Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных организациях в погоне за повышением конкурентоспособности и получением максимальной прибыли зачастую забывают о социальных аспектах развития и пренебрегают ими. Это приводит к негативным процессам во внутренней среде: ухудшению условий труда работников, повышению текучести кадров, снижению качества организационной культуры, отсутствию мотивации персонала к повышению производительности и достижению целей компании. Именно поэтому становится интересным рассмотреть каким образом можно сохранить и повысить эффективность социального развития организации, что обуславливает актуальность темы исследования.
Цель курсовой работы – анализ социального развития организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность и задачи социальной работы организации,
- изучить процесс организации социальной работы,
- провести анализ социальной работы на примере ФГБУ «Онкологический центр им Н.Блохина,
- выявить направления развития социальной работы организации.
Предмет исследования – современные принципы и методы реализации социальной работы в организации.
Объект исследования - ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н.Блохина».
1 Теоретические основы социального развития организации
1.1 Сущность социального развития организации
В латинском языке существует слово socialis, от него и произошёл наш термин, и обозначает он с латинского перевода — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Данный термин употребляют для того, чтобы обозначить взаимодействия и взаимоотношения с людьми, которые осуществляются в различных ситуациях и через разные каналы и коммуникации. Собственно, этот подход и лежит в основе исследования социокультурного пространства.
Некоторые ученые считали, что эта категория является производной от коллективной деятельности людей. Также представители этой социокультурной школы, такие как К. Маркс, Т. Веблен, М. Вебер делали упор на социокультурные факторы, которые рассматривались со статической и динамической стороны. Данная категория, которую рассматривали ученые, формировалась как фундамент, на котором строятся все взаимоотношения между разными видами социокультурных явлений. Тем не менее, термин «социальное» используется в научной деятельности всеми учеными, также его употребляют в различных официальных документах и во многом другом.
Также следует упомянуть о том, что этот термин используется и в более узком смысле, например, когда идёт сравнение с другими процессами, такими так политические, экономические, социальные и тому подобные. Если так употребляется данное понятие, то оно преподноситься для выражения явлений, которые совмещают в себе не всеобъемлющее в обществе, а только небольшой кусочек жизни в нем, которому можно дать такое обозначение как социальная сфера.
По мнению некоторых ученных изначальное понятие «социальное» в научной деятельности также не обладает одним каким-то смыслом. Зачастую оно передает значения всего того, что присутствует в обществе: производство, политическая жизнь, различные события духовных культур. Вследствие этого, очень часто всё, что происходит и функционирует в обществе, называют социальным. На основании такого обширного толкования этого понятия и появился образ о социальном управлении как о регуляции широкого круга общественных процессов.
Социальное управление, по сути, неотъемлемо от общественной системы и представляется в отношении к управлению как что-то первобытное, то есть то, что зародилось намного раньше.
Существует ещё одно мнение, которое трактует социальное управление как целенаправленное влияние на социальную систему, организацию, институт или процедуру в интересах регулирования, расширения их функционирования. Своеобразие такого вида управленческих действий заключается в том, что в ипостаси объекта управления здесь выражается сложнейший комплекс разнокалиберных по своему характеру элементов — организованных трудовых коллективов, организаций и заведений, институциональных органов власти и территориального управления, акционерных и частных производственных и коммерческих образований.
Также, говоря о понятии социальное управление, стоит сказать, что оно представляет собой многостороннее понятие.
В социальное управление входят разные стороны, такие как: административно-государственная, социокультурная и производственная, которые лежат в неутихающей процедуре распределения и перераспределения их ролей. В социальное управление как вид укладываются соответствующие уровни, формы и подвиды управления.
Одной из главных частей социального управления является управление социальным развитием. В словаре терминов представлены объяснения слова «социальное развитие», и трактуется оно как процесс, в осуществлении которого протекают значительные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни, а также может идти речь об её отдельных составляющих, таких как: социальные институты, социальные отношения и тому подобное. Социальное развитие идёт путём эволюции, то есть осуществляется поэтапное исчезновение прежних, ненужных компонентов социальной системы и их выталкивание поэтапно собирающимися свежими компонентами.
В термин «социальное развитие» входят такие части как:
- Социальные процессы, которые сопряжены с функционированием общественных отношений;
‒ Социальные процессы, которые определяются развитием общественных отношений;
‒ Процессы прохождения отрицательных социальных явлений;
‒ Процессы прогресса в условиях жизни работающих людей .
1.2 Направления социального развития современной организации
Теория и практика менеджмента организации в России формируется в быстро меняющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп.
В социальном управлении организации осознан факт: высокое качество жизни населения - не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем. В сегодняшней управленческой практике задаются социальные приоритеты, разрабатываются социальные технологии (информационная, организационная, административная, нормативно-правовая).
В кризисных ситуациях, в период моделирования общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на плавных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их достижения.
Исходя из анализа современной литературы по данной теме можно вычленить три группы функций управления социальным развитием организации. К самой первой группе функций относят функции, которые направлены на образование и оптимизацию социальной организации коллектива, и на модернизацию его социальной культуры.
Говоря о второй группе, здесь стоит отметить, что она направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников, а также выработку благоприятных возможностей для воплощения сотрудниками своих социальных прав.
Третья группа функций включает в себя решение задач развития социально значимых качеств людей. Узнав многие точки зрения ученых на вопрос управления социальным развитием в организации, можно сказать, что этот тип управления основывается на социальной теории развития организации и разрешение проблем использования категориального аппарата «социальное управление» располагается на линии фундаментальной разработки или переоценки ряда оснований и категорий, как социологии, так и управления .
2 Анализ социального развития ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н.Блохина»
2.1 Общая характеристика организации
ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н.Блохина» Минздрава РФ является правопреемником созданного Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1951 года Института экспериментальной патологии и терапии рака АМН СССР.
Центр является самостоятельной медицинской научной организацией, имеющей статус государственного учреждения.
С 2001 года по настоящее время ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н.Блохина» Минздрава РФ возглавляет академик РАН, профессор Михаил Иванович Давыдов, выдающийся отечественный хирург-онколог, продолжающий лучшие традиции своих предшественников и под чьим руководством в Центре динамически развивается как клиническая, так и экспериментальная онкология
Фрагмент для ознакомления
3
1. Устав ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н.Блохина» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю., Шелков А.Б. Организационное управление: Учебное пособие для вузов. - М.: РГГУ, 2007. - 733 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИФРА-М, 2010. - 576 с.
4. Груич С. Г. Сущность и функции управления социальным развитием современной организации // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 72-75. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1835/ (дата обращения: 04.05.2019).
5. Короткова Т.Л. Использование социально-этического маркетинга в методологии реструктуризации бизнеса // Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
6. Короткова Т. Социальная роль маркетинга как философии бизнеса // Практический маркетинг. – 2006. - №8.
7. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 816 с. (Классический зарубежный учебник). – ISBN 978-5-469-00989-4.
8. Левин А.В. Организация маркетинга в здравоохранении. - М.: Дашков и Ко, 2013. – С. 59.
9. Маркетинг товаров и услуг: учеб.пособие для студентов сред. Проф. Образования / А.В. Лукина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 238 с.
10. Модестов А.А., Лебедев А.А. Маркетинг в здравоохранении / Российский педиатрический журнал. - 2013. - № 2. - С.31.
11. Основы маркетинга = MarketingEssentials: крат.курс. Пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2010. – 647. – ISBN 978-5-8459-0376-1.
12. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 735 с.
13. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанов. 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 638 с.