Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования курсовой работы обусловлена тем, что современный рынок характеризуется все более разнообразными методами ведения конкурентной борьбы. Поэтому ценовая дискриминация всё меньше наблюдается даже на рынке монополистической конкуренции. Она утратила свое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы, но ее возможности в завоевании конкурентных позиций нельзя недооценивать. Существует уже достаточное количество примеров использования метода ценовой дискриминации на практике, поэтому возникает необходимость проанализировать механизмы ее воздействия на положение конкурентной позиции фирмы.
Каждый день покупатели сталкиваются с разными ценами на однородный продукт и, при всем при этом, дискриминация цен осуществляется по различным признакам (качество, время, местоположение, реклама). Различия цен объясняются либо ценовой дискриминацией, либо же дифференциацией самого продукта. Все больше наблюдается процесс установления разных цен на различных сегментах рынка однородного товара, причём различия в ценах не связаны с издержками производства. Процесс дифференциации цен - один из основных широко применяемых методов конкурентной борьбы. Конкуренция ограничивает возможность фирмы односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть на степень зависимости рыночных условий от поведения участников рынка. Ценовая конкуренция, то есть борьба с конкурентами с помощью снижения цен, в свою очередь, создает предпосылки проведения политики свободной торговли, распространяющейся на все большее число видов товаров и услуг и проводимой все большим числом стран мира.
В целом, речь может идти как о практике какой-либо отдельной фирмы (продавца), так и о поведении отдельного покупателя, если же он сам в состоянии назначать разные цены спроса для разных продавцов. Чаще всего, рассматривается случай такого поведения продавца, а не покупателя, поскольку это наиболее Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе теоретических и практических аспектов дифференциации цен как формы конкурентной борьбы для завоевания выгодных конкурентных позиций фирмы. Из поставленной цели вытекают следующие задачи, которые необходимо решить:
-показать роль конкуренции в реализации рыночного механизма;
-выявить условия применения дифференциации цен;
-проанализировать особенности ценовой дифференциации на рынках конкретных товаров.
Информационной базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам развития конкуренции на отраслевых рынках и на макроэкономическом уровне, таких как Б.А. Райзберг, С.В. Вишневер, В.И. Видяпин, В.М. Гальперин, С.Г. Светуньков, М.В. Петрищев, В.П. Юнеев, М.К. Виноградов К.Р. МакКоннел, С. Фишер, И. Кирцнер, а также материалы аналитического агентства «АВТОСТАТ».
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе исследованы теоретические аспекты ценовой конкуренции и её влияния на реализацию рыночного механизма.
Во второй главе дана характеристика различных видов ценой дискриминации в условиях монополистической конкуренции.
В третьей главе представлены результаты анализа применения ценовой дискриминации. Которую применяют автопроизводители и автодилеры.
В заключении обобщены выводы по цели и задачам исследования.
Глава 1. Значение ценовой конкуренции в реализации рыночного механизма
1.1 Конкуренция как регулятор рынка
Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Конкуренция - это основа экономических отношений, которая даёт предприятиям возможность вести честную борьбу за долю рынка, но для этого нужно иметь такие уникальные характеристики, которые будут выигрышно выделять предприятие от других экономических субъектов на рынке. Победа коммерческой организации в конкурентной борьбе должна быть не случайной и не разовой. Для этого нужно сформировать такую стратегию поведения на рынке, чтобы продукция или услуга предприятия, а также само предприятие, могли идти наравне с лидерами рынка [11, с.33].
Статья 4 Федерального закона № 135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» даёт следующее определение конкуренции: «конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»
Конкуренция представляет собой динамичный и развивающийся процесс. В середине ХХ века Й. Шумпетер писал, что в конкуренции нет равновесия. Конкуренция - непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые виды продукции и услуг, новые технологии, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. Для того, чтобы сохранить преимущества в конкурентной борьбе, компании должны практиковать по отношению к себе «созидательное разрушение»: они должны своевременно разрушать свои старые преимущества путём создания новых [6, с.33].
