Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что совместные согласованные действия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в условиях реформирования последних, приобретают особую актуальность при разрешении вопросов местного значения. В свою очередь от политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации зависит процесс развития местного самоуправления на территории субъекта. Данное обстоятельство обусловлено не только историческим и культурным, но, прежде всего, территориальным единством.
Степень разработанности проблемы. Вопросы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления освящаются в трудах таких авторов, как, Незнамова Е. А., Онохова В. В., Осипова Е. С., Селютина Е. Н., Трыканова С. А., Скрипкин Г. Ф. и др. Однако, несмотря на важность проводимых ими исследований, некоторые аспекты данной проблемы до сих пор не достаточно изучены, в частности, это касается вопросов по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления чем и обуславливается актуальность выбранной темы исследования.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Приморского края.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Провести анализ взаимодействия государственных и муниципальных органов в управленческой деятельности Приморского края.
3. Выявить проблемы взаимодействия и определить пути их решения.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления Приморского края.
Объект исследования – управление Приморским краем.
Предмет исследования – взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления.
Методологическая база исследования. В процессе исследования были использованы диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В работе применялись также методы ситуационного, структурно-функционального, экономико-статистического, компаративного анализа, табличная и графическая интерпретация эмпирико-фактологической информации.
Информационная база исследования: в работе использовалась статистическая информация, данные Приморского края, нормативно-правовые акты, научная литература.
Теоретическую и методологическую основу составили научные труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
1 Теоретические основы взаимодействия государственной и муниципальной власти в России
1.1 Понятия и принципы взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления
Государственная управленческая деятельность опосредует урегулированный нормами права сознательный, целенаправленный процесс осуществления полномочий государственными органами власти и управления для обеспечения социально-экономического развития общества, обеспечения прав и свобод личности. Таким образом, государственная управленческая деятельность реализуется в целях направленного воздействия на общественные процессы .
Государственная управленческая деятельность легитимируется демократическими институтами и обеспечивается возможностью государственного принуждения. В широком смысле, государственно-управленческой воздействие реализуется не только государственным механизмом власти и управления, но и непосредственно населением – через выборы, референдумы, сходы граждан и др. Государственное управление имеет четко направленный социальный характер.
Правовое регулирование общественных отношений, обеспечиваемое представительными органами государства, действия органов исполнительной власти по реализации предусмотренных правом управленческих функций и задач, правоохранительная деятельность судебных органов и иная управленческая государственная деятельность направлена на гарантирование, обеспечение, защиту прав личности, на обеспечение социально-экономического благосостояния общества. Именно поэтому государственная управленческая деятельность представляет собой сложную систему, многоэлементную, многофункциональную.
Организация государственного управления представлена определенной схемой – субъектами, объектами управления, функция и инструментами реализации управленческого воздействия, контроля его эффективности и каналами связи, обеспечивающими информационный обмен между названными элементами.
Необходимо подчеркнуть, что государственная управленческая деятельность шире по своему содержанию и назначению, чем деятельность исполнительных органов власти, потому как реализацию основных государственных функций осуществляют и парламент, и глава государства, и судебные, и контрольно-надзорные органы, и региональные органы, и органы местного самоуправления, и институты гражданского общества, потому как в демократических государствах населению предоставлены инструменты непосредственного участия в государственном управлении .
В науке сформировалось два основных подхода к определению схемы государственного управления:
Государственная управленческая деятельность выступает как целостная система организации публичной власти, включающая законодательную, исполнительную, судебную подсистемы власти и все государственные органы, образующие такие подсистемы, и должностные лица таких органов. Все органы публичной власти страны в той или иной степени оказывают упорядочивающее воздействие на общественные отношения для удовлетворения потребности населения, выполнения общественных запросов.
Следуя названной позиции, в схему государственного управления входят следующие органы: высшие органы публичной власти и должностные лица, наделенные собственными основными управленческими полномочиями. К числу таких органов относятся, прежде всего, парламент страны, глава государства, правительство. Такие органы решают задачи государственного управления по регламентации управленческих процессов, возлагая на органы публичной власти низшего уровня реализацию конкретных управленческих задач; иные органы публичного управления. Такие органы и служащие, обеспечивающие их деятельность, непосредственно реализуют функции государственного управления в подведомственной им сфере.
Примером могут служить министерства и ведомства; контрольные органы и должностные лица, которые реализуют задачи государственного управления через контроль (надзор) деятельности иных органов и их должностных лиц. К числу таких органов в частности относится Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный по правам ребенка в РФ и др.; общественно-государственные организации, в состав которых входят представители государственного управления и представители общественности.
Такие организации учреждаются для повышения эффективности реализации управленческих функций на стыке интересов государства и гражданского общества. Это демократические инструменты прямого участия населения в решении вопросов, непосредственно касающихся организации его жизнедеятельности .
Примером такой организации может выступать отечественная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и др.; общественные организации, которым переданы отдельные функции публичного управления; международные органы и организации, которые юридически являясь надгосударственными субъектами, полномочны принимать решения по отдельным внутренним вопросам.
Такие организации в исключительных случаях могут выдвигать требования к государствам по вопросам, относящимся к внутренней политики государства, образующим суверенитет государства. Так, например, при рассмотрении конкретных ситуаций Европейский Суд по правам человека может требовать от государства в частности исполнения прав и свобод человека.
Государственная управленческая деятельность реализуется исключительно органами и должностными лицами исполнительной и законодательной власти и представляет собой направленное управленческое воздействие на общественные процессы как объект управления для преобразования их до того состояния, в котором возможно обеспечение достижения благосостояния населения, на конкретной территории.