Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образные средства языка в различные эпохи являлись объектом, вызывающим научный интерес. Не является исключением и эпоха Серебряного века, которая представляет собой важнейший этап в эволюции русского литературно-художественного языка, ставший импульсом для дальнейшего развития поэтического языка.
Особенности поэтического языка автора произведения, образные средства данного языка, а также проблема «автор и язык его эпохи» всегда вызывали интерес литературоведов и лингвистов (работы Ю. Тынянова (1924), В. В. Виноградова (1971), Б.А. Ларина (1974), Г.О. Винокура (1991) и других ученых). В настоящее время к данным вопросам также приковано внимание ученых. Немаловажно и то, что в современной науке возрастает роль междисциплинарных исследований, находящихся на стыке литературоведения и лингвистики, которые изучают лексику, семантику и стилистику художественного языка в единстве с поэтикой. Существует множество работ, посвященных языку поэтов разных художественных направлений и эпох, однако, по большей части, они представляют собой исследование языка определенного произведения или отдельного автора. При этом практически отсутствуют исследования, имеющие широкий сопоставительный характер, которые дали бы возможность более глубокого постижения своеобразия и многогранности образных средств языка и индивидуального стиля, присущие автору определенной литературной эпохи, к которой он объективно относится. Структура словесного выражения мысли отражает психологическое состояние автора, а анализ образных языковых средств помогает выявить своеобразие языковых единиц, через которые передается отношение автора к окружающему миру. Также подобные исследования позволили бы выявить взаимосвязанность языка автора от языковых тенденций его эпохи, а также определить, как отражается данная взаимосвязь в общем контексте развития поэтического языка. В рамках лингвопоэтики Серебряного века, выявление образных языковых средств языка и определение их роли в произведении позволит сделать определенные выводы относительно влияния поэзии данной эпохи на современные поэтические традиции. Этим и объясняется актуальность данной курсовой работы.
Объект исследования – поэтический язык поэтов Серебряного века.
Предмет исследования – образные средства языка как основной элемент лингвопоэтики определенного автора.
Цель данной курсовой работы – определение роли образных средств языка в произведениях авторов Серебряного века.
Поставленная цель определила задачи данной работы:
1) проанализировать историю изучения системы образных средств языка;
2) рассмотреть классификацию поэтических образных средств;
3) проанализировать систему образных средств в языке символистов и акмеистов;
4) определить роль образных средств языка в произведениях эпохи Серебряного века.
Объем данной курсовой работы не позволяет охватить все многообразие произведений исследуемой эпохи, поэтому мы ограничились исследованием языка двух направлений: символизм и акмеизм. Материалом данной курсовой работы являются произведения символистов (В. Брюсова, А. Блока), акмеистов (А. Ахматовой, О. Мандельштама) и других поэтов Серебряного века.
Теоретической базой данной курсовой работы являются исследования, посвященные теоретическим аспектам художественно-языковой выразительности, а также образным поэтическим средствам указанных авторов. Прежде всего, это работы В.М. Жирмунского, И.Р. Гальперина, А.Х. Сатретдиновой, Л.А. Усмановой, С.А. Ушаковой, а также других ученых.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1) комплексный лингвистический анализ художественного произведения;
2) сравнение качественных и количественных характеристик поэтического лексикона определенных авторов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы на занятиях в общеобразовательных учреждениях, а также в вузовских курсах лексики, стилистики и синтаксиса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА КАК ОТРАЖЕНИЕ БОГАТСТВА ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1. История изучения системы образных средств языка
Русский язык, являясь языком с богатой культурной традицией, дает возможность говорящим на нем людям использовать его многообразные выразительные возможности, что достигается, в том числе, и благодаря образным средства. Образные средства языка и приемы их употребления вырабатываются постепенно, так как представляют собой явление, меняющееся с течением времени. По этой причине художественно-выразительные возможности языка изучаются с давних времен и продолжают изучаться по сегодняшний день.
