Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Чжоу является самой продолжительной во времени династией, правившей когда-либо в Китае. Даже после того, как слава Чжоу уже угасла, имя «Чжоу» по-прежнему имело значительный престиж, и впоследствии было возрождено в качестве династического титула режимов Ульи. Для Конфуция и его учеников Западный Чжоу (период 1027-771 гг. был, безусловно, золотым веком цивилизации. Несмотря на чрезвычайно долгую продолжительность своего почитаемого имени, государство Западный Чжоу переживало очень ранний упадок и впоследствии постоянно испытывало волнения из-за политических событий внутри или извне государства.
В мировой истории Чжоу стал доминировать во времена, параллельные так называемому Темному веку (ок. 1100-900 гг. до н. э. на Ближнем Востоке, который предвидел рост масштабов империи, а именно неоассирийской империи (911-609 гг. до н. э.). Династия Чжоу также развивалась параллельно греческому «темному веку» в истории Средиземноморского мира. Чжоу создала начальные условия для долгого исторического процесса, который через важные изменения в конечном итоге привел к росту Империи Цинь (221-207 гг. до н.э.). Но династия Чжоу также создала модель государства, структурная и организационная логика которого по смыслу сильно отличается от логики Ассирийской империи и Греции. Только в настоящее время становится понятной истинная природа политики Чжоу на основе роста разнообразия новых методологических инструментов, и историками еще предстоит серьезно рассмотреть его сравнительную ценность для изучения ранних мировых цивилизаций. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Объект исследования – период Западного Чжоу (1027-771 гг. до н. э).
Предмет исследования – особенности развития Китая в период правления Западного Чжоу (1027-771 гг. до н. э)
Цель исследования – проанализировать развитие Китая в период Западного Чжоу (1027-771 гг. до н. э).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать характеристику династии Чжоу.
2. Рассмотреть развитие Китая в период Западного Чжоу.
3. Проанализировать
1 Характеристика династии Чжоу и ее влияние на развитие Китая
Династия Чжоу (кит. 周; пиньинь: Чжу [ʈʂóu]) была китайской династией, последовавшей за династией Шан и предшествовавшей династии Цинь. Династия Чжоу просуществовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая (790 лет). Военный контроль над Китаем со стороны королевского дома по фамилии Цзи продолжался первоначально с 1046 до 771 года до н.э. в течение периода, известного как Западный Чжоу, и созданная им политическая сфера влияния продолжалась и в Восточном Чжоу еще 500 лет.
Во время династии Чжоу централизованная власть уменьшалась в течение весеннего и осеннего периода до периода враждующих государств в последние два столетия династии Чжоу. В этот период суд Чжоу почти не контролировал входящие в его состав государства, которые воевали друг с другом, пока государство Цинь не консолидировало власть и не сформировало династию Цинь в 221 году до нашей эры. Династия Чжоу формально рухнула только 35 годами ранее, хотя династия имела на тот момент только номинальную власть 7, с. 65.
Этот период китайской истории произвел то, что многие считают зенитом изготовления бронзовых изделий в Китае.
Согласно китайской мифологии, происхождение Чжоу началось, когда Цзян Юань, супруга легендарного императора Ку, чудесным образом зачала ребенка, Ци, после того, как он вступил в божественный след Шанди. [4] [5] Ци был культурным героем, которому приписывают переживание трех оставлений его матерью и значительное улучшение сельского хозяйства Ся, [4, с. 80] до такой степени, что он получил господство над Тай и фамилию Цзи от своего собственного короля Ся и позднее посмертное имя, Ходжи «Повелитель Милета», Тан Тан. Он даже получил жертву как бог урожая. Термин «Ходжи» был, вероятно, наследственным титулом, прикрепленным к линии.
Говорят, что сын Ци, или, скорее, сын Ходжи, Бужу в старости покинул свое положение аграрного мастера (китаец: p 師; пиньинь: нонши), и либо он, либо его сын Джу полностью отказались от сельского хозяйства, ведя кочевой образ жизни.
