Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последнее время в литературных кругах возрастает интерес к творчеству «малых народов». Целый комплекс культурных ценностей, которые традиционные культуры могут предложить современному российскому читателю, очень полезен с точки зрения не только литературоведения, но и с позиций общечеловеческого развития. Мораль и нравственность, утраченные практически полностью в российском обществе благодаря засилью западного влияния массовой культуры (особенно массовой американской культуры) могут быть вновь подняты на должный уровень с помощью влияния этнических культур традиционных обществ, которые не подверглись разрушительному влиянию американской массовой культуры.
С этих позиций особый интерес представляет творчество северных народов России, в частности литературный талант Анны Неркаги. Своеобразие культуры, выраженное в книгах писательницы, сочетается с высоким нравственным уровнем, человеческими ценностями, философией природы и человеческой жизни.
В творчестве Анны Неркаги присутствует философия добра и зла, раскрываются отношения между детьми и родителями, между обществом и индивидом, между традициями социума, стереотипами и живым чувством. В повести писательницы «Белый ягель» заложено огромное множество вопросов, которые каждый человек рано или поздно, задает себе, множество вариантов ответов на них, причем с позиций всех персонажей. В целом, можно говорить о том, что творчество Анны Неркаги представляет собой удивительный сплав традиционной этнической культуры и общефилософских ценностей, которыми в жизни руководствуется практически каждый нормальный человек, не испорченный западным влиянием массовой культуры.
Научная разработанность темы достаточно широка и представлена в работах Гаспаров Б.М., Б.В. Томашевский, В.Б. Шкловский, В. Я. Пропп, О. Фрейденберг, В.Е. Хализев, Б. Путилов, Г. Краснов, В.И. Тюпа, Н.Д. Тамарченко и др.
Методологическая база исследования включает в себя общенаучные методы, а также контент-анализ произведения, а также характеристик метаконцепта дороги.
Предмет исследования: ненецкая литературная традиция.
Объект исследования: мотив дороги как метаконцепт в повести Анны Неркаги «Белый ягель».
Цель исследования: выявить характеристики метаконцепта дороги в повести «Белый ягель».
Задачи:
1. Рассмотреть особенности архетипа как метаконцепта в литературе;
2. Выявить основные литературные архетипы;
3. Проанализировать архетип дороги в творчестве Анны Неркаги на примере повести «Белый ягель».
Структура работы полностью соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
Глава 1.
1.1. «Мотив» как литературоведческая категория
В ходе исследования нам необходимо определиться с понятием «мотив».
Мотив как одна из важнейших категорий поэтики является предметом научного внимания многих литературоведов с начала XX столетия. Разработке теоретической базы мотивного анализа посвящены труды таких выдающихся исследователей, как А.Н. Веселовский, Б.В. Томашевский, В.Б. Шкловский, В. Я. Пропп, О. Фрейденберг, А. Скафтымов, Б. Путилов, Г. Краснов, В.И. Тюпа, Н.Д. Тамарченко и др.
Но, несмотря на многочисленные попытки дать определение этой ключевой категории поэтики, мы вынуждены согласиться с В.Е. Хализевым, констатирующим, что «исходное, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом».
Чаще всего в качестве основных признаков «мотива» выделяются его повторяемость в ряде произведений (Б.В. Томашевский), его простота и неразложимость (А.Н. Веселовский).
Незавершенная работа А.Н. Веселовского о поэтике сюжетов - яркий образец русского дореволюционного литературоведения. В ней даётся понятие мотива как элемента сюжета. В ходе сравнительно-исторических изысканий учёный обнаружил сходство отдельных сюжетных схем в сказках разных народов. Обобщая свои исследования, он писал, что под мотивом подразумевает «простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения. …Признак мотива – его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки». [Веселовский, 1940 - А.Н. Веселовский. Историческая поэтика. Л.,1940.)] Из таких действий-мотивов с определенным значением складывается сюжет. Отдельные мотивы переносятся в новые сюжеты, оставляя неизменным или варьируя их значение.
В 30-е годы Б.В. Томашевский в своей знаменитой ныне книге «Теория литературы. Поэтика» (впервые издана в 1925 г.) относит мотив к элементам и сюжете и композиции, указывая на его содержательный смысл: «Путём такого разложения произведения на тематические части мы, наконец, доходим до частей не разлагаемых, до самых мелких дроблений тематического материала. …Тема неразложимой части произведения называется мотивом. … Мотивы, сочетаясь между собой, образуют тематическую связь произведения. С этой точки зрения фабулой является совокупность мотивов в их логической причинно-временной связи, сюжетом – совокупность тех же мотивов в той же последовательности и связи, в какой они даны в произведении». [Томашевский, 1931а - Б.В. Томашевский. Теория литературы. Поэтика. М.,1931.] Фабулой учёный называет то, что обозначается ныне как сюжет, сюжетом – композицию.
В книге конца ХХ в. «Теория литературы» В.Е. Хализева понятие мотива, наряду с временной организацией текста, точкой зрения, повторами и вариациями, отнесено к композиции, т.е. формальному аспекту произведения. Мотив скрепляет композиционно отдельные произведения цикла, части одного произведения, персонажей и ситуации. Мотивы могут выступать как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой.
Таким образом, литературный мотив представляет собой неделимую единица произведения (его сюжета, композиции, художественной речи, текста), имеющая собственное содержание. Значение мотива может быть сложившимся исторически в результате длительного литературного бытования. Устоявшиеся мотивы являются средством особого воздействия на читателя. В то же время мотивы несут определённое тематическое содержание, определяемое авторской индивидуальностью (они могут быть автобиографическими). Так, мотивами часто называют темы и проблемы творчества писателя. Мотив — исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств автора, в котором выражается индивидуальный или национальный дух. Мотив объединяет целый ряд образов национального характера. Мотив в принципе в каждом произведении может быть разным, причем в качестве мотива может использоваться как метаобраз, метаконцепт (литературный архетип), так и образы меньшего масштаба – национальные, местные, локальные образы – если говорить о творчестве народном в российских провинциях. По сути, все определения, которые даются в литературоведческих исследованиях имеют одну ключевую характеристику, с помощью которой можно отличить мотив от других литературных категорий: повторяемость на протяжении всего произведения. Повтор образа производится с помощью метафор, аллюзий и коннотаций, причем как в позитивном, так и негативном семантическом ключе. [2]
Переходя к типологизации мотивов, отметим некоторые главенствующие, являющиеся фундаментальными по данной проблематике: мифологический; мотив-ситуация; мотив-действие; мотив- образ; мотив-характеристика; мотив-тип; мотив-пейзаж; пространственный мотив; психологический мотив. Если говорить о мотивах и их перевоплощениях и трансформациях, уникальным представляется работа Б. Гаспарова «Поэтика «Слова о полку Игореве» (2000) [1], в которой ученый начинает работу с мотивами, связанными с земледелием (дождь, сев, жатва, гроза, дождь).
Причем везде категория мотива проходит как феномен, отражающий исторические реалии фольклорных литературных жанров. Автор делает акцент на анализе феномена, непосредственно абстрагируясь от текста. Анализ системы и структуры мотивов авторского художественного текста – весьма популярный и продуктивный путь современных теоретиков и историков литературы. Вместе с тем при кажущейся близости понятийного поля и задач исследования ученые