Изучением стилистических образных средств в течение многих столетий занимались великие ученые и мыслители (Аристотель, Квинтилиан, Цицерон, М.В. Ломоносов и др.). С античных времен они являлись важнейшими способами придания речи выразительности. В античную эпоху основной научной дисциплиной считалась риторика, основным объектом которой являлась «фигура». Также образные средства языка напрямую взаимосвязаны с такой дисциплиной как стилистика, которая и по настоящее время продолжает расширяться и распадаться на отдельные дисциплины, что позволяет рассмотреть проблематику данной дисциплины (в том числе и проблему образных средств) с разных сторон. Следует отметить, что проблема исследования образных средств всегда остается актуальной, поскольку она связана с динамикой развития языка и появлением большого количества художественных произведений. Однако исследователи отмечают, что разнообразие семантических и формальных проявлений образности в языке порождает многообразие подходов к определению самого понятия образных средств языка .
Впервые стилистические образные средства языка упоминаются в Индии в ХII в., где ученый Руйяка продемонстрировал двадцать реализаций образной схемы «лицо-луна» (например, твое лицо как луна; это вторая луна и т.п.). Представленные реализации, по сути, не являются научной классификацией, но при этом они отражают определенную системность в расположении форм, а также стремление к исчерпывающей классификации.
Другие работы по вопросам специфики образных средств языка принадлежат древнегреческим философам, которые образовали римскую ораторскую и поэтическую школу. Стилистические фигуры того времени было принято разделять на фигуры мысли и речи, а сам язык делился на литературный и разговорный. Античная наука представила три основных теоретических положения относительно изучения стилистических фигур: 1) взаимосвязь данных фигур с элементами языка; 2) трактовка фигуры как языковой единицы, которая отмечена стилистически; 3) соотношение фигуры с выбором слов или размещением во фразе. В античную эпоху фигуры впервые были изучены такими учеными как Горий и Трасимах, чьи эстетические теории позднее были взяты за основу и разработаны Аристотелем. В своих трудах «Риторика» и «Поэтика», которые являются главными памятниками теории стиля, Аристотель противопоставляет прозаическую и поэтическую, письменную и устную речь, а также говорит о красоте слова и о переносе его значения. Например, ученый демонстрирует, как благодаря выбору эпитета проявляется отношение говорящего к тому явлению, которое он описывает. Особое внимание Аристотель обращает на метафору, выделяя четыре ее типа. Метафора, по его мнению, является наиболее значимым образным средством. Можно закономерно предположить, что Аристотель, не располагая современными филологическими представлениями, вряд ли мог четко различать языковые и речевые явления, следовательно, метафорой для него могли быть почти все образные средства.
Проводя различие между литературным и разговорным языками, Аристотель выделял следующие группы образных средств: 1) выбор слов (иноязычия, поэтизмы, метафоры, архаизмы, неологизмы); 2) словосочетания (собственно словосочетания, порядок слов, ритм, длинные сложные законченные предложения); 3) фигуры (особая ритмико-интонационная единица, антитеза, ассонанс).
Поэтические взгляды Аристотеля значительно повлияли на развитие теории образных средств в европейской филологии.
В Древней Греции риторика развивалась в соответствии с практическими целями: она была необходима для анализа мифов, поэзии и других античных литературных произведений. Из античной школы риторики были заимствованы разнообразные термины, которыми обозначались выразительные средства и фигуры речи. Марк Фабий Квинтилиан, являясь ярким представителем римско-эллинистической школы, разделял тропы на два рода: «для большего выражения» (метафора, метонимия, синекдоха, и др.) и «для украшения» (аллегория, эпитет и др.).
Ученые эпохи Просвещения были увлечены взглядами древнегреческих философов, развивая новые теории выразительных средств с опорой на традиции античной школы.
