Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Министерство юстиции Российской Федерации является преемником Министерства
юстиции СССР. Оно было создано 16 мая 1992 года в связи с принятием поправок в Конституцию РСФСР
1978 года. Впоследствии, особенно в связи с принятием Конституции РФ 1993 года, были существенно
изменены полномочия и нормативные основания деятельности министерства юстиции РФ.
В настоящее время министерство юстиции РФ в своей деятельности в качестве основного документа
рассматривает Указ Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции РФ», которым было утверждено
Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ
1.1 Министерство юстиции РФ: понятие и основные направления. Актуальные вопросы законопроектной
деятельности Министерства юстиции РФ
3
Министерство юстиции РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также
координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время , деятельность Министерства юстиции РФ имеет следующие направления:
Законопроектная деятельность
Экспертиза нормативных правовых актов
Международное сотрудничество
Деятельность в сфере НКО
Деятельность в сфере адвокатуры, нотариата и органов ЗАГС
Деятельность в сфере судебной экспертизы
Хозяйственная деятельность
Представление интересов Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека
Единство правового пространства
Развитие федеративных отношений и местного самоуправления
Деятельность в сфере третейского разбирательства
Приоритетный проект по пересмотру обязательных требований.
Рассмотрим Актуальные вопросы законопроектной деятельности Министерства юстиции РФ.
Согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации правом законодательной инициативы наделены
Президент, палаты Федерального Собрания, члены Совета Федерации, депутаты Государственной
Думы, Правительство, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также Верховный и Конституционный суды Российской Федерации по
вопросам их ведения .
В упомянутой выше статье основного закона указан ограниченный круг субъектов, и какого-либо
дополнительного расширительного толкования относительно других органов статья не содержит. В этой
связи можно сказать, что федеральные министерства, агентства, и иные органы государственной власти
согласно букве закона не наделены прямой возможностью осуществлять законодательную
деятельность. Однако, несмотря на это, федеральные министерства, а также другие органы
исполнительной власти, разрабатывают и утверждают внутриведомственные планы законопроектной
деятельности на определенные периоды, которые постепенно исполняются следующим образом. Как
правило, федеральные министерства, а также другие органы исполнительной власти согласно
утвержденным внутриведомственным документам передают конкретные законопроекты в
Правительство, которое будучи субъектом прямой законодательной инициативы вправе начать процесс
рассмотрения, обсуждения и возможно принятия конкретного законопроекта в парламенте. Однако
следует отметить, что данная процедура весьма затруднительна и требует много времени, ресурсов, а
также привлечения различных органов для работы над законопроектом, который возможно будет
внесен Правительством в парламент.
4
Согласно регламенту Правительства, конкретные законопроекты вносятся на рассмотрение в Комиссию
Правительства по законопроектной деятельности, которые впоследствии передаются на заседание
Правительства, на обсуждение, причем, только на заседании может быть решен вопрос о том, будет
внесен законопроект в парламент или нет .
1.2 Деятельность Министерства юстиции в РФ в сфере обеспечения единства правового пространства
В федеративном государстве, каким является Россия, особого внимания заслуживает вопрос об
обеспечении верховенства и реальности Конституции. Как известно, в нашем государстве наряду с
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами действуют законы и иные правовые
акты субъектов Российской Федерации.
Принятие органами государственной власти субъектов России различных нормативных правовых актов
порождает огромный массив регионального законодательства, который в совокупности с федеральным
законодательством образует правовое пространство страны. В этой связи задачей законодательства
Российской Федерации является создание единого правового пространства федерального и
регионального уровней.
Противоречие принимаемых в субъектах Российской Федерации правовых актов федеральному
законодательству ставит под вопрос конституционную безопасность государства и его целостность,
поскольку несогласованность федерального и регионального законодательства приносит значительный
вред установлению законности, а также ограничивает конституционные права и свободы граждан.
Таким образом, одним из принципов реализации единого правового пространства является
безукоризненное обеспечение принципа верховенства Конституции Российской Федерации как
Основного закона, а также федеральных законов.
Необходимо признать, что добиться безусловного единства правового пространства не удалось в
настоящее время ни одному государству.
Однако более или менее стабильное государство должно обладать таким механизмом, способным
преодолевать возникающие правовые противоречия между федеральным центром и его субъектами в
целях соблюдения иерархии правовых актов, на вершине которой стоит Конституция Российской
Федерации. Реализация данной задачи прямо возложена на Министерство юстиции Российской
Федерации и его территориальные органы.
