №3.
22. Модели и механизмы распределения затрат и доходов в рыночной экономике [Электронный ресурс] : монография / B. H. Бурков, И. И. Горгидзе, Д. А. Новиков, Б. С. Юсупов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Препринт, Институт проблем управления, 1996. — 61 c.
23. Мухин А. В. Способы сокращения издержек в производственном процессе // Бизнес в законе. 2009. №4.
24. Наумкин Роман Борисович Ценообразование на розничном рынке электроэнергии и мощности // Вестник КузГТУ. 2014. №6 (106).
25. Савенков Дмитрий Леонидович, Савенков Леонид Дмитриевич Контроль за формированием себестоимости // Вестник ВУиТ. 2011. №24.
26. Сланченко Людмила Ивановна, Сидорова Дарья Геннадьевна Влияние экономической ситуации на ценообразование на рынке труда // Общество: политика, экономика, право. 2014. №2.
27. Соколова, Н. Г. Механизмы ценообразования на рынке трубопроводного газа России [Электронный ресурс] : монография / Н. Г. Соколова, М. А. Рослов. — Электрон. текстовые данные. — Саарбрюккен : Palmarium Academic Publishing, 2019. — 80 c.
28. Супрунова Е. А. Учет затрат и его связь с калькулированием себестоимости // СТЭЖ. 2010. №10.
29. Ценообразование в строительстве [Электронный ресурс] : сборник нормативных актов и документов / сост. Ю. В. Хлистун. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 511 c.
30. Якубовская Д. Л. Ценообразование на банковские продукты в контексте Проблемы рентабельности кредитных организаций // ПСЭ. 2015. №1 (53).