Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы управления государственным долгом Российской Федерации, его регулированием, с выбором правильной долговой политики всегда достаточно актуальны. Поскольку успешное их решение приводит к достижению макроэкономической стабилизации в стране. В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.
Современная долговая политика имеет определяющее значение для функционирования государственного долга России, поскольку закладывает основные направления развития долговых отношений, заключающиеся в определении видов займов, состава кредиторов, усилении кредитного рейтинга государства.
Для Российской Федерации становится принципиально важным повышение эффективности управления государственным долгом, что позволит обеспечить правильное распределение бюджета и реализацию стратегических и тактических планов государства. Именно поэтому анализ данной темы интересен и актуален.
Цель данной работы – анализ государственного долга Российской Федерации и выявление направлений его оптимизации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, сущность и формы государственного долга,
- определить основные аспекты управления государственным долгом,
- провести анализ современного состояния государственного долга Российской Федерации,
- представить направления решения проблемы государственного долга в Российской Федерации.
Объект исследования – государственный долг Российской Федерации.
Предмет исследования – методы управления государственным долгом.
Методы исследования: анализа и синтеза, исторического и сравнительного анализа, комплексного и системного подходов.
В качестве информационной базы исследования использовались официальные сайты Министерства финансов Российской Федерации, отраслевые отчеты, монографии, научно-публицистические статьи.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами и четырьмя параграфами.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
1.1.Понятие и сущность государственного долга
В настоящее время наличие внешних и внутренних государственных заимствований является объективным условием развития экономики, а эффективное управление этими долгами является неотложной и важной задачей государственных и муниципальных органов управления. Все страны в той или иной степени используют заемные средства для преодоления ограниченных налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов с последующими негативными экономическими и политическими последствиями . Необходимость решения этих проблем подтверждает актуальность темы научной работы.
Государственные заимствования являются неотъемлемой частью для экономик многих стран, так как в собственности государства в недостаточном количестве содержатся средства и ресурсы для удовлетворения безграничных потребностей страны. Таким образом, Правительство для решения возникших проблем вынуждено прибегать к долговым обязательствам перед своим населением или иностранными правительствами, международными организациями, это и представляет собой государственный долг .
С точки зрения экономики госдолг состоит из совокупности дефицитов бюджета за конкретный период. Причины его возникновения – это дефицит госбюджета, а также свободные денежные средства юридических лиц и физлиц.
Как и граждане, государство имеет собственную кредитную историю. Для нашей страны она началась в 1769 г., когда Екатерина Великая впервые позаимствовала деньги в Голландии. В течение следующих полутора веков Россия заняла у внешних кредиторов приблизительно 15 миллиардов рублей. К 1917 году Российская Империя сумела погасить практически весь объём долга.
Базисом кредитной политики императорской России являлись займы. Они могли быть как краткосрочными, так и долгосрочными, обеспечивались гособлигациями. После социалистической революции 1917 года правительство СССР не согласилось погашать царские долговые обязательства, из-за чего облигации, как ценные бумаги, утратили свою рыночную ценность.
В дальнейшем кредитная политика советского государства была достаточно взвешенной. В начале 1980-х г. г. внешний долг страны был меньше 1% ВВП, это – отличный показатель. Ощутимое увеличение внешней задолженности началось с перестройкой. В начале 90-х годов она возросла в 10 раз. А обязательства по погашению государственного долга СССР легли на страну-правопреемницу – Российскую Федерацию.
Известно, что планируемый уровень российского госдолга определяется ежегодным государственным Бюджетным кодексом, а также программой «Долговой политики России». Государственный долг страны сочетает в себе внутренний и внешний долги.
Возникновение и рост государственного долга Российской Федерации обусловлено рядом причин:
- постоянный дефицит государственного бюджета;
- сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующего корректировки (уменьшения) государственных расходов;
- милитаризация;
- фискальная политика, направленная на уменьшение налогового гнёта без соответственного сокращения государственных расходов;
- влияние политических бизнес-циклов;
- увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов;
- ведение войн;
- циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики .
Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.
Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.
На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:
• перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
• перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
• перед многосторонними партнерами-кредиторами;
• по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
• по гарантиям в иностранной валюте и т. д.
1.2.Управление государственным долгом
Под управлением государственным долгом в широком смысле следует понимать процедуру формирования одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Тогда как в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.
Управление государственным долгом Российской Федерации в широком смысле осуществляется законодательными органами власти (иногда правительством) посредством разработки нормативно-правовых актов. К последним следует отнести:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 г. № 316 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов».
- Федеральный закон от 15.07.1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2000 № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 384-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Основная литература:
3. Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернышова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. С. 27
4. Ащеулова О.В. Государственный внешний долг Российской Федерации // Инновационная наука. 2015. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-vneshniy-dolg-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 22.04.2019).
5. Береза А.Е. Основы управления государственным (муниципальным) долгом. Аллея науки. 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 711
6. Кокаев, З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом / З. А. Кокаев, А. И. Скопинский, С. И. Капова // Вестник академии. — 2014. — № 1. — С.126–132
7. Макейкина С.М., Кудряшова М.Ю. Управление государственным долгом: существующие проблемы и пути их решения. Вектор экономики. 2017. № 8 (14). С. 17.
8. Ольшанская Н.В. Проблемы управления государственным долгом Российской Федерации. В сборнике: Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции 2017. С. 45-47
9. Пахомова Е. Н. Управление государственным долгом РФ // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 334-339. — URL https://moluch.ru/archive/129/35850/ (дата обращения: 24.04.2019).
10. Рябченко А.А., Карпова Е.И. Проблемы и пути управления государственным долгом Российской Федерации. В сборнике: Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ. под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2017. С. 31-32
Электронные источники
11. Государственный долг РФ // https://долг.рф/stat/ekonomika/vnutrenniy-i-vneshniy-gosudarstvennyy-dolg-rf-v-2019-godu/
12. Государственный долг России: внутренний и внешний // https://pro2019god.ru/gosudarstvennyj-dolg-rossii-v-2019-godu-vnutrennij-vneshnij/
13. Министерство финансов Российской Федерации. — «Государственный внешний долг Российской Федерации (2011–2016 гг.)» [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа:http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/
14. Министерство финансов Российской Федерации. — «Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа:http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/
15. Министерство финансов Российской Федерации. — «Долг с разбивкой по видам ценных бумаг» [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа:http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/duty/