Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для создания и функционирования правового государства государственные власти призваны обеспечить надежную систему гарантий для общества, которая основана на соблюдении международных, конституционных принципов, реализации прав граждан в полной мере.
Формирование правового государства является сложным историческим процессом, что обуславливается необходимостью создания совокупности методов управления, направленных на действенное развитие общества. Такое развитие, прежде всего, должно основываться на верховенстве права, где главным фактором выступают интересы общества и его защита. При осуществлении правового регулирования государство, опирается на принципы законности и справедливости.
Понятие правового государства многогранное, так как его суть и содержание проявляются не только в политико-правовом режиме, но и во взглядах и позициях общества.
Актуальность данной темы заключается в том, что построение правового государства влияет на организованность общественных отношений в различных сферах. Развитие данного института способно обеспечить уважение общества к государственной власти, сформировать духовно-нравственные идеи, позволяющие в конечном итоге реализовать свободу личности, повысить уровень жизнедеятельности граждан. Идея построения правового государства позволяет связать государство и общество в единое целое, объединить их интересы, что способствует эффективному развитию экономики и повышению благосостояния населения.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующие правовое государство, его признаки и принципы.
Предметом настоящей работы выступает совокупность процессов, позволяющих построить правовое государство, достичь эффективных результатов.
Целью исследования является комплексный анализ особенностей построения и функционирования правового государства.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение исторических аспектов построения Российской Федерации как правового государства;
- изучение понятия и принципов правового государства;
- анализ прав и свобод граждан в правовом государстве;
- исследование условий формирования правового государства в российском современном обществе.
Научно-теоретическое значение работы заключается в том, что в ней сформулированы теоретические положения о понятии, сущности, принципах и эффективности правового государства. Основные результаты работы могут быть использованы в педагогических целях.
Практическое значение работы состоит в том, что знания о правовом государстве позволяют юристам применять нормы права в целях защиты общества, формируя его правовую культуру и правовые взгляды.
В основе курсовой работы лежат научные методы: нормативно - логический, социологический, а также методы комплексного анализа и синтеза, аналогия, индукция и дедукция и метод сравнительного правоведения.
Теоретической базой курсовой работы являются международные и российские нормативные правовые акты, труды отечественных авторов, научные статьи, размещенные в электронных средствах массовой информации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
1. Исторические аспекты становления Российской Федерации как правового государства
Развитие правового государства в России представляет собой сложный и не до конца сформированный процесс. Первым шагом к становлению правового сообщества явилось создание государственности в России.
Еще на Руси, при учреждении «военной демократии», зарождались признаки демократии, которые выражались в участии всех взрослых мужчин в решении важнейших вопросов ее жизни, контроле вольных общинников за деятельностью племенной верхушки, всеобщем вооружении соплеменников, гласном назначении военачальников и других лиц, выполнявших общественно значимые функции. В тот период народное собрание, которое выступало высшим органом, опиралось на обычаи и нравственные нормы.
С развитием и укреплением древнерусской власти стала возрастать и её роль. Князь правил вместе с родовой аристократией. В основе их правления лежали традиции. С момента правления Ивана III, берет начало самовластие. Не приходится говорить в данную эпоху о законе и праве, хотя в Западной Европе данные понятия применялись (в зарождающем виде). Справедливость и законность во времена самодержавного строя отсутствовали.
По мнению автора Селезнева Г.Н. закон и обычай - объективный фундамент правовой системы, указ - ее субъективная, изменчивая часть. Потому и народ привык с большим доверием относиться к закону, нежели к меняющимся и порой непредсказуемым указам и распоряжениям начальников разного уровня. Русская традиция: закон - от Бога, от разума, от воли народа; указ - от прихоти, амбиций, а то и просто дури начальства (10, с.112).
С правлением Ивана IV усилили действие предписания и распоряжения верховной власти, стали созываться Земские соборы. Они разрабатывали и одобряли проекты законодательных актов, утверждали размеры податей, обсуждали вопросы войны и мира.
Выдающимся правовым актом допетровской эпохи было Соборное уложение Алексея Михайловича (1649 год), в котором были собраны воедино действующие царские указы и боярские приговоры.
Петровские реформы были попыткой соединить самодержавно-крепостническое государственное устройство с некоторыми достижениями Западной Европы в области развития правовой системы. В эти времена осуществлялась ориентация на активное усвоение западного опыта и правового порядка.
