Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Движение к демократическому, правовому, социальному государству актуализирует проблему «связанности» государства правом, установления пределов и ограничений государственной власти с целью утверждения гуманистических идей о человеке, его правах и свободах.
Необходимость исследований в данной сфере детерминирована уровнем развития современного общества, требующего высокого качества государственной власти. Демократия заключается в фундаментальном праве выбирать власть, непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. Демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».
Власть обладает противоречивой природой. Будучи необходимым элементом оптимальной организации жизнедеятельности общества, она, достигнув определенной критической массы, способна превращаться в самодовлеющую силу, подчинять себе все и вся, приобретать разрушительные качества, стремиться к дальнейшему неограниченному росту.
Объектом исследования выступают правовые отношения в сфере ограничения властных структур.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие формы и способы ограничения властных структур.
Целью настоящего исследования является анализ форм и способов ограничения властных структур.
Задачами исследования являются:
– исследовать необходимость ограничения властных структур;
– рассмотреть причины ограничения должностных лиц, властных структур как системы;
– раскрыть роль правового государства в ограничении властных структур;
– охарактеризовать гражданское общество как основной способ ограничения властных структур в современном обществе.
Методологическая база исследования. При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди них ведущая роль отведена диалектическому метод. Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: и Д.А. Барышников, К.А. Грандонян, В.В. Гребенников, Л.Ю. Грудцына, В.А. Фатеев, А.С. Пиголкин, Ю.А. Дмитриев и др.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
1. Обоснование необходимости ограничения властных структур
1.1. Необходимость ограничения властных структур
Основная цель ограничения государственной власти – это недопущение деятельности последней не в интересах общества. По мнению автора, обеспечить достижение указанной цели способна трехуровневая модель ограничения государственной власти, включающая: ограничение сфер и видов деятельности государственной власти (первый уровень); ограничение её полномочий (второй уровень); ограничение её текущей, повседневной деятельности, которая нарушает интересы общества, отдельных индивидов или их объединений, ущемляет их права, противоречит нормам каких-то правовых актов (третий уровень) .
В российской науке нет единого понимания таких понятий, как «сферы деятельности государства», «виды деятельности государства», «полномочия государства», при этом эти и схожие с ними понятия часто используются в нормативно-правовых актах. Так, например, в Конституции РФ используется понятие «предмет ведения». Под предметом ведения государственной власти понимаются сферы деятельности, прерогативы, объекты, виды деятельности, полномочия государственной власти: «Определенного пояснения требует само содержание предметов ведения Российской Федерации. Они сформулированы в виде сфер деятельности Федерации, ее прерогатив, объектов, определенных видов деятельности или их части (например, федеральная собственность как часть государственной собственности) либо полномочий Федерации - в тех случаях, когда речь идет об определении статуса (например, государственной границы), установлении (судоустройства), правовом регулировании отраслей законодательства, осуществляемом только федеральной государственной властью. Конституционная формула «в ведении Российской Федерации находятся» обозначает, таким образом, сферы, области, объекты, прерогативы и т.п., находящиеся под воздействием федеральной государственной власти» .
Вполне допустимо под сферой деятельности государства понимать определенную область общественных отношений, в которой государство осуществляет присущие ему различные виды деятельности, как то: установление общеобязательных правил поведения; исполнительно-распорядительная деятельность, связанная с практической реализацией нормативно-правовых актов; осуществление контроля за соблюдением правовых норм; идеологическая деятельность и др. При этом стоит отметить, что деятельность по регулированию общественных отношений, или правотворческая деятельность, выступает в качестве основной, поскольку только после установления правил поведения появляется основание для их практической реализации, контроля за их соблюдением и т.д. Кроме того, в сферу деятельности государства необходимо включить те общественные отношения, в которых государство выступает не в качестве субъекта власти, а в качестве равноправного участника, наделенного равными правами и обязанностями. Например, осуществление государством хозяйственно-экономической деятельности посредством государственных предприятий.
Полномочиями государственной власти следует считать осуществляемые в пределах той или иной сферы государственной деятельности права и обязанности органов государственной власти по регулированию общественных отношений, а также совершения иных действий, носящих властный характер. Следует подчеркнуть двуединое содержание полномочий – органы государственной власти в силу правовых предписаний не только вправе, но и обязаны совершить государственно-властные действия при наличии определенных в нормативно-правовом акте оснований.
Ограничение сфер и видов деятельности государства в качестве первого уровня объясняется, во-первых, постоянным стремлением государства к расширению. Как пишет М.М. Султыгов, «властное отношение – это отношение господства и подчинения, влияния и зависимости, доминирования воли одного субъекта над волей другого. Публичная политическая власть выступает своего рода высшим уровнем власти социальной, в том смысле, что ее силовой потенциал значительно выше, чем, например, у власти семейной, партийной, религиозной и пр. Но пропорционально этому потенциалу существенным образом возрастает тенденция этой власти к проникновению во все сферы человеческой жизнедеятельности, стремление к тотальному контролю над обществом. И, в конечном счете, для того, чтобы социум мог нормально функционировать и развиваться, возникает необходимость в ограничении трансгрессивной природы публичной власти» .
