Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творчество М. И. Цветаевой, признанное выдающимся явлением в истории литературы XX века, вызывает растущий интерес со стороны исследователей. В последнее время активно изучается такой феномен, как «проза поэта», уделяется внимание цветаевскому мифотворчеству. С. Ельницкая в статье «Цветаева и Чёрт» поставила ряд проблем, нуждающихся в дальнейшей разработке.
Безусловно, в автобиографическом мифе Цветаевой образ Чёрта занимает важное место, он помогает понять мировоззрение поэта. Сама Цветаева была уверена в том, что самыми стойкими являются первые жизненные впечатления, особенно глубокий след детские переживания оставляют в биографии художника с его повышенной впечатлительностью. Именно поэтому, чтобы лучше понять творчество поэта, необходимо разобраться с его восприятием собственного детства.
Целью данной работы является выявление семантики функции образа Чёрта в автобиографической мифе Цветаевой. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научную литературу, посвящённую феномену «прозы поэта»;
2. Сделать обзор исследований, посвящённых автобиографической прозе Цветаевой;
3. Выявить семантику и символику образа Чёрта в культуре;
4. Проанализировать приёмы создания образа Чёрта в эссе Цветаевой;
5. Выявить функции данного образа, его значение в творческой самоидентификации поэта.
Объектом изучения курсовой является эссе М. Цветаевой «Чёрт». Предмет изучения – приемы создания образа черта, его роль в цветаевском мифе.
Глава 1. Исследование феномена «Прозы поэта»
«Проза поэта» представляет собой своеобразную форму художественной речи, которая совмещает в себе черты, характерные как для прозы, так и для поэзии. В произведениях Марины Цветаевой создан оригинальный вариант феномена, для которого характерны фрагментарность, коллажность повествования, смена временных пластов, объектов и субъектов.
Появление феномена «Прозы поэта» принято связывать с именами поэтов девятнадцатого века (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева). Однако расцвет данного явления пришёлся на период поэзии Серебряного века. Своебразные варианты «Прозы поэта» были написаны такими авторами, как А. А. Блок, С. Есенин, А. Белый, А. Ахматова, М. Цветаева [10].
У прозы данный феномен берёт событийность, развитие сюжетных линий, наличие системы образов, наличие деталей, различные композиционные особенности.
Поэтическими чертами феномена «Прозы поэта» являются развитие чувств, эмоциональность, анафорическая композиция, звукопись, создание особого ритма.
Подобный синтез нельзя назвать созданным искусственно. Черты данного феномена являются отражением творческого мышления автора, его восприятие окружающего мира и себя в этом мире, стремление придать произведению лиричность и эмоциональную содержательность [1].
Отличительные особенности феномена «Прозы поэта» лежат в основе организации ритмической структуры произведения.
В композиции феномена «Прозы поэта» отмечается отсутствие пространного вступления, быстрая смена событий и временных пластов, а также субъектов и объектов действия.
Благодаря данным характеристикам, создаётся особая ритмическая организация произведения, замедления и ускорения темпа в различных частях произведения.
Части произведения связаны между собой глубоким философским смыслом посредством ассоциативных рядов [1].
Важнейшим художественном приёмом в феномене «Прозы поэта» М. Цветаевой является монтаж. Монтажный принцип композиции может маркировать напряжённые линии сюжета, передавая многослойность повествования, смену ракурса изображения. Принцип художественного монтажа в произведениях М. Цветаевой является отражением сложности действий, переживаний [11].
«Прозу поэта» характеризуют концентрация художественных образов, которые раскрывают идейный замысел произведения. Данная насыщенность может быть создана посредством определённых символов, метафор.
Повторяющиеся символы реализуются в лексических повторах, которые помогают читателю сконцентрировать внимание читателя на одном образе или характеристике, не позволяя отвлечься от важных деталей в тексте. В прозе Марины Цветаевой лексические повторы выполняют особую функцию и имеют оригинальную семантическую нагрузку, позволяя автору совершать самые разные эксперименты над словом, его значением, способом словообразования [4].
Значение слова усиливается посредством подстановки однокоренного слова. При этом данная игра не может быть воспринята в качестве тавтологии. Это осмысленный повтор, который служит для наделения слов более глубоким смыслом.
