Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Питание должно быть полноценным, т.е содержать достаточное количество углеводов (50-75%) за счет каш, овощей, макаронных изделий; достаточное количества белка (10-15%) как растительного, так и животного происхождения; 15-30% жиров так же растительного и животного происхождения.
Питание должно быть энергетически сбалансировано, т.е. поступать в организм должно столько же питательных веществ и энергии, сколько было потрачено. Питание должно быть регулярным, не менее 4-5 раз в сутки. Нужно стараться придерживаться принципа: «завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Завтрак должен составлять 30% от суточного рациона, второй завтрак 40% от суточного рациона, обед — 40% и ужин 10%. Перерыв между ужином и завтраком не должен превышать 10 часов.
Физическая активность, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей помогает сбалансировать поступление и расход энергетических ресурсов в организм, повышает тренированность сердечно-сосудистой системы, повышает устойчивость к стрессам, улучшает липидный спектр крови и препятствует развитию таких заболеваний, как сахарный диабет, остеопороз, злокачественные новообразования, ожирение. Физическая активность повышает устойчивость к стрессу и улучшает настроение.
Отказ от вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотических веществ позволяет человеку сохранить свое здоровье, а здоровый образ жизни помогает продлить жизнь и укрепить здоровье.
Актуальность формирования отношения студентов МАГУ к здоровому образу жизни (ЗОЖ), является неотъемлемой частью образовательного процесса, связана эта проблема со снижением уровня здоровья студенческой молодёжи, низкой двигательной активностью, недостаточной физической подготовленностью. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья студентов занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и приоритетов. Являясь своеобразным показателем общественного прогресса и отражением социального и экономического благополучия страны, здоровье человека и непосредственно студента как подрастающего поколения является мощным социальным и экономическим потенциалом общества и государства в целом [12].
По мнению социологов, анкетирование даёт 60% достоверной информации.
Тема: Отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни
Объект – здоровый образ жизни как социальное явление
Предмет - отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни
Цель – исследовать отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни
Задачи:
1. рассмотреть понятие здорового образа жизни в социологии.
2. проанализировать структурные компоненты и факторы формирования здорового образа жизни
Теоретические основы исследования. Теоретическими основами данного исследования послужила совокупность общенаучных подходов в изучении идентичности, труды российских и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблематикой.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены степень её научной разработанности, объект, предмет, цель, задачи исследования, изложены теоретические основы исследования и структура курсовой работы.
В первом параграфе первой главы изучили понятие социальной проблемы, а также рассмотрим ЗОЖ как социальное явление.
Во втором параграфе первой главы рассмотрим основные тенденции и факторы распространения ЗОЖ в современном обществе, проанализированы предпосылки для распространения данных тенденций в современном обществе
Во второй главе «Исследование отношения современной молодежи к здоровому образу жизни (на примере студентов МАГУ)» приводится описание проблемного поля, даются основные положения программы социологического исследования.
В первом параграфе второй главы рассмотрена молодежь как особая группа риска в отношении молодежи, ведущей ЗОЖ.
Во втором параграфе второй главы «Методические основы исследования отношения студентов МАГУ к проблеме наркомании и алкоголизма» приводится программа конкретного социологического исследования.
В заключении работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МАГУ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
1.1 Понятие здорового образа жизни в социологии
В мире существует множество организаций, чья деятельность направлена на формирование здорового образа жизни. Среди них как государственные, так и частные и общественные. Они занимаются тем, что пропагандируют и популяризируют навыки и понятия по ЗОЖ, помогают людям понять простую истину, что ведение правильного образа жизни неразрывно связано и с профилактикой заболеваний.
Для того чтобы наслаждаться счастливой жизнью, нужно иметь крепкое здоровье. Это аксиома. А для того чтобы иметь крепкое здоровье, нужно им заниматься и знать, что способствует его укреплению и поддержанию.