Одним из самых первых трудов в России относительно изучения образных средств языка является «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» М.В. Ломоносова. Взяв за основу труды Квинтилиана, в работах которого выделяется четырнадцать образных средств, Ломоносов, в свою очередь, выделяет десять: метонимию, антономазию, метафору, синекдоху, катахрезу, аллегорию, перифраз, металепсис, иронию и гиперболу. Как считал М.В. Ломоносов, одни тропы заключаются в одном слове, а другие включают в себя два или более слов.
В лексико-семантическом аспекте образные средства языка впервые были изучены в трудах А.А. Потебни: «Мысль и язык» (1862 г.), «Из записок по теории словесности» (1905 г.), «Психология поэтического и прозаического мышления» (1910 г.) и Ш. Балли: «Французская стилистика» (1909 г., русский перевод - 1961 г.). В 60-е годы XX века начинает разрабатываться стилистический подход к определению образности слова в художественном произведении. Прежде всего, это работы М.Н. Кожиной (1961), А.И. Чижик-Полейко (1962), В.Г. Гака (1966), Е.И. Калмыковой (1969) и других ученых. Однако концептуальное оформление в российской лингвистике понятие языковой образности получает лишь в конце XX - начале XXI века.
В отношении изучения образных средств языка писателей Серебряного века существует большое количество исследований, имеющих как литературоведческую, так и лингвистическую направленность. Например, в работах А.Х. Сатретдиновой (2004) рассмотрена интертекстуальность в поэзии В. Брюсова, Л.А. Усманова (2012) анализирует средства языковой выразительности и цветопись в поэзии О. Мандельштама и т.д. Следует отметить, что изучение образных средств языка поэзии Серебряного века имеет продолжительную научную традицию, однако нуждается в дальнейшем анализе.
Таким образом, очевидно, традиция изучения образных средств языка имеет многовековую историю. Различные теории в области стилистики возникают регулярно, приводя к разнообразным дискуссиям, поскольку язык, представляя собой динамической и социально обусловленное явление, постоянно меняется, отражая изменения, происходящие в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык / И.В. Арнольд - М.: Флинта: Наука, 2002.
2. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. Опыт систематизации выразительных средств. – М.: Либроком, 2016.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 10-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. – Л.: Наука, 1973.
5. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Издательство «Наука», Ленинградское отделение, Л.: 1977.
6. Знаменская Т.А. Стилистика английского языка. Основы курса / Т.А. Знаменская - М.: Едиториал УРСС, 2004.
7. Калинина Л.В. Языковые средства выражения семантики неуловимого в поэзии раннего О.Э. Мандельштама. Филология и культура. 2015. №4 (42).
8. Мезенин С.М. Образные средства языка: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2002.
9. Мизинина И., Тюрина Т. Выразительные средства языка (Справочное пособие). – М.: ООО Н-ПРО, 2006.
10. Нечепуренко М. Ю., Голубева М. М. Особенности стихосложения поэзии серебряного века // Современная филология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014.
11. Попова Л.В. Демонизм в поэзии Серебряного века. Вестник Костромского государственного университета, 2013.
12. Прокофьева В. Ю. Концепт «Петербург» в поэзии Серебряного века в его лексическом представлении. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2004.
13. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1976.
14. Русская словесность: от слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 5-11 классов школ, гимназий и лицеев гуманитарной направленности. / Збарский А.А., Алхазова Т.И. – Армавир, 2004.
15. Сатретдинова А.Х. Интертекстуальность в поэзии В. Брюсова. Дис. канд. филологических наук. Астрахань, 2004.
16. Усманова Л.А. Цветосемантика поэзии О.Э. Мандельштама. Филология и культура. 2012. №1 (27).
17. Ушакова С.А. Языковые образные средства в ранней лирике А. Ахматовой // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. 2015. № 15(50).
18. Хамитова Э. Р. Реализация концептуальной метафоры «природа-человек» в творчестве некоторых поэтов Серебряного века и русской эмиграции. Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №2.
19. Хансен-Леве А. К типологии возвышенного в русском символизме // Блоковский сборник. XII. Тарту, 1993.