Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Делегирование полномочий призвано максимально разгрузить начальника, освободить его от рутинной работы для решения более сложных вопросов. Помимо функции «разгрузки» и высвобождения времени этот принцип имеет и другие задачи – это и повышение уровня специалистов, и дополнительная мотивация, и профессиональный рост сотрудников.
От грамотного менеджера требуется умение видеть задачу в целом, знать методы ее решения и иметь штат квалифицированных специалистов для ее выполнения. Хорошо организованный рабочий коллектив должен представлять собой отлаженный механизм, с четким пониманием функций и задач каждого отдела.
Правильное делегирование полномочий позволяет решать большее количество задач, эффективнее добиваться целей, обеспечивать взаимозаменяемость. В итоге такая компания скорее получит конкурентные преимущества на рынке, нежели та, где персонал трудится под руководством менее опытного управляющего.
Однако, существуют и проблемы во время делегирования полномочий в организации. Руководитель, который не имеет возможности действенно делегировать полномочия, ставит предел собственной власти. Особую роль играет принцип соотношения: руководитель делегирует подчиненному тот уровень полномочий, который считается важным и необходимым для выполнения задач, ответственность за которые он принял на себя. В противном случае нужно дополнительно получить информацию по процедуре решения проблемы.
Цель исследования – изучить и проанализировать проблему делегирования полномочий и ответственности на примере анализа организации ООО «ЧСЗ и К».
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты проблемы делегирования полномочий;
2) проанализировать проблему делегирования полномочий и ответственности в организации;
3) предложить рекомендации и мероприятия по совершенствованию делегирования полномочий и ответственности в организации.
Объект исследования – ООО «ЧСЗ и К».
Предмет исследования – проблема делегирования полномочий и ответственности в организации.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты проблем делегирования полномочий
1.1 Эффективное делегирование полномочий
Делегирование полномочий – это передача или перераспределение задачи или части функций в рамках кадровой иерархии организации или предприятия. По сути любой рабочий процесс состоит из делегирования полномочий – ведь в этом заключается работа слаженного коллектива. При этом от правильного понимания и точности выполнения основных принципов и методов будет зависеть успех компании. Некорректное или ограниченное делегирование полномочий крайне негативно влияет и на рабочий процесс в целом, и на общую атмосферу в коллективе .
При этом уровень успешности одинаково падает как при недобросовестном руководстве, не желающим принимать активное и чуткое участие в работе, передающим весь объем работ в структурные подразделения и не контролирующим выполнение, так и при чрезмерно осторожном и ответственном начальнике, предпочитающем решать задачи единолично. Если в первом случае имеет место непрофессионализм, то второй вариант часто встречается у первоклассных специалистов, отлично знакомых со всеми этапами и тонкостями рабочего процесса, но не имеющими основного навыка хорошего руководителя, который заключается в умении правильно ставить задачи и добиваться их эффективного и своевременного выполнения.
Мировой эксперт в сфере психологии успеха, Брайан Трейси, изящно определяет делегирование, говоря: «искусство управления – это достижение результата усилиями других людей». Он же дает гениальный совет тем, кто все еще находится в плену страхов перед делегированием – поставьте перед сотрудником задачу и…оставьте его в покое. Чрезмерый контроль не только демотивирует подчиненных, но и создает благодатную почву для взваливания всего груза ответственности на начальника, приводит к застою и сознательному отказу от карьерного и личностного роста.
Существует несколько ключевых принципов делегирования полномочий, применяя которые руководитель получит здоровую атмосферу и правильно организованный рабочий процесс.
Четкая постановка задач. Исполнителю должна быть предоставлена вся полнота предстоящего задания, включая ее основную цель и дополнительную информацию. При этом важно ставить рамки ответственности – хотя основная нагрузка за последствия ложится на руководителя, исполнитель должен быть поставлен в известность о последствиях в случае невыполнения или срыва сроков. Не лишним будет и обрисовать общее положение вещей — уровень важности, степень рисков при плохом или недостаточном результате, перспективы для компании. Это необходимо для достаточной мотивации исполнителя.