Хорошая физическая форма и стабильное эмоциональное состояние во многом зависят от того, какую жизнь мы ведём, каким ценностям мы следуем. Часто люди не задумываются над этим вообще, пока не прозвенит звоночек в виде каких-то расстройств или заболеваний физического тела, и тогда некоторые начинают в корне пересматривать своё отношение к тому образу жизни, который ведут.
Однако до этого можно и не доводить и вовремя предупредить и избежать появления дисбаланса в организме, применяя на практике методы ЗОЖ.
Цель ЗОЖ состоит в том, чтобы человек жил наполненной, физически активной жизнью, радовался бытию и поддерживал гармоничные отношения с окружающим миром. Для того чтобы эти цели были выполнимы, движение ЗОЖ использует следующие методы:
• Словесно-теоретические: через получение информации, её обработку человек знакомится с основными принципами ЗОЖ, для того чтобы впоследствии начать их применять.
• Наглядные: имея образец перед глазами, группу единомышленников, которые подают пример и поощряют следовать правильному образу жизни, гораздо легче решиться начать новую жизнь.
• Практические: теоретическое обоснование правильности своего выбора через прочтение книг, прослушивание и посещение лекций на данную тему плюс мотивированность деятельностью группы новых друзей позволяют быстрее перейти к главному этапу по внедрению принципов ЗОЖ — практике.
Третий пункт заслуживает особого внимания, т. к. по сути только он способен реально поменять ситуацию и привести к каким-то видимым и значимым изменениям вашей жизни к лучшему. Первые два пункта лишь подготовят вас морально. Вся же реальная деятельность происходит только благодаря практике.
Чему нужно уделить пристальное внимание, начиная вести здоровый образ жизни.
• Вы должны разработать для себя программу физической активности.
• Пересмотреть свою диету и, если нужно, внести соответствующие изменения.
• Сменить распорядок дня, приближая его к естественному ритму жизни.
Всё это позволит вам эффективно проводить профилактику различных физических и психических расстройств и благоприятно отразится на эмоциональном состоянии.
1.2 Структурные компоненты и факторы формирования здорового образа жизни
Человек, ведущий здоровый образ жизни, более гибок по отношению к различным жизненным ситуациям, он в целом смотрит на жизнь
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акумова Н.В., Ярмольчук В.Г. Уровень жизни личности на основе здорового образа жизни. // Бизнес в законе. №4. 2008. С. 275-278.
2. Анисимов В. В. Экспресс - диагностические методы оценки здоровья: Урок-практикум/В. В. Анисимов// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №7. – С.8-13.
3. Бутырская Е.В., Зайцева Л.М. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста // Учитель и время. №8. 2013. С. 9-14.
4. Вайнер Э. Н. Валеологические подходы и критерии здоровья и болезни/Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. — №12, 2009. — №1. – С.47
5. Вайнер Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №3. – С.39-46;
6. Вайнер Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования/Э. Н. Вайнер// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №5. – С.47-59.
7. Гаврилова М.А. Создание воспитательной ситуации на уроках биологии для реализации валеологического воспитания // Сибирский педагогический журнал. №11. 2007. С. 328-334.
8. Гаврилова М.А., Нестеров Ю.В. Формирование здорового образа жизни на уроках биологии // Естественные науки. №1. 2012. С. 31-37.
9. Ганьшина Г.В., Овчаренко В.А. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодёжи // Сервис в России и за рубежом. №1. 2008. С. 45-50.
10. Гареева Р.Г., Хуснутдинова З.А., Хамитов Э.Ш. Мировозренчиские детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании // Вестник Башкирского университета. Т. 12. №3. 2007. С. 197- 199.
11. Губогло З.И. Формирование культуро-ценностной мотивации здорового образа жизни, что нужно делать в школе для формирования мотивации здорового образа жизни? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №6. 2008. С. 50-52.
12. Даутов Ю.Ю., Уракова Т.Ю., Ожева Р.Ш., Хакунов Р.Н., Тхакушинов Р.А. Научные основы здоровья и здорового образа жизни // Новые технологии. №3. 2007. С. 67-69.
13. Дедловская М. В. Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников // Интеграция образования. №3-4. 2007. С. 163-169.
