Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Несмотря на то, что в современном мире наблюдается тенденция отказываться от всего старого в пользу нового, мусульманское право продолжает сохранять достаточно широкие возможности активного действия в правовых системах многих стран Востока.
Проблема мусульманского права, как и религии ислам в целом, особенно актуальна в эти дни, потому что события, происходящие на Ближнем Востоке, затрагивают абсолютно всех, и вражда на основе религиозных и этнических разногласий становится всё более масштабной. Чрезмерная религиозность многих мусульман незаметно становится фанатизмом, а ненависть ко всем инакомыслящим завладевает ими целиком и полностью. В последнее время радикализация ислама становится более стремительной, а его основные понятия и ценности полностью искажаются. Именно поэтому целью своей работы считаю рассмотреть мусульманское право в том виде, в каком оно было задумано изначально.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере мусульманской правовой системы.
Предметом курсовой работы выступают правовые нормы, регулирующие мусульманскую правовую систему.
Целью курсовой работы является анализ мусульманской правовой системы.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие правовой системы;
– исследовать историю развития мусульманской правовой системы;
– рассмотреть понятие и принципы мусульманской правовой системы;
– охарактеризовать структуру и содержание мусульманской правовой системы.
Методологическая база исследования. При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди них ведущая роль отведена диалектическому метод. Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: З.С. Байниязова, Р.Р. Валеева, Д.Х. Галлямова, А.М. Дроздова, И.О. Васильева, М.В. Иванов, Р.А. Иксанов, К.Д. Анисимков, С.Н. Свистун, Н.В. Центнер и др.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Теоретические основы мусульманской правовой системы
1.1. Понятие правовой системы
Впервые термин «правовая система» в российской юридической науке появился еще в 80-х годах XX века. На начальных этапах этот термин представлял собой научную категорию, дальнейшее использование которой в юридическом и научном обороте позволило отразить полное, всецелое видение правовых явлений в их взаимосвязи друг с другом, характеристику права, в том числе, на уровне национального законодательства, что также предоставляло возможность дать характеристику национальным правовым системам, их родственным признакам. Со временем данный подход к пониманию правовой системы претерпел изменения. На сегодняшний день правовая система представляет собой очень сложное и объемное понятие.
Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный определенной спецификой развития конкретного общества, наличием многообразных факторов (объективных и субъективных, закономерных и случайных) социальной и политической эволюции, осознанный и непрерывно воспроизводимый людьми и их организациями (государством, негосударственными политическими и неполитическими организациями), и используемый ими как правило для достижения определенных целей.
Правовая система – это единый комплекс взаимосвязанных юридических явлений, таких как право, юридическая практика и правосознание, с помощью которых осуществляется воздействие на сознание и поведение людей, их коллективов и организаций .
Правовая система включает в себя и само позитивное право, и правосознание, и правовую культуру, и правотворчество, и правоприменительную деятельность. Правовой системе присущи и законность, и правопорядок, и другие важнейшие правовые явления. Все вместе они образуют определенную систему, поскольку находятся в единстве и так или иначе связаны между собой.
По мнению А.А. Федорченко, правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих между собой правовых средств, направленных на регулирование общественных отношений, а также элементов, призванных характеризовать уровень правового развития той или иной страны в целом .
Под правовой системой также понимается сочетание, совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных между собой, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная легальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение и сознание людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).
Правовая система – целостный комплекс правовых явлений и процессов в обществе, обусловленный объективными закономерностями развития этого общества, и используемый этим обществом и государством для достижения своих целей.
Правовая система и правовая семья соотносятся как частное и общее. Национальные законодательства можно объединить в несколько групп. Правовые семьи, кратко говоря, - это совокупности внутригосударственных нормативных баз. Национальные законодательства объединяются в группы по ряду критериев. Среди основных можно назвать общность правовых источников, ключевых понятий, исторического пути формирования, внутреннего устройства .