Выбор уровня и меры ответственности. Существует пять уровней контроля и степени свобод и ответственности, которые помогают при постановке задач. При перераспределении задания необходимо правильно оценивать, на каком уровне находится исполнитель (сотрудник, группа или структурное подразделение).
1 уровень: строгое подчинение и точное следование инструкции, усиленный контроль и процесса выполнения, и временных сроков (подходит для рутинных работ, делопроизводства, технических работ).
2 уровень: сотрудникам предоставляется право выбора необходимых методов исполнения, но такая свобода ограничивается обязательным согласованием их с руководством (используется в случае, когда специалист лучше знаком с техническими деталями и способен подсказать кратчайший путь для решения проблемы).
3 уровень: инструктаж носит рекомендательный, а не обязательный, характер, но при этом от сотрудников требуется предоставление отчета по окончании каждого этапа выполнения задачи (исполнитель обладает достаточной компетенцией или имеет опыт выполнения подобных задач).
4 уровень: работник способен на подготовку и выполнение всего цикла поставленной задачи, методы и способы ее решения он вправе выбирать самостоятельно, но обязан отчитываться перед руководителем обо этапах выполнения (обычно используется при делегировании руководителям департаментов, отделов и групп, которые строго ограничиваются временными рамками и полностью отвечают за результат).
5 уровень: неограниченная свобода действий в решении задачи, отсутствие временных рамок и лимитов – часто применяется в работах, связанных с креативом или при отсутствии рисков .
Обсуждение и возможность обратной связи для уточнений и отчетности. Необходимо убедиться, что сотрудник правильно понял цели и приоритеты, и осознает уровень ответственности. При этом необходимо обеспечить возможность обращаться к руководителю при возникающих трудностях или препятствиях к достижению цели.
Распределение полномочий согласно качествам, должностным обязанностям и квалификации. Поскольку делегирование полномочий предполагает их передачу не от человека к человеку, а распределение по должностям, при правильной организации труда этот принцип основывается на должностных инструкциях. Но человеческий фактор не менее важен, требуется учесть и текущие обстоятельства: уровень загруженности, личные качества подчиненных, разрешение на доступ к конфиденциальной информации.
Возможность привлечение младшего звена. Обращение к конкретным специалистам и исполнителям часто приносит хороший результат. Такой персонал ежедневно сталкивается с нюансами рабочего процесса, постановка задач напрямую младшему звену экономит время и помогает справляться с задачей эффективнее за счет нестандартных или конкретных решений.
Открытость рабочего процесса – каждый сотрудник должен быть осведомлен об общей задаче, представлять иерархию ее выполнения и иметь возможность беспрепятственно обращаться к участникам процесса для получения необходимой информации или совместной работы над конкретным проектом.
Запрет на обратное делегирование полномочий или передача по служебной иерархии без согласования. Руководитель отдела имеет право распределять этапы проекта между специалистами, но не должен передавать полное выполнение задач своим подчиненным или смежным отделам, отказываться от принятия полномочий, пользуясь ответственностью своего руководителя.
Полномочия подразделяются на 2 вида (по принципу «матрешки» и «елочки»):
Централизованные (без передачи ответственности) – их характеризует регулирование деятельности всех департаментов, отделов и групп сверху, а под действия разработанного и утвержденного регламента попадает весь персонал – от топ-менеджмента до работников самого низшего звена.
Децентрализованные – масштабные задачи ставятся перед топ-менеджментом, а те, в свою очередь, наделены правом самостоятельно изыскивать способы их решения и перераспределяют части задачи среди подчиненных.
На практике оба этих вида переплетаются друг с другом – при эффективном управлении их применение зависит от ситуации и существует параллельно друг другу. Чрезмерная централизация управления – тревожный сигнал. Ее проявления становятся заметными – задачи дублируются, сроки срываются, штат исполнителей увеличивается, однако производительность остается низкой .
