Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная служба является разновидностью трудовой деятельности, которая заключается в практическом осуществлении функций государства работниками госаппарата, которые занимают должности в определенных учреждениях и получают вознаграждение за такой труд.
Государственная служба Государственная служба как институт права – это совокупность правовых норм, которые определяют правовое положение служащих, порядок и условия их поступления на службу. А также ее прохождение, формы их поощрения и ответственность. В России государственная служба имеет глубокие корни в истории. А ее традиции уходят в глубину времени более, чем на несколько сотен лет.
Итак, госслужащий - это человек, который занимает должность госслужбы. Т. е. место в системе структурных подразделений администрации. На возмездных началах (за заработную плату, вознаграждение, денежное содержание) он выполняет функции государственного органа (властные, управленческие, правоохранительные, обеспечивающие производство судебной власти).
Федеральный госслужащий - это лицо, которое осуществляет служебную профессиональную деятельность на должности федеральной службы. Такой работник получает финансовое содержание (довольствие, вознаграждение) из сферы федерального бюджета. Если говорить о субъектах РФ, то там госслужащий - это лицо, которое осуществляет служебную профессиональную деятельность на должности гражданской госслужбы субъекта РФ и получает денежное вознаграждение (содержание) за счет бюджетных средств соответствующего российского региона. В случаях, регламентируемых федеральным законодательством, гражданский госслужащий субъекта может получать содержание (вознаграждение) из федерального бюджета.
Поэтому актуальность этой темы связана, прежде всего с реформами в системе государственной службы. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. (ст. 1) дается новое определение понятия «государственная служба», уточняющее предназначение деятельности государственных служащих. В качестве государственной службы рассматривается их профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов
Объектом изучения данного проекта являются государственные служащие.
Предмет исследования – понятие «государственный служащий» и правовой статус государственного служащего.
Цель: охарактеризовать государственного служащего с учетом тех коренных изменений, которые внесены принятым 27 мая 2003 г. Федеральным Законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также новшеств, содержащихся в других реформаторских актах.
Для достижения поставленной цели в работе определенны следующие задачи:
• дать определение понятию «государственный служащий»,
• определить правовой статус государственного служащего.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников, использованных в данной работе.
Курсовой проект включает в себя введение, 2 главы, заключение. При написании курсовой работы было использовано 16 источников.
1.Основные теоретические понятия статуса государственного служащего
1.1.Гражданский служащий: понятие, особенности статуса, классификация, гарантии
Гражданский служащий - это особое должностное лицо, взявшее на себя обязанность проходить госслужбу. Этот субъект осуществляет свою профессиональную деятельность на основании акта о назначении и контракта. Денежное содержание лицо получает за счет средств регионального или федерального бюджета.
Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения. На госслужбу не могут приниматься субъекты:
Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего, по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу.
Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства.
Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
Представившие подложные документы либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.
Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.
Наниматель гражданских служащих - это Российская Федерация или конкретный субъект РФ. Полномочия работодателя реализуются его представителем. В качестве него выступает руководитель госоргана, гражданин, занимающий государственную должность или представитель одного из указанных лиц.
Гражданский служащий - это лицо, состоящее в должности гражданской службы. Соответственно, им не может являться гражданин, выступающий сотрудником госпредприятия, даже если он реализует управленческие, властно-распорядительные полномочия.
Это связано с тем, что указанное лицо не занимает должность гражданской службы, а денежное вознаграждение ему выплачивается из средств предприятия. Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия.
В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.
Классификация
Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:
• Категории должностей.
• Группы.
• Виды госорганов.
• Характер и объем полномочий.
Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих.
Классные чины также являются критерием классификации.
Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.
По категориям выделяют:
• Руководителей.
• Советников (помощников).
• Специалистов.
Обеспечивающих специалистов.
Должности служащих разделены на следующие группы:
• Высшие.
• Главные.
• Ведущие.
• Старшие.
• Младшие.
Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:
• Высшая – действительный госсоветник 1, 2, 3 кл.
• Главная – госсоветник 1, 2, 3 кл.
• Ведущая – советник 1, 2, 3 кл.
• Старшая – референт 1, 2, 3 кл.
• Младшая – секретарь.
Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.
Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:
В госструктурах могут быть учреждены должности разных видов госслужбы.
Понятия правоохранительной и военной службы должны быть уточнены в нормативных актах, которые необходимо принять.
В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.
Проверка уровня знаний и квалификации осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих. Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.
Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.
Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.
Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:
Отработавших в соответствующей должности менее года.
Достигших 60 лет.
Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
Замещающих должности категорий "руководители" и "советники" ("помощники") в соответствии со срочным контрактом.
Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.
Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года.
Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки. Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы.
Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.
1.2.Права и обязанности государственного служащего в РФ
Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:
• Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
• Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего, условиями карьерного роста.
• Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
• Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
• Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей.
• Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
• Защиту персональных данных.
• Должностной рост и, соответственно, повышение зарплаты.
• Госслужащим расчет заработка осуществляется по особым правилам, закрепленным ФЗ № 79.
• Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
• Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
• Членство в профсоюзе.
• Рассмотрение служебных споров.
• Проведение проверки по заявлению служащего.
• Медстрахование.
• Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
• Пенсионное обеспечение в порядке, установленном ФЗ № 166.
• Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.
Обязанности установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:
• Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
• Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
• Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
• Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
• Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
• Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
• Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
• Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
• Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. О доходах госслужащих (2016 г.) отчитаться необходимо было до 2 мая 2017 г. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих (2016 г.) размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и орга. - М.: КОДЕКС, 2014. - 626 c.
2. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и орга. - М.: Проспект, 2014. - 793 c.
3. Федеральный закон [Электронный ресурс]: от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». //URL: http://www.consultant.ru/popular/gossluzh/
4. Федеральный закон [Электронный ресурс]: от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173310/
5. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2014. - 416 c.
6. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление. Учебник / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2015. - 494 c.
7. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление. Учебник: моногр. / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2013. - 496 c.
8. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
9. Введенская, Л. А. Культура речи государственного служащего / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - М.: Феникс, 2017. - 480 c.
10. Вечер, Л. С. Деловое общение государственного служащего. Практикум / Л.С. Вечер. - М.: Форум, 2017. - 224 c.
11. Витрук Н.В.Правовой статус личности: Содержание, виды и тенденции в развитии // Проблемы правового статуса субъектов права: Межвуз. сборник. М., 2013. С. 13.
12. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
13. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление. Учебник / Ю.В. Гимазова. - М.: Юрайт, 2014. - 464 c.
14. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты. - М.: КноРус, 2014. - 616 c.
15. Государственная служба в зарубежных странах: Сборник обзоров законодательства. /Н.М. Касаткина, В.И. Лафитский, А.Ф. Ноздрачев и др. М.,1996. 166 с.
16. Государственная служба. Комплексный подход. - М.: Дело АНХ, 2014. - 512 c.
17. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов и др. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 556 c.
18. Государственное и муниципальное управление. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 416 c.
19. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.
20. Государственное и муниципальное управление. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, 2015. - 572 c.
21. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба / В.Д. Граждан. - М.: КноРус, 2014. - 542 c.
22. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2013. - 642 c.
23. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2013. - 624 c.
24. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба. Учебник / В.Д. Граждан. - Москва: Мир, 2015. - 470 c.
25. Ежов, М. В. История государственного управления и государственной службы России / М.В. Ежов, Г.В. Ежова. - М.: ИВЭСЭП, 2017. - 240 c.
26. Ершов, В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. - 256 c.
27. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 c.
28. Информационный бюллетень местного самоуправления. 2016. 30 авг. N 24.
29. Киселева Е. В. Планирование и развитие карьеры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Киселева. – Вологда: Легия, 2010. – 332 с.
30. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: Учебное пособие / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой.. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 494 c.
31. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С. 18.
32. Липатова, Э. Г. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под редакцией С.Е. Чаннова, Э.Г. Липатова. - М.: ТЕИС, 2017. - 512 c.
33. Мархинин, В.В., Сальников А.И. ПОМОЩНИК ДЕПУТАТА РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА: НОРМАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(49). – Новосибирск: СибАК, 2015.
34. Миргородская, Т.В. Муниципальное управление / Т.В. Миргородская. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.
35. Моисеев, А.Д. Муниципальное управление: Учебное пособие / А.Д. Моисеев, А.С. Шурупова, Л.В. Московцева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 159 c.
36. Науменко Е.А. Планирование карьеры [Электронный ресурс]: хрестоматия. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016. - 220 с.
37. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
38. Нечаева, Т. В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Т.В. Нечаева, А.В. Кирилин. - М.: Деловой двор, 2013. - 368 c.
39. Парахина, В.Н. Муниципальное управление: Учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - М.: КноРус, 2013. - 494 c.
40. Полеваков О.В. Проблемы правового регулирования статуса помощника депутата муниципального образования.//Власть . 2014. № 1.
41. Пронкин С. В., Петрунина О. Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2001. С. 301, 305-306.
42. Прудникова, А.С., Трофимова М.С. Местное самоуправление и муниципальное управление. М.: ЮНИТИ, 2016. - 553 c.
43. Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организаций", "Государственное и муниципальное управление", "Управление персоналом" / К.В. Решетникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 175 c.
44. Самойлов, В.Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление" / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 271 c.
45. Старилов Ю. Л. Административное право. В 2-х т. Ч. 2. Кн. первая. Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С. 439.
46. Черников Б. Чиновник в России и за рубежом // Служба кадров 2007. № 5. С.
47. Широков, А.Н. Муниципальное управление: Учебник / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. - М.: КноРус, 2013. - 244 c.
48. Шугрина, Е.С. Муниципальное право. М., 2014.
49. Эриашвили, Н.Д. Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция", "Государственное и муниципальное управление" / Н.Д. Эриашвили, Л.В. Щербачева, А.Л. Миронов; Под ред. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 287 c.