14. Дорошенко А.Л., Соколов Е.Е. Основы здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. №2. 2011. С. 36-41.
15. Дыкин Р.В. Эффективность социальной рекламы: некоторые аспекты проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. №1. 2009. С. 141-149.
16. Зубова С. А. Рациональное питание: Урок-практикум, 9-й класс/С. А. Зубова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №3. – С.17-21
17. Зуева М.В. Ориентация на здоровый образ жизни, как профилактика злоупотребления психоактивными веществами // Известия Южного федерального университета. Технические науки. Т. 36. №1. 2004. С. 199.
18. Калягин А. Н., Швецова Е. А. Школа по преодолению табачной зависимости: Курс из восьми занятий/А. Н. Калягин,Е. А. Швецова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. — №3. – С.51-54., №4. – С.54-60; №5. – С.40-46
19. Касимов И.Р. Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. №1. 2013. С. 111-115.
20. Киселева Ю.С., Козликина О.Г., Чернецова О.О. Использование здоровьесберегающих технологий в общественно активной школе // Научно-методический электронный журнал "Концепт". №7. 2013. С. 21-25.
21. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учеб. завидений. 3-е издание, стереотип. М.: Дрофа, 2002. 336 с.
22. Корбукова Н.А., Подкопаева Е.Г. Технологии и продукты здорового питания в формировании культуры качества питания студентов // Педагогика и психология. Перспективы науки. №3 (42). 2013. С. 19-22.
23. Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования. №2. 2009. С. 62-68.
24. Мандель Б.Р. Попытки объяснить принципы педагогической энтропии, или Генри Каттнер как апологет интеллектуальных игр // Вопросы культурологии. №4. 2007. С. 33-38.
25. Мирная А.В. Эффективность использования национальных подвижных игр Армении на занятиях по физическому воспитанию в ВУЗе // Физическое воспитание студентов. №3. 2010. С. 48-51.
26. Михайлова О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни // Вестник Самарского государственного университета. №1. 2007. С. 180-185.
27. Науменко Ю.В. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников. Образование личности. №3. 2013. С. 18-23.
28. Нежкина Н.Н., Иванова Е.В., Киселёва Н. В. Нормативно-правовое обеспечение здоровьеформирующей деятельности в школе // Народное образование. №2. 2010. С. 27-32.
29. Нестеров Ю.В., Гаврилова М.А. Об эффективности методики валеологического воспитания на уроках биологии // Гуманитарные исследования. №4. 2011. С. 305-310.
30. Ожева Е.Н., Мирная Л.В. Программа "здоровый образ жизни" // Инновационные проекты и программы в образовании. №4. 2009. С. 58-62.
31. Попов И.А. Пути формирования здорового образа жизни // Вестник новых медицинских технологий. Т. 12. №3-4. 2005. С. 12-13.
32. Проскурякова Л.А., Савченков М.Ф. Программа формирования мотивации к здоровому образу жизни в молодёжной среде http://elibrary.ru/item.asp?id=14865795. Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). Т. 94. №3. 2010. С. 98-102.
33. Рыбакова С.А. Комплексная программа формирования культуры здорового образа жизни учащихся образовательного учреждения до 2010 года. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Т. 13. №3. 2007. С. 46-48.
34. Садыгова М.А.К., Аназарова С.А.К. Здоровый образ жизни глазами школьников // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Т.3. №2. 2013. С. 295.
35. Сергиенко С.П. Динамическая пауза в образовательном процессе начальной школы // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 3. №1. 2012. С. 152-156.
36. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41-47.
37. Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. — №4. – С.28-31
38. Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.94-128.
39. Шур А.М. Интеллектуальная игра как средство формирования толерантного коммуникативного поведения в процессе обучения иностранному языку // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т. 8. №2. 2008. С. 127-130.
40. Щепкина О.И., Филипова В.Н., Китаева К.А., Болучевская О.А. Здоровый образ жизни, как возможность полноценной жизни человека // Система ценностей современного общества. №17-2. 2011.С. 196-197.