При распределение управленческих полномочий в организации необходимо учитывать ряд важнейших обстоятельств:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баранников А.Л. Антикризисное управление: Учеб. пособие / А.Л. Баранников, С.П. Иванова, М.М. Мусин, О.И. Кулыгина / – М.: РГТЭУ, 2012.
2. Блэйк, Р. Р. Научные методы управления / Р. Р. Блэйк, Д. С. Мутон. – М., 2013 – 274 с
3. Гончаренко Л.П. Кафедра, где готовят топ-менеджеров и предпринимателей для управления инновационной экономикой. К 30-летнему юбилею кафедры «Управление инновациями» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова / Л.П. Гончаренко, С.А. Филин, И.Р. Фатьянова, А.В. Мирошин // Вестник Академии. – 2015. – № 1. – С. 221-228.
4. Иванова С.П. Показатели эффективности реальных инвестиций: эволюция и проблемы использования / С.П. Иванова, А.Н. Литвинов // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2016. – № 5 (89). – С. 73–80.
5. Иванова С.П. Антикризисное управление в системе корпоративного менеджмента. Рабочая тетрадь / С.П. Иванова, К.В. Садыкова. – Волгоград, 2017.
6. Иванова С.П. Практикум по дисциплине «Корпоративные стратегии в антикризисном управление» / С.П. Иванова, К.В. Садыкова, А.Л. Баранников, М.В. Данилина. – М.: Издательство «Русайнс», 2017.
7. Коркунов Андрей, «Везет тому, кто везет»// Деловая Москва. – 2010. – № 6.
8. Лохтина Ю.А. Оценка трудового потенциала руководителя в системе местного самоуправления / Ю.А. Лохтина, А.А. Николаева, И.А. Савченко // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2018. – № 8. – С. 123-128.
9. Мясоедов А.И. Модели конструктивного управления конфликтами в современных организациях / А.И. Мясоедов // Научный журнал «Дискурс». – 2018. – 2 (16). – С. 96-103.
10. Мясоедов А.И. Устоявшиеся подходы к организации информационного пространства интернет-СМИ / А.И. Мясоедов // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. – № 15 (15). – С. 219-223.
11. Мясоедов А.И. Конфликт между поколениями в современный период времени / А.И. Мясоедов, М.В. Радостева // Научный журнал «Дискурс». – 2018. – 3 (17). – С. 120–129.
12. Пряжникова Е.Ю. Инновационная деятельность педагога как конфликтогенная зона его безопасности / Е.Ю. Пряжникова // В сборнике: Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект. Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 26-30.
13. . Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика / Е.Ю. Пряжникова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 520 с.
14. Радостева М.В. Социальное партнерство в сфере образования на современном этапе / М.В. Радостева // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – № 9 (11). – С. 60-70.
15. Радостева М.В. Социально-экономические потребности как одна из базовых категорий экономики / М.В. Радостева // В сборнике: Актуальные проблемы экономических исследований. – М., 2012. – С. 88-99.
16. Савченко И.А. Социальный диалог в современном государственном управлении: технологический подход / И.А. Савченко // Вестник Пермского университета. – 2013. – № 3. – С. 121-137.
17. Смурыгина Е.А. Основные принципы организации труда в системе государственного и муниципального управления / Е.А. Смурыгина, И.И. Какадий // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – № 2 (4). – С 127–132.
18. Яныкина А.П. Особенности современных технологий управления образованием и применение их в практической деятельности / А.П. Яныкина, И.И. Какадий // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 5-1 (82-1). – С. 500-503.
19. Яныкина А.П., Какадий И.И. Развитие высшего образования в России: современные подходы и тенденции / А.П. Яныкина, И.И. Какадий // Аллея науки. – 2017. – Т. 3. – № 9. – С. 437–441
20. Что такое делегирование полномочий в организации? - https://promdevelop.ru/delegirovanie-polnomochij-v-organizatsii