Конкуренция - основной действующий механизм регулирования рыночных цен, согласования предложений и спроса. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов означает, что рыночные отношения не работают, нарушены механизмы прямых и обратных связей, обеспечивающих саморегулирование системы. Рынок определяет наличие конкуренции как соперничество или борьбу между двумя или несколькими чётко обозначенными предприятиями за достижение лучших хозяйственных результатов. С другой стороны, конкуренция означает объективную способность развития рынка за счёт стремления производителей к лучшему качественному и количественному предложению по сравнению с конкурентами, что в целом отражается в улучшении свойств товаров, услуг, технологий и структуры предложения рынка [24, с.211].
Одновременно конкуренция ограничивает возможности каждого хозяйствующего субъекта воздействовать на положение дел на рынке, навязывать свою волю клиентам, чем ограничивается неопределённость функционирования рынка; становятся открытыми и предсказуемыми пути его развития, в целом система рынка приобретает устойчивость.
Экономические законы конкуренции регулируют отношения различных участников рынка, устанавливают баланс между потреблением и производством, диктуют правила поведения в различных рыночных ситуациях. В ходе конкуренции определяется общественная необходимость в данном виде продукции и даётся его оценка в устанавливаемом уровне цен.
Регулирующая функция конкуренции связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности. Постоянное колебание цен информирует о состоянии дел и регулирует хозяйственную деятельность. Растёт цена - сигнал к расширению производства; снижается цена - сигнал к его сокращению. Информация, которую предоставляет рынок, заставляет производителей снижать затраты, повышать производительность труда и улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причём в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» [13, с.67].
Отметим, что конкуренция сама по себе не обеспечивает нормального функционирования рынка. Кроме того, неконтролируемая конкуренция способна при определённых условиях порождать серьёзные проблемы – монополизацию рынка, ущемление прав потребителей и добросовестных производителей, негативные социальные последствия, нерациональное расходование ресурсов [12, с.59].
Конкуренция является движущей силой развития и инструментом управляемости (государственного регулирования) функционирующего рыночного хозяйства страны.
Так как конкуренция предполагает наличие условий, при которых идёт борьба за благосклонность покупателей и получение дополнительного дохода, то государство, регулируя давление и условия конкуренции, управляет развитием рынка, создавая соответствующие стратегии.
1.2 Проявление ценовой конкуренции в различных типах рыночных структур
Ценовая конкуренция - это вид борьбы с соперниками с помощью снижения стоимости товаров. Чаще всего такой метод конкурентной борьбы используется там, где спрос превышает предложение или конкуренция между покупателями достаточно большая. Такой путь соперничества с конкурентами нельзя назвать самым действенным: они могут в один момент поставить цены на такой же уровень, а, возможно, и ниже. Такое развитие событий приведёт к тому, что и сам субъект, и его конкуренты потеряют свой доход. Невзирая на все недостатки, этот вариант, тем не менее, широко используется, особенно в тех случаях, когда нужно быстро захватить большую долю нового рынка. Использовать подобную тактику нужно очень осмотрительно: необходимо точно знать, что уменьшение цены действительно обернется повышением прибыли, а не убытками [16, с.337].
Если определять конкуренцию на рынке как состояние, то это будет зависимость цены предложения одного продавца от цены предложения другого, но зависимость не непосредственная, а опосредованная: через величину спроса покупателей к тому и другому продавцу. Таким образом, один продавец «отнимает» у другого часть общей величины спроса на товар посредством своей цены предложения, если она ниже, и «отдаёт» часть объёма спроса, если его цена предложения выше цены предложения второго продавца.
В такой простейшей модели свободной конкуренции она предстаёт как процесс приведения индивидуальных цен предложения к средней цене по рынку. Индивидуально назначаемые цены предложения субъективны: хотя они и обусловлены затратами на ресурсы плюс нормальная прибыль, но устанавливаются эти цены по воле каждого продавца [14, с.481].