Герцог передал двух своих старших сыновей, Тайбо и Чжунъюна, в пользу Джили, воина, покорившего несколько племен Ксиронг в качестве вассала королей Шан Ву Йи и Вэнь Дина, прежде чем был предательски убит. Тайбо и Чжунъён якобы уже бежали в дельту Янцзы, где они установили состояние У среди племен. Сын Цзилий Вэнь подкупил свой выход из заключения и перенес столицу Чжоу в Фэн (в пределах современного Сианя). Около 1046 г. до н.э. сын Вена Ву и его союзник Цзян Цзя возглавили армию из 45 000 человек и 300 колесниц через Желтую реку и победили короля Чжоу Шаня в битве при Муйе, что ознаменовало начало династии Чжоу. Чжоу присвоил члену побежденной королевской семьи Шан герцога Сун, который до конца оставался у потомков королевской семьи Шан. Эта практика упоминалась как Два Короля, Три Почтения 15, с. 120.
По словам Николаса Бодмана, Чжоу, по-видимому, говорил на языке, не отличающемся по лексике и синтаксису от языка Шан. Недавнее исследование Дэвида МакКроу, использующее лексическую статистику, пришло к тому же выводу. Чжоу широко подражал культурным практикам Шан, возможно, чтобы узаконить свое собственное правление, и стал преемником культуры Шан.
По словам историка Ли Фенга, термин «жун» в период западного Чжоу, вероятно, использовался для обозначения политических и военных противников, а не культурных и этнических «других».
Далее рассмотрим период западного Чжоу.
Король Ву поддерживал старую столицу для церемониальных целей, но построил новую для своего дворца и администрации неподалеку от Хао. Хотя ранняя смерть У оставила молодого и неопытного наследника, герцог Чжоу помог своему племяннику королю Ченгу укрепить королевскую власть. Опасаясь растущей мощи герцога Чжоу, «три охранника», князья Чжоу, расположенные на восточной равнине, восстали против его регентства. Несмотря на то, что они заручились поддержкой независимых дворян, партизан Шан, герцог Чжоу подавил восстание и еще больше расширил королевство Чжоу на восток. Чтобы сохранить власть Чжоу над его значительно расширенной территорией и предотвратить другие восстания, он создал систему фэнцзянь. Кроме того, он противостоял кризису легитимности Чжоу, разъясняя доктрину Небесного Мандата и проводя важные ритуалы Шан в Вангченге и Чэнчжоу.
Со временем эта децентрализованная система стала напряженной, поскольку семейные отношения между королями Чжоу и региональными династиями истощались на протяжении поколений. Периферийные территории развивали местную власть и престиж наравне с властью Чжоу. Когда Король Ю понижал в должности и изгнал свою королеву Цзяна в пользу прекрасного простолюдина Бао Си, отец опальной королевы, маркиз Шэнь, присоединился к Цзэну и варварам Куанронг, чтобы убрать Хао в 771 году до нашей эры. Некоторые современные ученые предположили, что Хаоцзин мог быть связан с скифским набегом с Алтая до их экспансии на запад. После смерти короля Ю конклав дворян встретился в Шене и объявил внуком маркиза короля Пинга. Столица была перенесена на восток в Ванчэн, [1] ознаменовав конец «Западного Чжоу» (西周, p Xī Zhōu) и началом династии «Восточный Чжоу» (东周, p Dōng Zhōu) 14, с. 150.
Восточный Чжоу характеризовался ускоряющимся падением королевской власти, хотя ритуальное значение короля позволяло править более пяти веков. Конфуцианская хроника первых лет этого процесса привела к названию периода «Весна и Осень». Разделение Цзинь в середине V века до нашей эры положило начало второй фазе, «Воюющим государствам». В 403 году до н.э. суд Чжоу признал Хань, Чжао и Вэй полностью независимыми государствами. Герцог Хуэй из Вэя в 344 г. до н.э. первым стал претендовать на королевский титул короля (кит. 王) для себя. Другие последовали, отмечая поворотный момент, поскольку правители даже не делали вид, что они вассалы двора Чжоу, вместо этого провозглашая себя полностью независимыми королевствами. Ряд состояний становился все более заметным перед каждым падением по очереди, и Чжоу был второстепенным игроком в большинстве этих конфликтов.