Именно обеспечение единства правового пространства является одним из приоритетных направлений
деятельности Минюста России. Впервые такая задача была сформулирована в Указе Президента РФ от
10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства
Российской Федерации» , в соответствии с которым Президентом Российской Федерации дано
поручение создать федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации, ведение которого было возложено на Минюст России и его территориальные органы. Для
указанной цели на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации возложена обязанность
в семидневный срок после принятия нормативных актов обеспечивать направление их копий в орган
юстиции для включения в федеральный регистр и проведение правовой экспертизы на предмет их
соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству. Приказом Минюста России от 31 мая
2012 г. № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» установлены сроки проведения
экспертизы. По общему правилу экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления акта в
5
территориальный орган юстиции, однако при необходимости этот срок может быть продлён, но не
более чем на месяц.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И
КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ В ОБЛАСТИ НОТАРИАТА
2.1 Деятельность Министерства юстиции РФ по организации государственной системы бесплатной
юридической помощи
Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с планом мероприятий по реализации
полномочий Правительства Российской Федерации в области обеспечения граждан Российской
Федерации бесплатной юридической помощью ведется активная работа по формированию и
реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической
помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи.
В 60 субъектах Российской Федерации основным участником государственной системы бесплатной
юридической помощи являются только адвокаты, в 8 субъектах Российской Федерации – только
государственные юридические бюро. В 16 субъектах Российской Федерации задействованы и
государственные юридические бюро, и адвокаты .
Еще одним направлением деятельности Минюста России являлась разработка проекта государственной
программы «Юстиция». Проект разработан в соответствии с распоряжением Правительства РФ от
11.11.2010 и 29.12.12 был внесен в Правительство Российской Федерации для утверждения. Цель
данной государственной программы заключается в развитии законно - ориентированной, правовой
модели поведения граждан в нашей стране, поддержание устойчивого правомерного поведения,
преодоление правового нигилизма, повышения доверия к правосудию. Данная программа рассчитана
на 2013–2020 годы. В соответствии со статьей 11 Закона о бесплатной юридической помощи и пп. 30.32
п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 13 ноября 2004 г. № 1313 , одним из полномочий Минюста России является
проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных
внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, Деятельность Минюста России по
организации государственной системы бесплатной юридической помощи государственных
юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров
бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи. Функции
по проведению мониторинга вышеуказанных участников системы бесплатной юридической помощи в
субъектах Российской Федерации осуществляют территориальные органы Минюста России.
В соответствии с установленными критериями мониторинга в сфере бесплатной юридической помощи,
территориальными органами в Минюст России в установленные сроки представляется информация о
деятельности в сфере бесплатной юридической помощи на территории субъекта (субъектов) за каждое
полугодие. Данная информация, подготовленная на основании сведений территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов, органов
местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов
Российской Федерации, негосударственных центров бесплатной юридической помощи, юридических
клиник анализируется Министерством юстиции Российской Федерации .
6
2.2 Контрольные полномочия Министерства юстиции Российской Федерации в области нотариата
Одной из современных задач системы нотариата является правовое обеспечение безопасности и
эффективности экономической деятельно¬сти для минимизации негативных финансовых последствий.
В соот¬ветствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нота¬риате (далее: Основы)
нотариат в Российской Федерации призван обе¬спечивать в соответствии с Конституцией РФ,
конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и
законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных
законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Особенностью нотариальной деятельности является ее публично-правовой характер, который
определяется исходя из характеристик ука¬занной деятельности, на что неоднократно указывал и
Конституционный Суд РФ. Так, в постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о про¬верке
конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате» Консти¬туционный Суд отметил, что осуществление нотариальных функций от
имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариу¬сов и обусловливает
необходимость организации государством эффек¬тивного контроля за их деятельностью, включая
деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадле¬жащих к
лицам свободной профессии.
Учитывая исполнение нотариусами функции государства по защите прав и законных интересов
физических и юридических лиц, указанная деятельность должна контролироваться органами
государственной вла¬сти .
Нотариальная палата организует свою работу на принципах само-управления. Полномочия
нотариальной палаты, определенные ст. 25 Основ, реализуются через органы нотариальной палаты (ст.
26 Основ). Самоуправление нотариальных палат проявляется в двух функциях: об-щественной,
основанной на членстве каждого нотариуса, и государствен¬ной, при которой нотариальное
самоуправление может рассматриваться как одна из форм организации государственного управления
нотариаль¬ной деятельности, исходящей из наделения нотариусов и нотариальных палат
полномочиями от имени государства. Сущностное содержание саморегулирования проявляется в том,
что государство передает саморегулируемой организации функции по определению норм и правил
опре¬деленной профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы рассмотрели деятельность Министерства юстиции в РФ.