Во-вторых, чем больше государство проникает в сферы человеческой жизнедеятельности, тем сильнее влияние его деструктивных свойств, вызванных отсутствием непосредственной заинтересованности государственных служащих в решении общественных задач, т.е. например такие проблемы, как неэффективность управления и коррупция увеличиваются пропорционально росту государства.
В-третьих, разросшееся государство парализует естественные социальные механизмы регуляции жизнедеятельности общества. «У крестьян одной и той же деревни, – писал Кропоткин, – всегда есть тысячи общих интересов: интересы хозяйственные, отношения между соседями, постоянное взаимное общение; им по необходимости приходится соединяться между собою ради всевозможнейших целей. Но такого соединения государство не любит – оно не желает и не может позволить, чтобы они соединялись. Оно дает им школу, попа, полицейского и судью; чего же им больше? И если у них явятся еще какие-нибудь нужды, они должны в установленном порядке обращаться к церкви и государству».
В-четвертых, большой объем государственного вмешательства порождает соответствующий размер государственного аппарата, требующего на свое содержание значительные средства, что в конечном итоге сказывается на величине налогов.
В-пятых, ограничение сфер и видов деятельности государственной власти в качестве первой стадии общего ограничения объясняется тем, что вполне целесообразно и эффективно будет сначала уменьшить размер государства, а затем уже ограничивать его полномочия (второй уровень) и контролировать его текущую деятельность (третий уровень), так как для ограничения полномочий и деятельности огромного государственного аппарата потребуется значительно больше сил и средств.
В рассматриваемой трехсоставной модели ограничения государственной власти, если ограничение сфер и видов деятельности государства представляет собой их сокращение, то ограничение полномочий государственной власти – это сокращение ее прав на совершение каких-либо действий или на принятие каких-то решений в тех сферах и видах деятельности, которые остались в ведении государства. Подобно тому, как государственная власть стремится к расширению сфер своего влияния, она также расположена к увеличению объема своих полномочий в различных областях жизни общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 10.12.1998.
2. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – № 12. – 1994.
3. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – № 12. – 1994.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
2. Книги
6. Грандонян К.А. Теория государства и права: учебное пособие. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 120 с.
7. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. – 2009. – 338 с.
8. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – 2-е изд. – М., 2011. – 389 с.
3. Статьи
9. Бакаев В.С., Лебедева Н.А. Государство и общество: соотношение понятий // Пермский период Сборник материалов IV Международного фестиваля курсантов, студентов и слушателей. – 2017. – С. 17-19.
10. Барышников Д.А. Соотношение понятий «гражданское общество» и «правовое государство» // Права человека в диалоге государственной власти и гражданского общества. – 2016. – С. 49-57.
11. Ганоев О.К. На пути к правовому государству: трансформация, реформирование, модернизация // Lex russica. – 2017. – № 2. – С. 98-105.
12. Гребенников В.В., Грудцына Л.Ю. Государство, народ и гражданское общество в России // Новый юридический журнал. – 2015. – № 3. – С. 46-55.
13. Докторова А.Т. Ответственность органов публичной власти перед населением // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 4. – С. 36-38.
14. Ибрагимов Р.И., Селиванова Е. Российская Федерация - демократическое государство в субъектном пространстве // Субъектность студента и преподавателя вуза: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ф.Г. Мухаметзяновой. – 2016. – С. 31 - 33.
15. Макогон Б.В. Юридический комплекс правовых ограничений деятельности субъектов публичной власти в России // Социально-политические науки. – 2016. – № 3. – С. 107.
16. Образцова С.В. Полномочия населения в сфере муниципальной демократии по формированию органов местной власти: современный аспект муниципальных выборов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 1. – С. 34-38.
17. Осавелюк А.М. Правовое государство как конституционная основа // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 9. – С. 47-55.
18. Охотский Е.В. Россия - светское демократическое государство // Публичное и частное право. – 2014. – № IV. – С. 68 - 87.
19. Савоськин А.В. Отзывы о деятельности органов власти: от практики к теории // Lex russica. – 2016. – № 12. – С. 68-78.
20. Соболев О.В. Соотношение запретов и ограничений прав граждан в административной деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. – 2019. – № 2. – С. 77-81.
21. Тарабан Н.А. Местное самоуправление в России: институт гражданского общества или ступень властной вертикали? // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 3. – С. 44-49.
22. Торопова О.С., Сафонова А.Н., Андронова А.Д., Чернова А.А., Чиняева А.Е. Запрет органам власти на создание дискриминационных условий // Конкурентное право. – 2018. – № 4. – С. 30-34.
23. Фатеев В.А. Государство и гражданское общество в России // Современное состояние организационно-экономических и правовых проблем развития региональной экономики: Сборник научных трудов по материалам Региональной научно-практической конференции. – 2018. – С. 365-368.
24. Шатров А.Е. О некоторых вопросах правового регулирования оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. – 2018. – № 4. – С. 83-87.
25. Шугрина Е.С. Территориальное общественное самоуправление в России: институт власти или институт гражданского общества // Вестник Академии права и управления. – 2017. – № 1. – С. 12-22.