Но в реальной экономике существует не отдельная рыночная цена, а масса индивидуальных цен предложения, усреднённых процессом конкуренции. Схематично, формирование (усреднение) цен представлено в Приложении А, изображающем «сгущение» индивидуальных цен предложения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Законодательные и нормативные акты
1. Российская Федерация. Законы. «О защите конкуренции» [Текст]: федер. закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в редакции от 27.12.2018). Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2019)
Научная литература российских авторов
2. Виноградов, М.К. Природа конкуренции и ее проявления во внутрифирменных отношениях: монография/ М.К. Виноградов. – М.: МГУ, 2015. – 198 с.
3. Вишневер, С.В. Конкурентные отношения в структуре современных отраслевых рынков: монография/ С.В. Вишневер. – М.: ГУ ВШЭ, 2017. - 210 с.
4. Петрищев, М.В. Конкуренция в современной экономике: экономико-теоретический аспект: монография/ М.В. Петрищев - Тверь: РИУ ГБУ ВО ТУ, 2016. - 120 с.
5. Юнеев, В.В. Трансформация категориальной определённости конкуренции на современном этапе экономического развития: монография/ В.В. Юнеев. – М.: МГУ, 2016. – 138 с.
Учебная литература
6. Агапова, И.И. История экономических учений: учеб. пособ./ И.И. Агапова - М.: ИНФРА-М, 2016. - 286 с.
7. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика/ Г.Л. Азоев. - М.: ИД Гребенникова, 2016. - 208 с.
8. Бартенёв С.А. Экономические теории и школы: учебн. пособие/ С.А. Бартенёв. – М.: Магистр, 2016 – 380 с.
9. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник/ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов - СПб.: Экономическая школа, 2015. - 504 с.
10. История экономических учений: учебник / под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой - М.: ИНФРА-М, 2016. - 784 с.
11. Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ./ И. Кирцнер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 240 с.
12. Конкуренция и антимонопольное регулирование / под ред. А.Г. Цыганова. - М.: Норма, 2018. - 368 с.
13. Левита, Р.Я. История экономических учений: учебник/ Р.Я. Левита — М.: КноРус, 2018. - 292 с.
14. Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ К.Р. Макконелл, С.Л. Брю - М: ИНФРА-М, 2016. - 974 с.
15. Негиши, Т. История экономической теории: пер. с англ./ Т. Негиши. - М.:ИНФРА-М, 2017. - 462 с.
16. Пахомова, Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учеб. пособ /Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер. - М.: ЮРАЙТ, 2018. - 816 с.
17. Пономарёв, О. Б., Светуньков, С. Г. Экономика и предпринимательство: учеб. пособ./О.Б. Пономарёв, С.Г. Светуньков. - СПб.: Питер, 2015. – 632 с.
18. Райсберг, Б.А. Прикладная экономика: учеб.пособ. / Б.А. Райсберг. – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2015. - 318 с.
19. Райсберг, Б.А. Психологическая экономика: учеб. пособ. / Б.А. Райсберг. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 432 с.
20. Райсберг, Б.А. Стародубцева, Е.Б. Курс экономики: учебник/ Б.А. Райсберг, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 672 с.
21. Светуньков, С.Г. Экономическая теория маркетинга: учеб. пособ./ С.Г. Светуньков. - СПб.: НИУ ВШЭ, 2016. – 318 с.
22. Фишер, С. Экономика: учебник: пер. с англ./ С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи - М.: Дело и сервис, 2015. - 864 с.
23. Шерер, Ф.М. Структура отраслевых рынков/ Ф.М. Шерер. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 698 с.
24. Экономическая теория: учебник: под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой / В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева - М.: ИНФРА-М, 2016. - 672 с.
Электронные ресурсы
25. Официальный сайт Аналитического Агентства АВТОСТАТ: www.autostat.ru
26. Официальный сайт компании Форд в России: www.ford.ru/
27. Официальный сайт MAZDA: www.mazda.ru/offers/
28. Официальный сайт HYNDAI: www.hyundai.ru/