Екатерина II, имевшая обширную переписку с мыслителями эпохи Просвещения, первой задумалась о соотношении закона и воли государя. В 1767 году была образована Уложенная комиссия - прообраз российского парламента. В нее вошли представители от дворянства, городов, правительственных учреждений, государственных крестьян, казачества, национальных групп. Но в условиях усиливающегося абсолютизма работа этой комиссии оказалась безрезультатной.
После расширения законодательных функций Сената (1802 год) в области разработки царских указов был создан в 1810 году Государственный совет. Четко определялись три вида таких актов: законы, уставы и учреждения. Впервые закон был выделен из всех правовых актов, как возглавлявший их иерархию юридический документ.
Оказалась не эффективной и дооктябрьская государственная политика. В обществе нарастала напряженность, самодержавная власть тут же покушалась на власть представительную в лице Думы. Были разогнаны I и II Думы, нарушен октябрьский (1905 год) Манифест царя, согласно которому ни один закон не мог быть принят без согласия Думы. Ряд законов, в том числе об изменении избирательной системы, был принят именно помимо Думы. Аналогичные явления наблюдались и в период первой мировой войны. Так как любой закон вступал в силу только с санкции царя (преодолеть царское вето Дума не могла), то западноевропейская традиция верховенства закона в правовом поле России так и не утвердилась: по-прежнему в нем господствовал указ.
После ухода с политической арены династии Романовых традиции указного права не прекратились. Они нашли свое отражение сначала в правовых актах Временного правительства, ставших с февраля по октябрь 1917 года главным источником так называемого революционного права, а затем в декретах Советской власти.
Начальный период деятельности Временного правительства ознаменовался принятием ряда законодательных актов, значительно расширявших права и свободы граждан. Однако реализовать на практике появившуюся тенденцию у Временного правительства не оказалось ни политической воли, ни реальной силы. Октябрьская революция, победившая под флагом слома старой государственной машины, ликвидировала сам принцип разделения властей. Закону была предпочтена так называемая революционная целесообразность, которая на практике, особенно на местном уровне, зачастую оборачивалась произволом.
Вынужденная отбиваться от многочисленных внутренних и внешних врагов Советская власть в качестве главного источника права избрала не закон, а декрет, то есть все тот же указ. То, что в отличие от царских указов декрет выступал в виде коллективной формы правотворчества (Совнаркома, ЦК или Политбюро), сути дела не меняло. Декрет широко использовался в практике работы Временного правительства, всех без исключения правительств, возникавших на территории страны во время гражданской войны и в первые годы восстановительного периода.
После разгона Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов. Этот орган под разными редакциями названия в качестве высшего властного органа просуществовал в СССР до декабря 1991 года, а в России - до октября 1993 года, когда Президентом России была приостановлена деятельность советов всех уровней.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 / КонсультантПлюс [электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru (дата обращения 01.05.2019).
2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 21.07.2014 №11- ФКЗ) / КонсультантПлюс [электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru (дата обращения 02.05.2019).
3. О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 №378 / КонсультантПлюс [электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru (дата обращения 30.04.2019).
4. Бережнов, А.Г., Воротилин, Е.А., Кененов, А.А. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Г. Бережнов. – М.: НОРМ, 2004. - С. 350.
5. Галимова, Л.Р. Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства / Л.Р. Галимова // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 4-7.
6. Колотов, А.Ф., Курлаева, Е.И., Симонов, В.Н., Скуратов, И.В. Теория государства и права: учеб. пособие. – М: Академия, 2009. - С. 212.
7. Макеев, В.В. Формирование правового государства в современных российских условиях (анализ некоторых проблем, возникающих в этом процессе) / В.В. Макеев // Философия права. - 2016. - №3 (76). – С. 15-26.
8. Макеев, В.В. Правовая личность: ретроспективный и современный подходы исследования / В.В. Макеев // Философия права. - 2015. - № 2. С. 18-34.
9. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов. – М.: Академия, 2004. - С. 241.
10. Селезнев, Г.Н. Правовое государство – история и современность / Г.Н. Селезнев // Российская историческая политология: Курс лекций. - 1998. -С. 354.
11. Тихомиров, Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт: учеб. пособие / Ю.А. Тихомиров. - М.: Юрид. лит., 1994. - С. 98.
12. Шаблова, Е.Г. Правоведение: учеб. пособие / Е.Г. Шаболова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2016. – С. 192.
13. Становление правового государства в России: история и современность/статья [электронный ресурс]/сайт Николая Баранова. - Режим доступа: https://nicbar.ru/.
14. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации/Под отв. ред. Лазарева В.В./Гарант [электронный ресурс]. – http:// www.allpravo.ru/ (дата обращения 01.05.2019).