По итогам исследования нами было отмечено, что основными направлениями деятельности
Министерства юстиции РФ. – это: Законопроектная деятельность; экспертиза нормативных правовых
актов; международное сотрудничество; деятельность в сфере НКО; деятельность в сфере адвокатуры,
нотариата и органов ЗАГС; деятельность в сфере судебной экспертизы; хозяйственная деятельность;
представление интересов Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека; единство
правового пространства; развитие федеративных отношений и местного самоуправления; деятельность
в сфере третейского разбирательства; приоритетный проект по пересмотру обязательных требований.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
7
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008
№ 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ.04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Федеральный закон от 6.10.1999 № 184-ФЗ (последняя редакция) «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от
31.05.2002 № 63-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 07.10.2017) «О Регламенте
Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской
Федерации» // Российская газета. № 119. 08.06.2004.
5. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313(ред. от 09.04.2018) «Вопросы Министерства юстиции
Российской Федерации» // Российская газета. № 230. 19.10.2004.
6. Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 (ред. от 26.12.2016) «О дополнительных мерах по
обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
7. План законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2019 год
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: официальный сайт Министерства юстиции Российской
Федерации.
8. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации : приказ Минюста России от 31.05.2012
№ 87 (ред. от 28.09.2018) // Бюллетень Минюста РФ. – 2013. – № 1.
9. Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской
Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Главных управлений
Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации : приказ
Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25 (ред. от 05.12.2017) // Российская
газета.– 2014.–№65;2017.–Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru.
10. Приказ Минюста России от 31 мая 2012 г. № 87 (ред. от 28.09.2018) «Об утверждении
Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
11. Приказ Минюста России от 12.11.2012 № 206 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении форм и
сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной
системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте
России 23.11.2012 N 25911) // СПС Консультант Плюс.
12. Акимов Г. Б. Актуальные вопросы организации контроля испол-нения нотариусами
профессиональных обязанностей / Г. Б. Акимов // Нотариус. 2017. №2. С. 3–7.
13. Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах / А.И.
Бугаренко // Арбитражная практика, 2016. №5.С.24-27.
14. Восканян Р.О. Финансирование государственных инновационных программ из внебюджетных
источников / Р.О. Восканян // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 4. С. 40–44.
8
15. Дмитриев Ю.А. Научно-практический комментарий к 324-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «О бесплатной
юридической помощи в Российской Федерации» (постатейный) // СПС Консультант Плюс.
16. Зимин А. Е. К вопросу о нотариальном обеспечении экономической деятельности / А. Е. Зимин //
Нотариус. 2016. № 5. С. 14–16.
17. Кручинин Ю.С. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи
в Российской Федерации / Ю.С. Кручинин, В.В. Арапов // Адвокат. 2016. № 12. С. 5–12.
18. Мазаев Д.В. Общая характеристика законодательного обеспечения бесплатной юридической
помощи в России: Аналитический доклад / Институт права и публичной политики / Д.В. Мазаев. М.:
Акварель, 2016. С. 18–19.
19. Морозова Н.А. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных
правонарушениях / Н.А. Морозова, В.Ю. Панченко // Российский судья. № 5. 2016. С. 40–42.
20. Остапенко А.С. Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной
юридической помощи в Российской Федерации» / А.С. Остапенко, Е.В. Артемьев, Е.А. Бевзюк // СПС
Консультант Плюс.
21. Романовская О. В. К дискуссии о будущем нотариата / О. В. Романовская // Нотариус. 2017. № 5.
С. 40–44.
22. Рябцева Е.В. Формы бесплатной юридической помощи в международном праве и практике
зарубежных стран / Е.В. Рябцева // Международный научно-практический юридический журнал
«Евразийская адвокатура». № 6(13). 2014.С.15-18.
23. Смирнов С. В. Нотариат — публично-правовая саморегулируемая организация / С. В. Смирнов, Т.
Г. Калиниченко, В. А. Бочковенко // Российская юсти¬ция. 2016. № 5. С. 42–46.
24. Тарасов О.А. Законопроект о бесплатной юридической помощи в системе российского
законодательства / О.А. Тарасов // Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия
государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.:
Акварель, 2016. С. 320–323.
25. Федосеев Р.В. Практикум по организации управления в области юстиции / Р.В. Федосеев, П.Н.
Качалов, О.А. Баршова, Я.В. Кудашкин. Саранск: ЮрЭксПрактик, 2016. 64 с.