Характеристика современной правовой системы России связана с отнесением ее к той или иной правовой семье, а, следовательно, и к юридической конгломераций. В этой связи нужно отметить, что после распада Советского Союза Россия взяла курс на сближение с романо-германской правовой семьей. Это подтверждается принятием множества кодифицированных правовых актов, традиция принятия которых была заложена еще в дореволюционный и советский период, что характерно именно для данной правовой семьи.
Для российской системы права, как и для представителей романо-германской правовой семьи, характерно также деление отраслей на публичное и частное. К публичным относятся: конституционное, административное, уголовное и др.; а к частным – гражданское, семейное, международное частное, предпринимательское и т.д.
Сказанное, однако, разделяется не всеми исследователями. В частности М.Н. Марченко выделяет специфические черты современной российской правовой системы, которые отличают ее от романо-германской правовой семьи. К ним автор относит:
1) прерогативный, нежели нормативный характер правовой системы;
2) псевдорелигиозный характер;
3) право является средством в руках государства для реализации своих целей;
4) частное право поглощено публичным;
5) зависимость от политики и экономики;
6) отсутствует коммерческое право.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Всеобщая исламская декларация прав человека. http://www.ca-c.org/journal/08- 1997/st_21_pravaisl.shtml.
2. Ахмедов Р.А. Происхождение мусульманской правовой системы // Nauka i studia. 2017. Т. 2. № -7. С. 31-37.
3. Валеева Р.Р. Романо-германская правовая семья и российская правовая система // Проблемы государства и права в исследованиях студентов сборник тезисов докладов и сообщений XII Межвузовской научно-практической конференции. Филиал Московского института государственного управления и права в Тюменской области. 2017. С. 183-186.
4. Гагиева О.Т., Бетеева М.М., Цховребова М.К. Мусульманское право // Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета "Студенческая наука - агропромышленному комплексу" В 2-х частях. Владикавказ, 2016. С. 300-303.
5. Дроздова А.М., Васильева И.О. Влияние правовой системы России на романо-германскую правовую семью (на примере стран СНГ) // Теория государства и права. 2018. № 2. С. 19-26.
6. Емолкина К.А., Воронкова Д.В., Чекушкин А.Н. К вопросу понимания правовой системы современных мусульманских стран // ХIII Державинские чтения в Республике Мордовия Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: Н.Н. Азисова [и др.]. 2017. С. 60-63.
7. Иванов М.В. Проблемы определения правовых систем и правовых семей современности как среды формирования объективного права // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: Сборник материалов Международной студенческой научной конференции. 2018. С. 441-445.
8. Майстрович Е.В. К вопросу об институте брака в мусульманском праве // Экономика, политология и право. 2017. № 1. С. 8-11.
9. Мухаметзянова Д.С. АНАЛИЗ Системы целей и содержания современного мусульманского образования // Гуманистическое наследие просветителей народов Евразии в культуре и образовании: Материалы Х Международной научно-практической конференции. 2015. С. 219-222.
10. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 392 с.
11. Суслин Э.В. Теория государства и права: учебное пособие / Э.В. Суслин, Д.В. Рыбин. СПб.: АНО ВО «СЮА», 2018. 338 с.
12. Талагаева Т.И. Мусульманское право как разновидность религиозной правовой системы // Вклад студенчества в развитие современного научного знания сборник научных трудов. под общ. ред. И.В. Карповой. Орёл, 2018. С. 73-76.
13. Тарасова М.Д. Мусульманская правовая система в условиях глобализации // Право, общество, государство: проблемы теории и истории сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции. Российский университет дружбы народов, Юридический институт. 2016. С. 428-432.
14. Федорченко А.А. Теория правовой системы: актуальные проблемы: курс лекций. М.: РПА Минюста России, 2014. 218 с.
15. Фомин О.Е. Структура мусульманского права // Российское законодательство: новые проблемы, новые решения: сборник материалов международной научно-практической конференции. Международный юридический институт, Тульский филиал. 2016. С. 231-234.