Последним королем Чжоу традиционно считается Нан, который был убит, когда Цинь захватил столицу Ванчэн в 256 году до нашей эры. «Король Хуэй» был объявлен, но его власть была полностью устранена к 249 году до нашей эры. Объединение Цинь с Китаем завершилось в 221 г. до н.э. с аннексией Цинь Шихуан Ци.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Васильев, Л. С. Древний Китай. В 3 томах. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н.э.). Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университетская книга, 2015. - 380 c.
2. Васильев, Л. С. Древний Китай. В 3 томах. Том 2. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.). Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университетская книга, 2015. - 624 c.
3. Васильев, Л. С. Древний Китай. В 3 томах. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н. э.) / Л.С. Васильев. - М.: Институт Востоковедения РАН, Восточная литература, 2013. - 680 c.
4. Васильев, Л. С. Древний Китай. В 3 томах. Том 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.). Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университетская книга, 2015. - 680 c.
5. Вэнь-Лань, Фань Древняя история Китая. От первобытно-общинного строя до образования централизованного феодального государства / Фань Вэнь-Лань. - Москва: ИЛ, 2012. - 364 c.
6. Джайлис, Г. Формы правления в Китае. Развлечение китайцев. Китайцы и иностранцы /Г. Джайлис // Цивилизация. Всё о Китае. – М., 2002. – С. 471-478.
7. Древние цивилизации. От Египта до Китая. - М.: Ладомир, 2017. - 994 c.
8. Древний Восток в античной и раннехристианской традиции. Индия, Китай, Юго-Восточная Азия. - М.: Ладомир, 2012. - 648 c.
9. Ефименко, М. В. О комплексе ритуальных изделий из бронзы с надписями эпохи Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.): на основе анализа "Базы данных" // 48-я научная конференция Общество и государство в Китае. Ученые записки отдела Китая/ М.В. Ефименко. – Выпуск 28. Т. XLVIII. ч.2. М., 2018. – С. 67-74.
10. Жерне, Жак Древний Китай / Жак Жерне. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 160 c.
11. Караев, Г.Н. Военное искусство древнего Китая / Г.Н. Караев. - М.: Воениздат, 2014. - 216 c.
12. Коуэл Древний Рим. Быт, религия, культура / Коуэл, Франк. - М.: Центрполиграф, 2017. - 264 c.
13. Кучера, Ст. Древнейшая и древняя история Китая / Ст. Кучера. - М.: Восточная Литература, 2016. - 432 c.
14. Крил, Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу / Х.Г. Крил Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу. – СПб: Евразия, 2001. – 478 с.
15. Позднеев, Д. М. Вопросы древней истории Китая / Д.М. Позднеев. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 444 c.
16. Попова, Г.С. Значение обнаружения клада, включающего сосуд Ли гуй для изучения истории Западного Чжоу /Г.С. Попова // История Китая. Материалы китаеведческой конференции ИСАА при МГУ (май 2005, май 2006). М., 2007. – С. 35-38.
17. Попова, Г.С. «Шуцзин» («Книга документов») как исторический источник: анализ датировок Чжоушу («Документы [периода] Чжоу») //Г.С. Попова // История Китая. Материалы китаеведческой конференции ИСАА при МГУ (май 2004 г.). М., 2005. – С. 83-91.
18. Скарпари, М. Древний Китай / М. Скарпари. - М.: АСТ, 2014. - 839 c.
19. Ульянов, М.Ю. Царство Чу – первое государство в северной части «прото−ЮВА» (конец II - конец I тыс. до н.э.): периодизация истории в эпохи Западное и Восточное Чжоу (XI−III вв. до н.э.) / М.Ю. Ульянов // Материалы конференции МГУ «Ломоносовские чтения», 2002. – С. 112-117.
20. Хаютина М.С. Друзья и гости в Древнем Китае (эпоха Западного Чжоу – период Чуньцю. XI−V вв. до н.э.) / М.С. Хаютина // Человек в мире чувств: Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала Нового времени / Отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М.: Академия, 2000. – 230 с.