Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время туризм как одна из распространенных форм хозяйственной деятельности является массовым социально-экономическим явлением международного масштаба.
Туризм можно определить как временные выезды граждан определенной страны с постоянного места жительства в профессионально-деловых, образовательных, оздоровительных, религиозных целях в страну временного пребывания.
В общей классификации основными видами предлагаемых услуг в туризме являются «рекреационные» и «образовательные» туристические услуги, которые считаются самыми распространенными на практике. Под образовательным туризмом, например, понимаются поездки в другие страны с целью образования и удовлетворения познавательной потребности.
Таким образом, при оценке современных тенденций в области туризма можно отметить, что население страны все больше развивают услуги и продукты, существующие на данном рынке. В связи со сложившимися тенденциями и ростом социальных и экономических связей со странами была определена тема курсовой работы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на данный момент особенности разработки и продвижения туров имеются в каждой стране, а спрос сегодня на выезды зачастую превышает рыночное предложение. Поэтому важно эффективно организовать туристический бизнес в стране.
Объектом исследования курсовой работы выступает туристский продукт и бизнес.
Цель исследования состоит в комплексном анализе и изучении тенденций развития туризма в России.
В связи с этой целью ставится ряд основных задач:
раскрыть сущность и понятие туризма,
исследовать тенденции развития туризма на отечественном рынке,
Работа состоит из двух основных частей, в которых анализируются теоретические основы туристической деятельности, а также тенденции развития российского рынка туристических услуг.
Для раскрытия темы были использованы учебные материалы и исследования современных авторов в области туризма, нормативно-правовые акты РФ и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Понятие и сущность туристической деятельности и бизнеса
Туристический продукт является определенным экономическим благом, которое предназначено для обмена и последующего потребления. Он включает в себя комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туристов в период их выезда в частности в другую страну.
Рассмотрим основные свойства туристического продукта как определенного вида товара.
Во-первых, туристический продукт имеет потребительскую стоимость, т.е. полезность или способность удовлетворить определенные рекреационные или образовательные потребности физических лиц. Полезность туристического продукта определяется его ценностью для субъектов. Поэтому туроператоры, организующие туры, стремятся к созданию такого продукта, который был бы ценным для максимального количества людей, т.е. для массового потребителя. Массовое потребление товара определяется его меновой стоимостью, которая выражается через количественное отношение обмена продукта на потребительскую стоимость другого товара [6, c.17].
Туристический продукт состоит из трех основных элементов: тур, дополнительные туристские услуги, товар.
Рис.1. Основные элементы туристского продукта [6, c.19]
Как показано на Рисунке 1, тур является первичной единицей туристского продукта, которая реализуется клиентам как единое целое, продукт труда туроператоров на определенный маршрут и в конкретный срок.
Товары – это специфическая материальная часть туристического продукта, которая может включать в себя необходимые для поездки товары (карты города, планы и т.д.).
В туристический продукт входят основные и дополнительные услуги:
1. основные услуги входят в туристский пакет и приобретаются непосредственно туристами;
2. дополнительные услуги не предусмотрены договором и доводятся до потребителей в режиме их свободного выбора.
Дополнительные услуги не входят в основную стоимость образовательного туристского тура. К ним могут относиться все типы связи, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт и т. п. Эти услуги приобретаются туристами за дополнительную оплату.
Таким образом, отметим, что туристский продукт представляет собой комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения определенных потребностей туристов в период их выезда.
В ХХІ веке туристический бизнес, как никогда, популярен. Растет уровень спроса на формируемый туроператором продукт, ежедневно увеличивается количество путешествующих (туристов), а вместе с этим и расширяется рынок туристических услуг. Появляются новые туроператоры, которые формируют пакет услуг для путешествующего человека, и турагенты, занимающиеся реализацией таких продуктов. Турагент, например, работает с широким контингентом, его цель - покупатель. Туроператор не работает напрямую, а сотрудничает с турагентами или другими лицами-представителями туриндустрии.
Рассмотрим основные отличия между туроператором и турагентом, как предприятиями, функционирующими на рынке туристических услуг.
Вышеназваные термины определяются формой деятельности субъекта. Туроператор, турагент – это организация или частный предприниматель, занимающийся некой формой деятельности. Туроператор – это тот, кто формирует продукт и создает предложение. Турагент – это тот, кто продает доступные от туроператора предложения клиенту. В некоторых случаях, прописанных в лицензии на турагентскую деятельность, турагент может заниматься формированием локальных предложений в своем регионе и имеет право продавать их. К таким предложениям относят экскурсионные туры внутри страны или региона проживания, туры выходного дня.
Туроператр и турагент решают сходные задачи, поэтому различить их иногда бывает трудно. На рынке встречаются туристические предприятия, выступающие и туроператором, и турагентом одновременно. К примеру, фирма занимается разработкой маршрутов и одновременно их продажей другим субъектам туристической деятельности, в то же время приобретая у других фирм их продукты как турагент и реализовывая их.
Турагент, как и туроператор, может обладать частной, государственной или акционерной формой собственности. Главное отличие турагента от туроператора - принцип ведения туристической деятельности. Туроператором может выступать только лицензированое лицо/предприятие. Для открытия туристического бюро, функционирующего как турагент, покупать лицензию необязательно, особенно компания работает с внутренними направлениями. Деятельность турагента обуславливается продажей туристическо-экскурсионных туров или пакетов услуг, а это значит, что человек, желающий путешествовать, может не заниматься подбором отеля, ресторана, видами разнообразия досуга, а обратиться к турагенту, который предложит доступные формы отдыха или пакеты услуг. Турагент – это реализатор туристического продукта, продающегося в виде комплексной услуги, другими словами, тура или свободного набора услуг – заказного тура, формирующегося исходя из индивидуальных пожеланий клиента.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"
2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (действующая редакция, 2016)
3. ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания
4. Агеева, О. А. Управление развитием образовательного туризма в России [Текст] / О. А. Агеева // Инновации и инвестиции. — 2011. — № 3. — С. 201–205.
5. Балабанов И.Т. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 382 с.
6. Буйленко В.Ф. Туризм. – Ростов на Дону.: Феникс, 2012. – 416 с.
7. Горлова И.И. Образовательный туризм в современной России [Электронный ресурс]. Режим доступа https://sbricur.com
8. Дмитриев Н.В. Экономика туристского рынка. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 412 с.
9. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности. – М.: Инфра-М, 2013. – 227 с.
10. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности. – М.: Кнорус, 2011. – 280 с.
11. Кусков А.С. Основы туризма. – М.: Кнорус, 2015. – 401 с.
12. Лебедев, А. Р. Образовательный туризм как экономическая категория [Текст] / А. Р. Лебедев // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. — 2012. — № 6. — С. 5.
13. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей. - [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 139-143.
14. Сангинов, Д. Ш. К вопросу о видах туризма [Электронный ресурс] / Д. Ш. Сангинов. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://portalus.ru, свободный
15. Щербинина Анна. Образовательный туризм [Эл. ресурс] / А. Щербинина. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://womanwiki.ru/w/, свободный
16. Шкута А.А. Образовательный туризм как мощный фактор повышения эффективности образования [Электронный ресурс]. Режим доступа https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.scienceforum.ru%2F2013%2Fpdf%2F3210.pdf&name=3210.pdf&lang=ru&c=581a2fa85a88
17. Новости туризма [Электронный ресурс]. Режим доступа http://news.turizm.ru/
18. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.russiatourism.ru/
19. Туристическая библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа http://tourlib.net/
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/