Важным средством формирования образов в феномене «Прозы поэта» является синтаксис. Прозаические произведения марины Цветаевой характеризуются обилием знаков препинания, с помощью которых формируется синтаксическая ёмкость, превышающая нормы современного русского языка. Каждый смысловой момент подчёркивается соответствующим пунктуационным знаком.
Знаки препинания в феномене «Позы поэта» имеют гораздо большую смысловую нагрузку, чем знаки препинания в обычной прозе, что связано с выполнением стилистических функций.
Важным признаком феномена «Прозы поэта», который собственно и делает её переходной формой между поэтическим и прозаическим произведением, является наличие стиховых элементов, которые в первую очередь определяются на визуальном уровне. Стихотворные отрывки, которые присутствуют в тексте прозаического произведения, часто являются элементом повествования. В подобных произведениях можно встретить как стиховые формы, привычные для читателя, так и свободные стихи. Данные отрывки могут иметь самый разный объём [10].
Средствами рифмы автор сознательно концентрирует внимание на определённых словах. При этом их сближение и созвучие становится принципиально важным.
Часто в феномене «Прозы поэта» появляется звукопись. Это позволяет создать более ощутимый, объёмный образ, по сути выполняя те же функции, что и в стихотворном произведении [11].
Все перечисленные особенности могут проявляться в произведениях в большей или меньшей степени.
Таким образом, из всего многообразия стилевых характеристик художественного произведения можно выделить следующие особенности, присущие феномену «Прозы поэта»:
1. Фрагментарность и коллажность повествования.
2. Смена временных пластов, объектов, субъектов и явлений
3. Сложность ассоциативных связей между частями произведения.
4. Наличие рифмованных отрывков.
5. Звукопись.
6. Появление строфичности.
7. Особая ритмическая структура.
Большие и малые сюжеты цветаевской прозы всегда крупно увидены и осмыслены человеком, который постоянно не удовлетворён внешней стороной явлений, будь то жизненный случай или фигура современника.
Воссоздавая живой облик художницы Гончаровой, актрисы Голлидэй, поэтов Волошина, Бальмонта, Кузьмина, Цветаева всякий раз умеет дать их вписанными в эпоху, органически вросшими в неё и её выражающими. Под её пером и быт дома в Трёхпрудном переулке, и эпизоды тарусского лета, и образы отца, матери, сестры обретают ёмкость и значительность [5].
В характере и особенностях этого превышения — всё своеобразие Цветаевой как художника. У неё можно увидеть импровизацию выходов к обобщениям. Запас её наблюдений кажется неиссякаемым, ибо их исток - её собственный пожар духа, в котором всё, что сгорало, тут же восстанавливалось и обновлялось. Возможно, самая подходящая формула её лирики и лирической прозы — это обречённость на неисчерпаемость. В прозе страсть к осмыслениям может быть выраженной обнажённее, чем в стихе, здесь ей больше простора.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста. Томск, 2006.
2. Жанр художественного эссе в творчестве М. Цветаевой [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/(Дата обращения: 26.04.2019).
3. Каган, Ю. М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. / Ю. М. Каган. - М.: Отечество, 2012. - 240 с.
4. Кудрова. И. Просторы М. Цветаевой: поэзия, проза, личность. М., 2002.
5. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М., 2002.
6. Образ Чёрта. Мистические факты [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://mistich.ru/obraz-cherta/ (Дта обращения: 26.04.2019)
7. Саакянц, А. А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / А. А. Саакянц. - М.: Эллис Лак, 1997. - 816 с.
8. Своеобразие феномена «Прозы поэта» [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 26.04.2019)
9. Стилистические особенности автобиографической прозы М. Цветаевой [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://infourok.ru/statya-stilisticheskie-osobennosti-avtobiograficheskoy-prozi-mi-cvetaevoy-1551920.html
10. Форма организации повествования в прозе поэта [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/ (Дата обращения: 26.04.2019)
11. Художественные особенности феномена Прозы поэта [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/xxcentury/fedorova.pdf
12. Цветаева, М. И. Избранное / Сост. Л. А. Беловой. - М.: Просвещение, 2009. - 268 с.