Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы связана с тем, что в теории современной юриспруденции нет ответов на множество старых или правильнее сказать древних вопросов. Одним из таких вопросов представляется естественно-правовая теория.
Проблема состоит в том, что теоретики права не могут до сих пор прийти к единому мнению по многим вопросам связанным, как с данной теорией, так и видами права, порожденными этой теорией и примерами из жизни.
Так же большой проблемой или скорее вопросом остается явная недостаточность числа юридических работ посвященных данной проблеме. Собственно говоря, главный вопрос всех исследований остается один – это принципы противопоставления естественного и позитивного прав.
С точки зрения, как философии, так и юриспруденции такое противопоставление имеет большое значение. Более того данное противопоставление является прямой отсылкой к естественно-правовой теории права.
Дело в том, что, как философы древности, так и философы средневековья и более близких к нам времен выделяли два типа прав это естественные и позитивные права. Естественные права – это права которые человек получает при рождении. Если так можно выразиться – это те права, которые человек приобретает, еще находясь в утробе матери.
Позитивные права – это права получаемые человеком в ходе законодательной деятельности юристов, политиков или общества. Другими словами, это права искусственные, придуманные человеком для человека.
Проблема состоит в том, что довольно часто эти виды прав пересекаются и начинают друг другу мешать. Например, это пресловутый вопрос об абортах. С одной стороны, существует право женщины не рожать. В конце концов, это права женщины решать хочет она быть матерью или нет. С другой стороны есть право ребенка на жизнь. Более того, с определенного срока беременности не подвергается сомнению способность плода, а вернее уже ребенка чувствовать и ощущать. С этого этапа прерывание беременности запрещено законодательно. Единственное исключение – это медицинские показатели, т.е. угроза жизни и здоровью матери в случае продолжения вынашивания беременности и т.д.
Так же важно отметить, что эти два простых вида прав по большому счету заложили основы современной системы права как такового. Права, данные человечеству естественным, природным или божественным путем, и права придуманные человеком, т.е. продуктом божественного деяния.
Поэтому существует еще один спор о главенстве естественного над позитивным правом или наоборот. Тем более, что естественных прав существует сравнительно немного, чего нельзя сказать о позитивных правах.
Цель исследования – выявить особенности теории естественного права.
Объект исследования – теория естественного права.
Предмет исследования – особенности теории естественного права.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «естественное право»;
2. Дать определение термину «естественно-правовая теория права2;
3. Рассмотреть особенности развития взглядов ученых философов и правоведов на естественное право;
4. Выявить особенности развития теории о естественном праве;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Права естественные и позитивные
1.1. Современные концепции естественного и позитивного права
Естественные права человека – это сочетание определенных принципов и привилегий, которые вы получаете с рождения. Такие категории являются неотъемлемыми.
В философии естественные права противопоставляются положительным. Вторая концепция относится к совокупности привилегий каждого человека, закрепленных в законе [1, с. 34].
Естественные права – это набор свобод, присущих каждому человеку с рождения.
Эти ценности не связаны с государством, они признаются всеми институтами и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.
Существует три основных признака естественного права [5, с. 17]:
1. Неотъемлемость. Естественные права и свободы не могут быть удалены или ограничены. Задача государства состоит только в том, чтобы регулировать реализацию этих ценностей и гарантировать их реализацию.
2. Принадлежит человеку с самого его рождения.
3. Значение Естественные права воплощают наиболее значимые социальные ценности.
Рассмотрим типы естественных прав.
В разные исторические эпохи естественные права были разделены на категории. В целом невозможно выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории. В настоящее время естественные права человека подразделяются на следующие виды [1, с. 40-41]:
1. Право на жизнь. Эта категория часто упоминается как естественные биологические права. Сегодня человеческая жизнь является высшей социальной ценностью, охраняемой государством.
2. Право на свободу. В этом случае понятие «свобода» означает способность делать то, что не противоречит закону и не нарушает определенные правила, установленные в обществе.
3. Право на личное достоинство. Эта категория также известна как моральные ценности. Личное достоинство – это право на уважение и чувство собственного достоинства, а также обязанность уважать других.
4. Право обладать личным имуществом. Каждый человек может иметь собственность.
5. Право на личную неприкосновенность. Принцип, согласно которому человек не может быть лишен свободы без уважительной причины (например, совершение преступления).
Рассмотрим понятие позитивного закона или позитивного права. Естественно-правовая теория права основана на признании существования двух типов права: естественного и положительного.
Положительный (позитивный) право представляет собой совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в его границах.
В науке эта категория рассматривается как система принципов, заложенных на законодательном уровне. Сегодня естественное и позитивное право противостоят друг другу.
Положительные привилегии устанавливаются государством, контролируются и гарантируются правовыми актами. Права человека присущи человеку с момента его рождения. Они не зависят от чьей-либо воли.
Рассмотрим характеристики позитивного права. Эта категория имеет ряд признаков [2, с. 25-26]:
1. Официальность. Это правовые акты, изданные государством в установленном порядке. Эти решения обязательно регистрируются в нормативных правовых актах.
2. Общая обязательность. Позитивный закон призван регулировать общественные отношения в том или ином государстве.
3. Истинность. Правовые нормы, зарегистрированные в законах, могут быть использованы для решения социальных конфликтов и решения повседневных проблем.
Естественное и позитивное право противостоят друг другу. В то же время они образуют своего рода симбиоз: единство противоположностей. Позитивные права не всегда присущи человеку с рождения, в отличие от естественных. Граждане государства получают такие льготы только с принятием определенных правовых актов.
Рассмотрим особенности понятия «естественное право» в древности. Первые попытки провести различие между естественными и позитивными правами были предприняты еще в древние времена.
Согласно первым мифологическим и религиозным верованиям греков, вся земная структура восходит к сверхчеловеческому источнику (то есть установленному богами). Однако с пятого века до нашей эры закон трактуется как результат действий людей.
Софисты утверждали, что все законы обязаны своим происхождением человеку. Известный греческий философ Сократ утверждал, что существует два типа права.
Есть не писанные божественные законы, которые все знают и строго соблюдают. В то же время существуют законы, установленные человеком. Эта идея была также ранее разработана в трудах Демокрита. Философ утверждал, что естественные законы, то есть божественные, существуют «в истине» [3, с. 21].
Положительные права считались установленными согласно «общему мнению». В римские времена юристы также подчеркивали естественное право наряду с гражданским и национальным законодательством.
Рассмотрим понимание естественно-правовой теории в средние века. В средние века теория естественного права, выдвинутая древнегреческими философами, продолжает развиваться. Фома Аквинский (итальянский философ) в своей работе «Сумма богословия» рассмотрел понятие «вечный закон». Он выделил два типа «вечного закона»: божественный и человеческий.
Первая категория рассматривалась как средство божественного контроля над миром. Человеческий закон считался необходимым. Однако Фома Аквинский полагал, что он обязательно должен ограничивать себя сознанием.
Рассмотрим теорию естественного права Г. Гроция. Расцвет теории естественного права происходит в конце XVII-XVIII вв. Его основателем считается голландский ученый Уго Гроций. Он является автором трактата «О законе войны и мира. Три книги» [4, с. 56].
Уго Гроций в своей работе выделил два основных типа права: естественный и добровольный. Первый был определен им как «рецепт здорового духа».
Согласно Гроцию, у естественных прав был источник: человеческий разум. Он установил законы в трех категориях: установленные Богом, государством и людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонов Д.П., Бессонов В.И., Гурин Я.В., Чернов Д.Н. Естественно-правовая теория права. Вчера, Сегодня. Завтра. – Новосибирск: Эдельвейс, 2014. – 557 с.
2. Власова А.О., Богданова Е.А. Плюсы и минусы естественного права. Про и Контра. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
3. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Естественное право. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
4. Измайлова В.П. Естественное право и позитивное право. Точки соприкосновения. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
5. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Теории естественного права. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
6. Карнаухов Г.З. Теория естественного права. Перспективы развития. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
7. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Естественное право. Происхождение. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
8. Корецкий В.И. Естественное право против позитивного права. – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
9. Котов М.С., Егоров С.С. Естественные и позитивные права человека. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
10. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Теория естественного права. Особенности исследования. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
11. Суворов В.А. Теория естественного права в юриспруденции. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
12. Терентьева О.В., Логинова В.С. Современная юридическая наука. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
13. Титова Н.С. История изучения естественного права. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
14. Федорова О.Д. Виды естественного права. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.